Развитие самосознания ребенка 3 года

Развитие самосознания ребенка 3 года thumbnail

Развитие самосознания ребенка 3 года

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

0
8037
30 Ноября 2016 в 23:55

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Кратко – о возрастных кризисах

Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития. В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).

Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).

Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.

Психологи – о кризисе трех лет

Кризис трех лет – очень важный период в жизни ребенка. Это довольно непродолжительное время (от нескольких месяцев до одного года), которое разделяет возрастные стадии развития – раннего и дошкольного детства. При общем названии этот кризис у некоторых детей может начинаться в неполные три года. Пока факт более раннего начала кризиса трех лет у некоторых детей только констатируется психологами, но его причины не объясняются.

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

Характерным признаком такого осознания становится называние себя не по имени, а личным местоимением «я». Ребенок начинает понимать: есть «Я», и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.).

Это – действенное отделение себя, помогающее ребенку осознавать себя отдельностью от внешнего мира, оно проявляется в «делании наоборот» или «не-делании» того, что велят взрослые. Ребенок становится непослушным, плохо управляемым, противоречит взрослым ради противоречия, даже если его поведение абсурдно и противоположно его истинным, естественным желаниям.

Например, на предложение мамы собираться с прогулки домой ребенок отказывается, вопреки тому, что хочет скорее пойти домой, так как давно проголодался. Желание поступить по-своему оказывается сильнее.

Проблема или виток развития?

Непослушание ребенка воспринимается взрослыми как проблема. Для самого ребенка непослушание позволяет пережить «прелесть и возбуждающую тревожность волеизъявления» в открытом противопоставлении своих желаний ожиданиям взрослых1 – и не единожды, а снова и снова. Чтобы почувствовать это, ребенок говорит: «Я сам», – и затем осуществляет действие по своей воле, испытывая гордость за результат, а точнее – за факт его достижения собственными силами. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения и самопознания2.

Психологи называют и описывают несколько форм характерного (негативного) поведения ребенка3 в ходе кризиса трех лет:

  • негативизм (стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию);

  • упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что он это потребовал и не может отказаться от первоначального решения);

  • строптивость (направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет);

  • своеволие (стремление все делать самому);

  • протест-бунт (состояние войны и конфликта ребенка с окружающими);

  • обесценивание взрослого (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);

  • деспотизм (стремление заставить родителей делать все, что он требует; по отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность).

Читайте также:  Календарь развитие ребенка по месяцам до года девочка

Психологи дают рекомендации родителям, как вести себя при том или ином негативном проявлении ребенка. Эти рекомендации, основанные на эмпирическом опыте, остаются отрывочными советами, без системного понимания того, что происходит с ребенком в это время, без объяснения, почему тот или иной конкретный ребенок ведет себя так, а не иначе.

Попытаемся объяснить это с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Кризис трех лет

«Праздник» непослушания – у каждого свой

Непослушание детей в период кризиса трех лет различается в зависимости от набора врожденных психических свойств (векторов).

Так, ребенок с кожным вектором склонен к капризам и манипуляциям для получения своей пользы-выгоды. Именно с ним «работают» родительские посулы: сделаешь, что я говорю, получишь то-то. Потом он сам начинает выдвигать условия: что именно он хочет получить, если будет слушаться.

Для ребенка с анальным вектором характерно упрямство, отказ что-либо делать, противодействие бездействием. Данные особенности поведения возникают у ребенка, если его мама с кожным вектором (в нереализованном состоянии или стрессе). Такая мама – спешащая и мельтешащая – постоянно торопит свое чадо, подгоняет и ругает за медлительность, используя порой обидные слова, чем окончательно вводит его в ступор.

Ребенок с уретральным вектором при попытках взрослых принудить его к подчинению может демонстрировать возмутительное непослушание, даже хулиганство на основе бессознательного отстаивания своего природного высокого ранга («вождя»), как бы показывая, что ему не могут указывать, он сам решает, что ему делать.

Зрительный ребенок может впадать в сильные эмоциональные капризы с демонстративностью, вплоть до истерик. Как вариант – при связке кожного и зрительного векторов – малыш может устраивать бурные эмоциональные сцены «на людях», чтобы поставить родителей в неудобное положение и этим «рычагом» выторговать у них обещания что-то сделать (прагматичность кожи). Кроме этого, эмоциональная «зрительность» будет проявляться в попытках ребенка получить свое удовольствие из продолжительного «публичного выступления», чтобы привлечь внимание окружающих – «добрых тетенек и дяденек» – которые бы начали его успокаивать, проливая на него водопады внимания и осуждая «бесчувственных» родителей.

Ребенок со звуковым вектором, особенно когда на него кричат или обзывают его унижающими словами, может замыкаться в себе, становиться невосприимчивым. Его нежелание слушать может выразиться в характерном жесте – закрывании ушей руками, что выглядит как демонстративный отказ слушать и слушаться. На самом же деле этот жест – защитная реакция в стремлении ребенка перекрыть звуковой канал, отгородиться от травмирующего его «орущего» внешнего мира.

Ребенок с оральным вектором, с его склонностью к активизации артикуляционного аппарата и голоса, скорее всего, будет кричать (причем его крик почти буквально будет «рвать барабанные перепонки»), он может плеваться, даже ругаться, чтобы обратить на себя внимание родителя, заставить себя услышать (слушать его речи).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов. Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью.

С этой точки зрения, у каждого ребенка сочетание негативных проявлений в кризис трех лет – не случайно, а вполне закономерно и индивидуально – в соответствии с природно заданными векторами. Однако негативные проявления векторов могут быть и последовательными: отработав «набор» одного вектора, ребенок переходит к следующему.

Последствия правильного и неправильного прохождения кризиса трех лет

Почему именно мамы?

Известно, что кризис трех лет ребенок проходит не в одиночку, а вместе со своими родителями. Наибольшая тяжесть проблем при этом ложится на плечи мамы. Из-за того, что она в силу возраста ребенка проводит с ним относительно больше времени, чем остальные близкие взрослые. И потому что, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно мама дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, закладывая базу правильного психического развития ребенка. Мама может дать это своему ребенку, если сама находится в хорошем – сбалансированном – психическом состоянии.

И наоборот – тревожная, напряженная, внутренне неуравновешенная мама не может дать своему ребенку полноценную психологическую защиту, даже если она будет стараться внешне держать себя в руках и проводить с ним сутки напролет. В данном случае важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество внутреннего состояния мамы.

Читайте также:  Права на охрану здоровья образования и развития ребенка

Именно мамы, нуждающиеся в психологической помощи, задаются вопросом (если задаются им вообще), что делать с негативным и своевольным поведением ребенка в период кризиса трех лет.

Кризис трех лет

Сколько детей проходят кризис без проблем?

По данным словаря 1999 года4, около 1/3 детей проходят этот кризис как бы незаметно, без особых проблем, если окружающие взрослые не пытаются подавить ребенка, не сопротивляются (в разумных пределах) проявлениям его самостоятельности. Системно-векторная психология поясняет, что такое благоприятное прохождение кризиса – без острых форм негативного поведения трехлетнего ребенка – имеет место, когда действия взрослого не противоречат природным особенностям ребенка (в силу душевной чуткости родителя или сходства свойств его и ребенка).

Однако сейчас в условиях нарастающего социального стресса доля таких счастливых детей, вероятно, существенно меньше. Тревоги современной жизни не лучшим образом сказываются на мамах, которые, сами находясь в плохих состояниях, не имеют достаточно душевных ресурсов, чтобы обеспечить своим детям ощущение защищенности и безопасности.

Становится понятным, что кризис трех лет можно пройти правильно, т. е. с позитивным развитием самосознания и самостоятельности ребенка, или неправильно, с укреплением негативных способов поведения и различными неблагоприятными последствиями для психики ребенка и его дальнейшей судьбы.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не останавливается на таком обобщенном понимании проблемы; согласно ее представлениям о векторальных особенностях поведения детей, последствия прохождения кризиса трех лет для разных детей могут существенно различаться.

Как совладать с подвижным ребенком, как успокоить эмоционального, как поощрить замедленного, чтобы не навредить, а помочь правильному психическому развитию малыша в период кризиса трех лет – в соответствии с его природными особенностями? Об этом и многом другом читайте в продолжении статьи.

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть III. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 218.

2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 219.

3 Детская психология: Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – С.14

4 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С.Ю. – СПб: Изд-во ПИТЕР, – 1999. – С. 30-31

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

В период от 3 до 7 лет у детей происходит формирование основных личностных механизмов и образований, активно развивается эмоциональная сфера и самосознание. О дошкольном возрасте А. Н. Леонтьев писал: «Это период первоначального фактического склада личности».

Как развиваются эмоции и самосознание дошкольников?

Эмоции

К радости родителей, в этом возрастном периоде у детей не происходит серьёзных аффективных эмоциональных вспышек и конфликтов по поводу и без. В целом наблюдается спокойная эмоциональность. Это относительно спокойное эмоциональное состояние определяется динамикой представлений ребёнка. Если в раннем детстве процессы восприятия окружающего мира были аффективно окрашенными, то в возрасте от 3 до 7 лет образные представления более свободны и мягки.

