Развитие самосознания ребенка в раннем детстве

Развитие самосознания ребенка в раннем детстве thumbnail

Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу

заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения

в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к

взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем

образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для

подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его

деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому

дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки

взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей

деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты

хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности

(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и

недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые

выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в

достигнутом результате – нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он

понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.

Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для

него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у

малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к

переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,

но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,

действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у

ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой

являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные

цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве

ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально

значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,

малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать

ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда

ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от

взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и

оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит

дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в

этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни

способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет

ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием

делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,

способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным

намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный

компонент самостоятельности – самооценка, в основе которой лежит умение соотносить

предполагаемый и реальный результат, – формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.

младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка

является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время

имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая

принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени

придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых

форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В

ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с

конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,

проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все

действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное

действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим

производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое

Читайте также:  Основные сенситивные периоды развития ребенка

сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное

поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал

кризисом отношений.К ним относятся:

– негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь

сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на

содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что

ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

– строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм

воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда

он все хочет сделать сам;

– протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

– симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

– стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к

окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,

ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

– ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление

целеполагания и целеустремленности;

– возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего

детства.

Источник

Важнейшим достоянием раннего возраста в развитии личности является зарождение собственно самосознания, а именно того ее уровня, когда ребенок осознает себя деятелем – субъектом. Одинаково важными условиями для этого выступает, во-первых, сосредоточенность всех психических функций ребенка на предметных действиях, на освоении предметного мира; во-вторых, ситуативно-деловая форма общения со взрослым, который предусматривает его участие в овладении ребенком предметной деятельностью.

У малыша состоит предметное отношение к действительности. Предметное действие отличается тем, что малыш действует с предметами в соответствии с их назначением, функции, человеческого способа использования предметов для удовлетворения своих потребностей. Познание ребенком этой сферы действительности приводит к более четкому дифференцировки составляющих своей деятельности: отделение своей активности от предмета, на который она направлена. Предметная деятельность приобретает гибкости, признаков взаимозаменяемости компонентов, обобщенности: опыт выполнения действий с ложкой переносится на ряд других предметов: карандаш, палочку, линейку и т. Подобных переносов подвергаются не только орудие действий, но и их объекты: ребенок замечает, что пеленать можно не только куклу, но и мишку, зайку и даже пирамидку.

Важным условием зарождения самосознания является речи – сначала внешнее, а затем внутреннее, выступает у взрослого ведущим средством саморегуляции личности. Понимание и выполнение инструкций взрослого перерастает впоследствии в способность ребенка дошкольного возраста строить свое поведение на основе самоинструкций. Особую роль играет усвоение ребенком собственного имени и личных местоимений. Младенец рано начинает различать свое и чужое имя, с шести месяцев по-разному реагирует на их звучание. В раннем детстве имя для ребенка является показателем ее индивидуальности, отличает ее от другого человека, она часто принимает его вместо местоимения “я”. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность ребенка к пола, семьи, национальности (В. С. Мухина). Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем – так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего “я” и “ты”.

В начале 2 г. Дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.

Взрослый в общении с ребенком выполняет роль сотрудника, партнера, всячески поддерживая и направляя усилия малыша на обеспечение успешных предметных действий. Вместе с тем, взрослый для ребенка – носитель образцов действий, источник для расширения их арсенала.

Через призму своей предметной деятельности малыш воспринимает себя и окружающих. Максимума выразительности достигает зависимость эмоционального комфорта малыша от того, насколько успешно происходит его деятельность. Острое недовольство вызывают неудачи, особенно когда они не оправдывают ожиданий взрослых. Через успешную действие ребенок стремится получить от взрослого одобрение и поощрение, вызвать его восхищение, а на их основе заслужить уважение взрослого. Депре-ции (блокировки) этих потребностей зависит прежде всего от предметной умелости ребенка. Малыш начинает связывать результат деятельности с процессом ее выполнения, понимая, что действия, которые приводят к изменениям в предметах, выполняет именно он. На основе описанных переживаний ребенка растет ее внимание к оценкам взрослых, в которых она только начинает выделять общую личностную оценку (“ты хороший”) и оценку по результатам деятельности (“ты хорошо водишь машину, сочиняешь пирамидку»). Оценки взрослых выступают одним из условий формирования самооценки в будущем.

Постепенно ребенок все лучше выполняет самостоятельно достаточно широкий спектр предметных действий. Ребенок достигает того уровня в развитии самосознания, который С. Л. Рубинштейн считал реальной самостоятельностью, реальным выделением из окружения [129, с. 636]. Т. С. Гуськова называет эту стадию настоящей самостоятельностью, показателем которой является “личностные желания” малыша. Ребенок способен ставить социально положительную цель, выступая самостоятельной там, где еще вчера не обходилась без поддержки взрослого. Постепенно усиливаются мотивы “быть как взрослый”: малыш упорно хочет есть самостоятельно, стремясь самому действовать ложкой. При этом он как бы поднимает планку в своем развитии, ставя перед собой новую задачу “выполнить самостоятельно”. Соответственно такие попытки малыша заслуживают поддержки взрослого, который помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает ее деятельность. Благодаря сотрудничеству с взрослым ребенок овладевает различными элементами целостной структуры деятельности: постановкой целей и задач, соотнесением результата с желаемым.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад творчество

Стремление ребенка к самостоятельности становится отдельным мотивом, переплетаясь с мотивом “быть большим, взрослым”. Неоднократное выполнение действия вместе со взрослым и стремление к обособлению порождают мотив “Я сам”. Возникает осознание своей личности как деятеля: “Я буду. Я гратимусь”.

Общение со взрослым, что остается еще ситуативно-деловым, начинает отставать от новых запросов ребенка, в которой стремление к сотрудничеству начинает сочетаться с тенденцией к обособлению. В системе отношений со взрослым возникают барьеры проявлениям самостоятельности ребенка, вызывают непослушание, характерную для переходного периода в развитии личности – кризиса трех лет. Ее признаки описал Л. С. Выготский:

o негативизм – демонстративный отказ выполнить действие, адресованная конкретному взрослому;

o упрямство – настойчивость ребенка на своем, чтобы достичь уважения со стороны взрослого;

o непослушание – ориентация ребенка в нарушение установленных для нее норм воспитания, сложившегося образа жизни;

o произвола, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда она все хочет сделать сам;

o протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

o симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

o стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

o ревность к младшим и старшим, если в семье есть еще дети;

o реакции невротического или психопатического характера (страхи, нарушения речи, нарушения сна, энурез).

ВЫВОДЫ об особенностях развития самосознания в раннем возрасте:

– Происходит зарождение собственно самосознания, а именно того ее уровня, когда ребенок осознает себя деятелем – субъектом;

– Условием развития самосознания является осложнения предметной деятельности ребенка, начинает отделять отдельные ее элементы (цель, результат, процесс, исполнителя);

– Приобретение опыта совместной с взрослым выполнения предметной деятельности приводит к появлению стремление ребенка к обособлению и самостоятельности;

– Появление собственно самосознания неотделима от речи ребенка, в котором появляется местоимение “Я”;

– Форма общения со взрослым в конце раннего возраста отстает от развития самосознания ребенка, вызывая появление кризиса трех лет.

Источник

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням после рождения

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник