Развитие самооценки у ребенка младшего школьного возраста с зпр

Развитие самооценки у ребенка младшего школьного возраста с зпр thumbnail

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

Впервые данная проблема в начале ХХ века была выявлена у умственно отсталых детей, когда французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых – учителей, родителей и т.д. [15, С.12]

В дальнейших исследованиях было показано, что у детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка качественно своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

В дальнейшем, в рамках психологии проблема самооценки изучалась в следующих направлениях [5, С.76-85]:

– проблема формирования самосознания и самооценки в связи с социально-психологическим аспектом деятельности личности;

– генезис самооценки и ее особенности на разных возрастных;

– формы самооценки, степень их устойчивости;

– самооценка и нарушение поведения у подростков;

– взаимосвязь самооценки и самоконтроля при решении различного рода задач;

– самооценка, как компонент структуры личности в контексте сознания субъектом моральных качеств личности;

– изменение самооценки при психических заболеваниях.

Изучение самооценки проводились также в специальной психологии и педагогике. Особенности самооценки изучались у детей:

– с отклонением в умственном развитии;

– с задержкой психического развития;

– с нарушением опорно-двигательного аппарата;

– глухих и слабослышащих школьников;

– с тяжелыми нарушениями речи;

В ходе этих исследований было показано, что дети, имеющие аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки в структуре личности, обусловленные спецификой психического развития этих детей, общением с окружающими, социальной средой развития.

В настоящее время в специальной психологии наблюдается усиление внимания исследователей к изучению особенностей личностного развития детей с ЗПР. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность ребенка и на его взаимоотношения с другими людьми.

Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Анализ научных источников показывает широкую изученность проблемы самооценки с общепсихологических позиций в контексте специальной психологии. Очевидно, что формирование самооценки происходит неавтономно, а под влиянием ряда факторов.

Большинство исследователей считают, что основной фактор развития самооценки является сравнение, сопоставление себя с другими (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.), так как в ходе сравнения происходит своеобразный перенос разных свойств личности, подмеченных у других, на себя [4, С.54].

В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, одновременно, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Поэтому основным достижением младшего школьного возраста в области развития образа «Я» является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность [5, С.120]. Но эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

Исследования А.И. Липкиной [21, С.64], Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся какое-то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что в результате несоответствия требований таких школ и возможностей учащихся с ЗПР, длительные учебные неудачи, усугубляют и так неустойчивую психику ребенка, вызывая неуверенность в себе, что в свою очередь приводят к снижению самооценки, уровня притязаний, социального статуса, повышению уровня тревожности (И.В. Сычевич, И.И Мамайчук и др.).

Читайте также:  Самодельный телевизор для развития речи ребенка

У детей с ЗПР под влиянием неудач в учёбе теряется вера в себя, они становятся пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избегания наказания и заниженной самооценкой (Н.Л. Белопольская). В то же время авторами отмечается снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе, появление неадекватных, чаще завышенных самооценок (Н.А. Жулидова, И.В. Коротенко, О.В. Защиринская и др.).

При этом, экспериментальными исследованиями под руководством Т.А. Власовой, было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.

Известный ученый А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [34, С.144].

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.

Л.С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности» [8, С. 257]. Ребенок обычно высоко оценивает только то, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны

По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [11, С. 124].

И.В. Коротенко констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка [15, С. 12].

Н.А. Жулидова [12, С. 17] в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

Г.В. Грибанова [9, С.13], исследуя личностные особенности детей с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания ими своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей.

В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками младших школьников и межличностными отношениями детей. Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению многих исследователей, спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. Чаще всего она неадекватна, в сторону завышения, и полностью зависит от внешних оценок, у них не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.

Читайте также:  Игры и занятия с ребенком 3 лет для развития речи

При этом А.Д. Виноградова, изучая самооценку у школьников с ЗПР, констатирует следующую динамику её развития: в младшем школьном возрасте – завышенная и заниженная, в среднем – наиболее адекватная, в старшем – преимущественно завышенная. Автор объясняет завышенную самооценку в младшем школьном возрасте незрелостью личности, неумением анализировать достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными, а завышенную самооценку в старшем школьном возрасте тем, что происходит осознание своего умственного дефекта и возникает псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Таким образом, рассмотренные направления изучения психических процессов у младших школьников с ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, результаты которых показывают, что дети с ЗПР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

Так, отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания.

Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Яркое отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций.

