Развитие самостоятельности ребенка через игровую деятельность
елена литовченко
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности
СЛАЙД 1
ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности. Но полноценного развития игра детей достигает лишь тогда,когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность,отрабатывая все ее основные компоненты. Так при сюжетно-ролевой игре я выделяю для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способ ролевого взаимодействия;в дидактических помогаю им выделить и осознать правила,определить последовательность действий и конечный результат,во время организации и проведения подвижных игр знакомлю с содержанием правил и требований к игровым действиям,раскрываю смысл игровой символики и функции игровых атрибутов,помогаю оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятелными играми детей,осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.
СЛАЙД 2
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки из космоса и т. п.
По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.
СЛАЙД 3
Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.Для этого оформлены:
СЛАЙД 4
* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр
5,6 ,7
*Центр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;
СЛАЙД 8
* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;
СЛАЙД 9
* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;
* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования
* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;
СЛАЙД 10
* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;
* Театральный уголок,в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
СЛАЙД 11
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
СЛАЙД 12
Источник
Формирование инициативности и самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.
Многие авторы считают:
– это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
– способность рассчитывать только на свои силы;
– свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;
– умение распоряжаться собой и своим временем;
– умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».
«Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».
Таким образом, «самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.
С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:
– обогащение арсенала умений;
– побуждение детей через изменение условий;
– постановка новых задач.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.
Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.
Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.
Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которые были проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитие умения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:
Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развития самостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:
1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.
4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.
5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно – развивающей среды; мониторинг развития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.
Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :
1. Прямые:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,
взятие на себя роли подсказка в ходе игры,
внесение нового атрибута,
направление игры в нужное русло,
переключение внимания на другую игровую ситуацию.
2. Косвенные:
чтение отрывков из газет и журналов,
рассматривание картин и плакатов,
изготовление атрибутов на занятиях по труду,
беседы, знакомство с трудом взрослых.
Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или сам включается в игру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Задачи:
– Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.
– Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.
– Формировать интерес к классической музыке.
– Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.
– Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
– Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .
– Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.
– Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.
– Формировать диалогическую форму речи.
– Воспитывать уважение к труду профессии врача.
– Способствовать расширению круга ролевых действий.
– Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.
– Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.
– Способствовать формированию коммуникативных навыков.
– Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.
Подготовка к игре:
1. Изготовление атрибутов:
– изготовление справок из бумаги;
– изготовление таблеток и витаминов из пластилина;
– сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;
– изготовление медицинских карточек.
2. Обогащение впечатлениями:
– рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;
– прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;
– рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;
– чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;
– экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
– чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;
– предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;
– дидактическая игра «Волшебный сундучок»;
– провести беседу по итогам экскурсии.
3. Обучение игровым приемам:
– научить пользоваться атрибутами;
– учить раскладывать атрибуты;
– учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».
– учить объединяться в игре и использовать диалоги.
Источник
Надежда Александрова
Развитие самостоятельности у детей посредством игры
Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.
Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.
Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства – от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.
Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.
Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.
Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.
Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»
1 этап. Цель – планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.
Индивидуальные папки. Цель – развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.
Задания для детей:
– задания для взывания интереса к разным видам деятельности,
– задания для развития умения планировать деятельность.
– задания для развития воображения
Задания для родителей:
Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.
Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.
Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.
Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.
2 этап. Тренинг для детей 5-6 лет.
1 часть. Игры на развитие умения определять свои предпочтения.
Игры, стабилизирующие эмоциональное состояние.
2 часть. Игры, развивающие умения устанавливать взаимосвязь цель- результат.
Игры, развивающие умение ставить проблему.
Игры, развивающие умение находить разные решения одной задачи.
3 часть. Игры, развивающие творческое мышление и воображение.
3 этап. Совместная образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности.
Цель – развитие компонентов самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Источник