Раньше эмоциональность малыша зависела от конкретной ситуации, в которую он был включён. Например, обладал ли он желаемой игрушкой или нет, умел с ней играть или у него ничего не получалось. То теперь появление представлений дают ему возможность отвлечься от ситуации, а временные затруднения воспринимаются не так остро. Следовательно, эмоциональные процессы становятся уравновешенными. Но это не говорит о том, что насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни снижена. В течение всего дня, в процессе игр и общения с близкими, ребёнок получает большую порцию эмоций, от которой к вечеру очень утомляется.

В дошкольном возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями. Действия уже не связаны с видимыми привлекательными предметами, они строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате. Эмоции, связанные с представлениями, способствуют предвосхищению результатов действий и удовлетворению желаний.

Читайте также:  Родительские отношения и психическое развитие ребенка

А. В. Запорожец подробно описывал механизм эмоционального предвосхищения. До 3 лет ребёнок переживает последствия собственных действий, у него не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, и к чему он приведёт. Аффект оказывается последним звеном в цепи событий. У дошкольника уже до того, как он начинает действовать, появляется эмоциональный образ, который отражает и оценку взрослых, и будущий результат. То есть, ребёнок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит неодобрение за свои действия, возникает тревожность, способная затормозить нежелательный поступок. Предвосхищение одобрения за свои действия со стороны взрослых, способствует появлению положительных эмоций, которые дополнительно стимулируют поведение.

Взрослые могут помочь созданию положительного эмоционального образа. Например, если родители пояснят ребёнку, какую радость он им доставит, если приберёт свои игрушки, то действия не заставят себя ждать. Пожелания родителей не должны опираться на сознательность ребёнка – ещё рано. А пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение, являются более эффективными: и ребёнку радостно, и родителям приятно.

Таким образом, происходит смещение эмоционального аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится основным в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

С 3 до 7 лет меняется структура самих эмоциональных процессов. Если до 3 лет малыш, переживая обиду, плакал, падал на пол, закрывал лицо руками, произносил бессвязные фразы, кричал, ломал игрушки, то после 3 лет внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Однако, переживания становятся сложнее и глубже, т.к. понимает и оценивает то, что он делает в данный момент и что ещё предстоит сделать.

Меняется и содержание аффектов. У дошкольников появляется сочувствие к другому, сопереживание, т.к. без этих эмоций невозможно общение и совместная деятельность с другими детьми. Все виды деятельности, в которые включается дошкольник, должны быть эмоционально окрашены, вызывать положительные эмоции, иначе ничего не получится. Важно помнить: дети делают с желанием только то, что им нравится и то, что им интересно.

Самосознание

До 3 лет можно было наблюдать лишь истоки самосознания малыша. В дошкольном периоде, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, самосознание формируется к концу 7 лет. Самооценка появляется к 5 годам. Она складывается из эмоциональной («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок вначале оценивает других, а затем учится оценивать собственные действия, моральные качества и умения. Моральные качества он оценивает по своему поведению. Его самооценка совпадает с оценкой взрослых. Как правило, пятилетний ребёнок преувеличивает свои успехи. В 6 лет они хвалят себя не так открыто, но ещё завышено. К 7 годам самооценка становится более адекватной. Завышенная самооценка помогает ребёнку без страха включаться в новые виды деятельности и осваивать их.

М. И. Лысина отмечала прямую зависимость развития самосознания ребёнка от особенностей семейного воспитания. Если родители уделяют много времени своему ребёнку, адекватно и положительно оценивают его физические и умственные возможности, часто заслуженно поощряют – дети воспитываются с точными представлениями о себе. Если же родители с детьми не занимаются, часто незаслуженно наказывают и упрекают, делают замечания при посторонних – дети растут с заниженными представлениями о себе.

Важно помнить, что дети видят себя глазами родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то и представление о себе будет искажённым.

Яркой особенностью развития самосознания в этот период является осознание ребёнком своих переживаний. Практически до 5 лет ребёнок не осознаёт свои переживания, только к 6-7 годам он начинает ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и может понять, насколько он рад или огорчён. Кроме того, в этом периоде дети осознают себя как девочку и мальчика (половая идентификация). Они приобретают представления о стиле мужского и женского поведения, появляются специфические игры только для девочек или мальчиков. Также начинается осознание себя во времени. К 6-7 годам дошкольник помнит себя в прошлом, осознаёт себя в настоящем и может представить себя в будущем.

Следовательно, центральным новообразованием развития детей от 3 до 7 лет является развитие самосознания.

Источник