Развитие самостоятельности ребенка в игровой деятельности

Слайд 1

МБДОУ «ЦРР – детский сад №117» « Развитие детской инициативы и самостоятельности в ИГРОВОЙ деятельности» Шакина М.С.

Слайд 2

Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности , форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

Слайд 3

Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы , и все это любовно. Он прав. Я . Корчак

Слайд 4

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг », к началу какого-нибудь действия. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.

Слайд 5

Инициативный ребенок– что это значит?

Слайд 6

Черты инициативной личности Стремление к самореализации Познавательная активность Произвольность поведения Творческий подход к деятельности самостоятельность Развитая эмоционально-волевая среда общительность

Слайд 7

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Слайд 8

– это серьезно игра

Слайд 9

Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные

Слайд 10

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические Подвижные Игры-занятия Дидактические игры Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками Игры с метанием и ловлей

Слайд 11

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ Конструкторские Сюжетно-ролевые Театрализованные Игры драматизации Режиссерские С элементами труда С элементами художественно-творческой деятельностью

Слайд 12

ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2-3 ГОДА 3-5 ЛЕТ 5-7 ЛЕТ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА ( формирование условных игровых действий) НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ( формирование ролевого поведения) ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ( формирование умений строить сложные сюжеты)

Слайд 13

Строение сюжета игры 2-3 ГОДА « Однотемные », « одноперсонажные » сюжеты игры как смысловая цепочка действий 3-5 лет 5-7 ЛЕТ « Многоперсонажный » сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Слайд 14

УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Слайд 15

Игровая позиция воспитателя Способность устанавливать доверительные отношения с окружающими Эмпатия – способность чувствовать игровое состояние других людей Собственный игровой опыт воспитателя Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Наблюдатель консультант Координатор режисер Со – игрок Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Креативность – способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации игровой деятельности

Слайд 16

Действия воспитателей 2-3 года Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка. На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия. В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

Слайд 17

Действия воспитателей 3-5 лет Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент. Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога . Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Слайд 18

Действия воспитателей 5-7 лет Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане. Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события. Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

Слайд 19

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми , где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 20

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нѐм властелином».

Читайте также:  Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе

Слайд 21

Не стараться всё сразу показывать и объяснять Не критиковать, все имеют право на ошибку Давать простые задания (снимать страх не справлюсь) Давать задания интересные, чтобы дети самостоятельно , получали от этого удовольствие .

Слайд 22

Позволь мне сделать , и это станет моим навсегда Скажи мне, и я забуду

Слайд 23

Интервью

Слайд 24

При помощи считалки дети выбирают “журналиста”, а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: “Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать “Кто ты?” он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством – это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: “Что вы варите?”, “Кому вы хотите помочь?”, “А станцуйте для меня!” – но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью

Слайд 25

«Семья» Цель – научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. «Цирк» Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу. «Нам весело» Цель – научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными «Космическое приключение» Цель – научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.

Слайд 26

Благодарим за внимание

Источник

елена литовченко
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности

СЛАЙД 1

ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности. Но полноценного развития игра детей достигает лишь тогда,когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность,отрабатывая все ее основные компоненты. Так при сюжетно-ролевой игре я выделяю для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способ ролевого взаимодействия;в дидактических помогаю им выделить и осознать правила,определить последовательность действий и конечный результат,во время организации и проведения подвижных игр знакомлю с содержанием правил и требований к игровым действиям,раскрываю смысл игровой символики и функции игровых атрибутов,помогаю оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятелными играми детей,осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

СЛАЙД 2

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

СЛАЙД 3

Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.Для этого оформлены:

Читайте также:  Особенности развития ребенка с задержкой психического развития

СЛАЙД 4

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр

5,6 ,7

*Центр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

СЛАЙД 8

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

СЛАЙД 9

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

СЛАЙД 10

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок,в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

СЛАЙД 11

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

СЛАЙД 12

Источник

Формирование инициативности и самостоятельности у  дошкольников в игровой деятельности

        Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

        Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

        Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

– это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

– способность рассчитывать только на свои силы;

– свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

– умение распоряжаться собой и своим временем;

– умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

        Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».

        «Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

        Таким образом, «самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

        На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

        С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

        Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

        Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

        Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

        Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

        Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.

        Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

        Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

        Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

Читайте также:  Общая оценка развития и поведения ребенка как написать

        Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.

        Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которые были проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитие умения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

         В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:

         Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.

        Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развития самостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:

1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно – развивающей среды; мониторинг развития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

        Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию.

2. Косвенные:

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

         Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или сам включается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи:

– Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.

– Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.

– Формировать интерес к классической музыке.

– Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

– Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

– Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .

– Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

 – Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

– Формировать диалогическую форму речи.

– Воспитывать уважение к труду профессии врача.

– Способствовать расширению круга ролевых действий.

– Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

– Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

– Способствовать формированию коммуникативных навыков.

– Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре:

1. Изготовление атрибутов:

– изготовление справок из бумаги;

– изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

– сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

– изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями:

– рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;

– прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;

– рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;

– чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;

– экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

– чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;

– предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

– дидактическая игра «Волшебный сундучок»;

– провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам:

– научить пользоваться атрибутами;

– учить раскладывать атрибуты;

– учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».

– учить объединяться в игре и использовать диалоги.

Источник