Развитие самостоятельности ребенка через игровую деятельность

елена литовченко
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности

СЛАЙД 1

ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности. Но полноценного развития игра детей достигает лишь тогда,когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность,отрабатывая все ее основные компоненты. Так при сюжетно-ролевой игре я выделяю для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способ ролевого взаимодействия;в дидактических помогаю им выделить и осознать правила,определить последовательность действий и конечный результат,во время организации и проведения подвижных игр знакомлю с содержанием правил и требований к игровым действиям,раскрываю смысл игровой символики и функции игровых атрибутов,помогаю оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятелными играми детей,осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

СЛАЙД 2

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

СЛАЙД 3

Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.Для этого оформлены:

СЛАЙД 4

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр

5,6 ,7

*Центр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

СЛАЙД 8

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

СЛАЙД 9

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

СЛАЙД 10

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок,в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Читайте также:  Соц ситуация развития ребенка это

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

СЛАЙД 11

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

СЛАЙД 12

Источник

Формирование инициативности и самостоятельности у  дошкольников в игровой деятельности

        Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

        Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

        Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

– это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

– способность рассчитывать только на свои силы;

– свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

– умение распоряжаться собой и своим временем;

– умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

        Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».

        «Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

        Таким образом, «самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

        На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

        С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

        Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

        Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

        Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

        Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

        Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.

        Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

        Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

        Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

        Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.

        Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которые были проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитие умения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Мдобу центр развития ребенка детский сад 19 г сочи

         В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:

         Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.

        Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развития самостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:

1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно – развивающей среды; мониторинг развития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

        Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию.

2. Косвенные:

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

         Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или сам включается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи:

– Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.

– Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.

– Формировать интерес к классической музыке.

– Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

– Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

– Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .

– Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

 – Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

– Формировать диалогическую форму речи.

– Воспитывать уважение к труду профессии врача.

– Способствовать расширению круга ролевых действий.

– Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

– Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

– Способствовать формированию коммуникативных навыков.

– Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре:

1. Изготовление атрибутов:

– изготовление справок из бумаги;

– изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

– сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

– изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями:

– рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;

– прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;

– рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;

– чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;

– экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

– чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;

– предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

– дидактическая игра «Волшебный сундучок»;

– провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам:

– научить пользоваться атрибутами;

– учить раскладывать атрибуты;

– учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».

– учить объединяться в игре и использовать диалоги.

Источник

Надежда Александрова
Развитие самостоятельности у детей посредством игры

Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.

Читайте также:  Сказка как форма личностного развития ребенка

Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.

Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства – от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.

Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.

Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»

1 этап. Цель – планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.

Индивидуальные папки. Цель – развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.

Задания для детей:

– задания для взывания интереса к разным видам деятельности,

– задания для развития умения планировать деятельность.

– задания для развития воображения

Задания для родителей:

Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.

Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.

Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.

2 этап. Тренинг для детей 5-6 лет.

1 часть. Игры на развитие умения определять свои предпочтения.

Игры, стабилизирующие эмоциональное состояние.

2 часть. Игры, развивающие умения устанавливать взаимосвязь цель- результат.

Игры, развивающие умение ставить проблему.

Игры, развивающие умение находить разные решения одной задачи.

3 часть. Игры, развивающие творческое мышление и воображение.

3 этап. Совместная образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности.

Цель – развитие компонентов самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Источник