Развитие самосознания и личности аутичного ребенка

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка thumbnail

Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Цель:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

– отгороженность от внешнего мира;

– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

– приверженность к сохранению неизменности окружающего;

– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

– разнообразные речевые нарушения при РДА;

– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.

Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет составлен на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.

Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»

О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.

Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• выполнять произвольные целенаправленные действия;

• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;

• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;

• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;

• соотносить два одинаковых предмета;

• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;

• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;

• группировать по форме предметы двух контрастных форм;

• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;

• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;

• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения – 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.

• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

• игровая деятельность;

• познавательная деятельность;

• практическая деятельность.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Количество часов

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1

6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2

7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1

8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2

11 Развитие памяти мышления 2

12 Развитие внимания 2

13 Развитие сюжетной игры. 0,5

Всего 16,5часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Часы Игры и упражнения Дата

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.

Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.

1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции

1 Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»

2 четверть(4часа)

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»

6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком

8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.1 Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»

3 четверть (6часов)

9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

«Послушай звуки», «Игры с ритмами»

10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

«Погладь Зайку», «Плетем коврик»

11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы

2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»

13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»

4 четверть(

15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»

17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»

Итого 16,5

8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ

1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятийпо развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.

2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. ,1989.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004

5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб. ,2003.

7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.

8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. ,1998

Источник

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.

– -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;

– обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;

– формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.

Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

– важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

№ п/п

Раздел программы

Содержание тема занятия

Кол-во часов

   

1

«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения»

Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки – трафареты

1

2

Диагностика

Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы

1

3

Диагностика

Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы.

1

4

«Я и ты»

Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке»

Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание.

1

5

«Я и ты»

Игра №3 «Сосиска в одеяле»

Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению

1

6

«Я сам»

Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий

1

7

«Мои возможности»

Игра №2«Нащупай в мешке»

Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности.

1

8

«Мои способности»

Психотехника «У-СИН»

1

9

«Основы безопасности дорожного движения»

Работа с карточками – заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков.

1

10

«Мои возможности»

Игра №4«Крестики- нолики»

Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений ( праксис) и мышление

1

11

«Мои возможности»

Игра №5 «Веселые пузыри»

Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания.

1

12

«Мои возможности»

Игра №6 «Спрятанные сокровища»

Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки.

1

13

«Мои возможности»

Игра №8 «Кто прячется в башне»

Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память.

1

14

«Мои возможности»

Игра №12«Трикотажные качели»

Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие.

1

15

«Мои возможности»

Игра № 15«Шум в ушах»

Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение.

1

16

«Мои возможности»

Игра №16«Кто дальше дунет»

Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции.

1

17

«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде»

Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора.

1

18

«Мои возможности»

Игра №17«Конвейер»

Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки.

1

19

«Мои возможности»

Игра №18 « Крушение доски-каталки»

Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат.

1

20

«Мои возможности»

Игра №20 «Парящий шарик»

Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная( двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция.

1

21

«Мои возможности»

Игра №22«Сафари на каталке»

Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная ( двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие.

1

22

«Мои возможности»

Игра №23 «На велосипеде по лабиринту»

Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция.

1

23

«Мои возможности»

Игра №24«бросание мячиков»

Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация

1

24

«Мои возможности»

Игра №26 «Ловец с ведром»

Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие

1

25

«Основы безопасности дорожного движения»

Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки».

1

26

«Мои возможности»

Игра №27«Ловим на восьмерке»

Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция.

1

27

«Я сам»

Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.

1

28

«Мои возможности»

Игра №29 «Скользящий мяч»

Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция

1

29

«Мои возможности»

Игра №30«Попади мячиком в цель»

Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений ( праксис) по словесной команде, распознавание букв команде

1

30

«Мои возможности»

Игра №31«Черепаший панцирь»

Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела.

1

31

«Мои возможности»

Игра №32 «Монетки в копилке»

Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики

1

32

«Мои способности»

Я рисую пальчиковыми красками «Елка»

1

33

«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения»

Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги

1

34

«Мои возможности»

Игра №33«Забиваем колышки»

Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей.

1

35

«Мои возможности»

Игра №34 «Город на реке»

Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки.

1

36

«Мои возможности»

Игра №36 «Собираем на скорость»

Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий.

1

37

«Мои возможности»

Игра №38«Вкусное ожерелье»

Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука

1

38

«Мои возможности»

Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие

1

39

«Мои возможности»

Игра №40 «Авангардная живопись»

Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики ( мышц плечевого пояса)

1

40

«Мои способности»

Работа с соленым тестом

1

41

«Основы безопасности дорожного движения»

Как перейти перекресток

1

42

«Мои возможности»

Игра №41« схватить пока не убежало»

Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки

1

43

«Мир эмоций»

Игра №42«Ку-ку»

Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие

1

44

«Мир эмоций»

Игра № 43«Красный свет, зеленый свет»

Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие

1

45

«Мир эмоций»

Игра№44 «Ищем пару»

Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие.

1

46

«Мир эмоций»

Игра №45«Где в моем мире»

Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие

1

47

«Мир эмоций»

Игра №46«Любимый герой командует»

Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие,

1

48

«Мои способности»

Аппликация к празднику

1

49

«Основы безопасности дорожного движения»

Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке.

1

50

«Мир эмоций»

Игра №47«Изображаем предлоги»

Цель: речевое развитие

1

51

«Мир эмоций»

Игра №48«Вспомни слово»

Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие

1

52

«Мир эмоций»

Игра № 49«Чем заканчивается»

Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект.

1

53

«Мир эмоций»

Игра № 51«Порядок дома»

Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни

1

54

«Я и ты»

Игра №52«щекотка»

Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание

1

55

«Я и ты»

Игра №53«Что не хватает на лице»

Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие

1

56

«Мои способности»

Аппликация « Цветок»

1

57

«Основы безопасности дорожного движения»

Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме

1

58

«Я и ты»

Игра №54 «Угадай кто»

Цель: узнавание лиц, зрительная память

1

59

«Я и ты»

Игра №«56»

Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение

1

60

«Я и ты»

Игра № 57« Описание людней на карточках»

Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие

1

61

«Я и ты»

Игра № 59«Я вижу я делаю»

Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие

1

62

«Я и ты»

Игра №60 «Показываем телом»

Цель: язык тела, совместное внимание

1

63

«Я и ты»

Игра №62«Не урони мяч»

Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания

1

64

«Мои способности»

Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца»

1

65

«Основы безопасности дорожного движения»

«Профилактика несчастных случаев на воде

Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра – «На улице».май

1

66

«Я и ты»

Игра №69«Карточки на каждый день»

Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки

1

67

«Я сам»

Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.

1

68

«Я и ты»

Игра № 70«К пазлу через препятствия»

Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки

1

69

«Я и ты»

Игра №74 «Гонки на бумаге»

Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки

1

70

«Я и ты»

Игра №19«Прыгающие медведи»

Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция

1

71

«Я и ты»

Игра «Картофельная голова»

Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект

1

72

Диагностика

Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков.

1

– развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.

Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006

9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004

10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001

12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,20041.

Источник