Развитие самостоятельности при подготовке ребенка к школе

Развитие самостоятельности при подготовке ребенка к школе thumbnail

Ткачева Татьяна
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе

1 слайд. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ»и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

2 слайд. В период завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок способен к волевым усилиям;

– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен к принятию собственных решений.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

3 слайд. Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

По мнению педагогов и психологов, истоки самостоятельности зарождаются уже в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

Самостоятельность – это психическое состояние личности,включающее в себя:

– способность ставить перед собой задачу;

– способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения;

– способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

4 слайд.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.

5 слайд. 2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

6 слайд.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

7 слайд.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, без побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила присесть соседке, которая зашла к маме. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает в себя знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивации деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения.

В процессе обычной повседневной деятельности в детском саду происходит формирование коммуникативной самостоятельности, которая является естественным дополнением, как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям.

Таким образом, выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой возрастной группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности.В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:

Читайте также:  Кажется мой ребенок отстает в развитии

8 слайд.

Развитие Черт характера: дисциплинированности, самообладания, терпения, трудолюбия, честности;

Умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;

Устойчивого целостного мировоззрения;

Навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);

Навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, решать конфликтные ситуации).

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

9 слайд.

Моя коллега, выступающая передо мной, подробно рассказала, что такое инициатива и как ее развивать. Хочется добавить, что инициативы бывают ответственные и безответственные.

Безответственная инициатива – когда человек может сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

Ответственная инициатива – инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. А самостоятельная деятельность как раз и способствует развитию детской инициативности.

10 – 14 слайд. Развивающая стена имеет большое значение для развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Вашему вниманию представлены функционирующие развивающие стены, оформленные в группах детского сада № 17 «Звёздочка».

Они выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, что эффективно и целесообразно для дошкольников при подготовке их к обучению в школе. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене я думаю, вы увидите положительную динамику развития самостоятельности у своих воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с вашими детьми, способы их мотивации.

15 слайд. Спасибо за внимание!

Источник

Самостоятельность как фактор готовности детей к школе

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Самостоятельность   рассмотрена   и   изучена   в   трудах, Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А.

По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется с энергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы “переноса” и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации (А. Валлон). Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества. Поэтому и мера самостоятельности ребенка характеризуется, прежде всего, преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п.

Читайте также:  Периоды развития ребенка возрастная психология

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

Т.А. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет личности устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например, внутри игровой группы, т.е. приобщаться к социальным отношениям.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в общении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артёмова).

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. (Бабаева Т.И.)

Если сравнивать самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших дошкольников она проявляется иначе, ее природа и направленность иные, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится:

1) с различными источниками знаний – учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний, и др.

Таким образом, самостоятельность – важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

«Физическая культура» Научно-методический журнал №4 2005г. Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Воротилкина

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.В.Крайнова и др.). Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, (Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991) проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Читайте также:  Развитие творчества у одаренного ребенка

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, (Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980) отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность принять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Полноценной готовности ребенка к школе имеет воспитание его самостоятельности в разных видах деятельности как общей черты активности будущего школьника. В работах М. Силаевой, А. Бурма, Абдулай Баба, обнаружена значительная неравномерность развития самостоятельности детей внутри старшего дошкольного возраста. При этом отставание в готовности к школе устойчиво коррелирует с низкими уровнями самостоятельности. Высокие уровни самостоятельности детей в решении различных задач деятельности статистически достоверно констатируют высокий уровень готовности к школьному обучению.

Это свидетельствует о том, что становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Овладение различными видами деятельности связано с освоением детьми комплекса разнообразных умений универсального характера, общих для всех видов деятельности (умений целеполагания, планирования, контроля, прогнозирования и пр.), а также умений, специфических для каждого вида деятельности (игровых, познавательных, трудовых и пр.). Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника.

Особое значение приобретает тот факт, что в процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть ее самому, понять условия решения задачи, найти способы ее решения, соотнести полученный результат с целью, внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

Анализ научной и методической литературы показал, что проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, но переходит на новую, общественно значимую социальную ступеньку — становится школьником.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Овладение различными видами деятельности связано с освоением детьми комплекса разнообразных умений универсального характера, общих для всех видов деятельности (умений целеполагания, планирования, контроля, прогнозирования и пр.), а также умений, специфических для каждого вида деятельности (игровых, познавательных, трудовых и пр.). Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника

Список использованной литературы

1. Воротилкина И.М. «Физическая культура» Научно-методический журнал №4 2005.

2.Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. СПб «Акцидент» 1996.

3.Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе». М., 1991.

4.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980.

6

Источник