При этом, имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие детей с ЗПР, говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими самих себя, а, следовательно, и самооценки.

Проведенный теоретический анализ показал, что самооценка как одно из ведущих личностных образований, лежащих в основе механизма внутренней регуляции поведения и деятельности человека, в процессе своего формирования в детском возрасте испытывает влияние многих социально-психологических факторов.

Актуальность проблемы самооценки детей с ЗПР сегодня обусловлена запросами психолого-педагогической практики и трансформацией представлений о психогенетической сущности ЗПР, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

Анализируя научные источники можно утверждать, что дети имеющие данные аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, что развитие самооценки у детей с ЗПР происходит с задержкой и отклонениями.

Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.

Эта проблема усугубляется тем, что личностное развитие младших школьников с ЗПР, в силу своей специфики крайне уязвимо, неустойчиво, подвержено влиянию.

Признавая важность выше изложенных данных, в следующей главе проведем исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР. Понимание особенностей самооценки у детей с ЗПР позволит определить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого важнейшего психического свойства.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, характеризующееся отставанием развития отдельных психических функций от принятых норм.

Диагноз ЗПР может быть поставлен ребенку только в период дошкольного или младшего школьного возраста. В случае, если по окончанию данных периодов у ребенка отмечается недоразвитие некоторых психических функций, то уже ставится диагноз конституциональный инфантилизм или умственная отсталость.

В ходе проведенных психологических исследований было раскрыто и описано достаточное количество особенностей психической деятельности детей с ЗПР.

Одной из основных особенностей детей с ЗПР является низкая познавательная активность, проявляющаяся неравномерно в разных видах детской деятельности. Связано это с тем у детей с ЗПР имеются особенности во внимании, восприятии, мышлении, памяти и эмоционально-волевой сферы.

Еще одной особенностью психического развития детей с ЗПР является недостаточность процесса переработки сенсорной информации в общем, поэтому у них отмечаются явные проблемы в целостности восприятия, в виду чего дети воспринимают объект, имеющий множество признаков воспринимается фрагментарно.

Читайте также:  Коррекционная работа учителя в развитии ребенка

Кроме того, недостаточность переработки сенсорной информации не позволяет детям воспринимать объект, узнавать его, если он плохо освещен или расположен в необычном ракурсе. При воспроизведении геометрических фигур дети допускают ошибки.

Замечание 1

Таким образом, особенностями психического развития у детей с ЗПР является отсутствие или снижение познавательной активности, а также снижение восприятия окружающих предметов, явлений и процессов.

Особенности проявления самооценки у детей с ЗПР

Проблема исследования самооценки является одной из центральных проблем современной психологии. Особенно актуально исследование особенностей самооценки у детей с ЗПР.

Основные направления исследования самооценки у детей с ЗПР в психологии:

  1. Проблема формирования самооценки и самосознания в рамках социально-психологического аспекта деятельности ребенка.
  2. Динамика формирования и развития самооценки у детей с ЗПР на разных возрастных этапах.
  3. Исследование различных форм самооценки у детей с ЗПР, а также изучение степени их устойчивости, в зависимости от вида.
  4. Влияние уровня самооценки на нарушение поведения у детей с ЗПР.
  5. Взаимосвязь самоконтроля и самооценки в ходе решения разнообразных практических и жизненных задач.
  6. Исследование самооценки как одного из основных компонентов структуры личности.
  7. Влияние типа психического заболевания на развитие самооценки у ребенка.

Замечание 2

В результате тех исследований, которые были проведены по данным направлениям, было установлено, что дети с ЗПР имеют определенные особенности самооценки, связанные со спецификой их психического развития, взаимодействиея с окружающими людьми и той среды, в которой они развиваются.

Самооценка детей с ЗПР имеет особенное значение для личностного развития, а также она оказывает определенное влияние на деятельность и поведение детей, их взаимодействие с другими людьми. Кроме того, самооценка занимает центральное место в развитии самосознания, обеспечивает стабилизацию, единство и целостность личности. При этом она входи во множество отношений и связей с иными психическими образованиями, каждый из которых вносит конкретный вклад в формирование и развитие личности.

К основным особенностям самооценки у детей с ЗПР относятся:

  1. Неустойчивость, неточность, пластичность и неполнота представлений о собственных интеллектуальных, физических и личностных качествах. С возрастом самооценка изменяется, ввиду интеграции и дифференциации представлений о самом себе.
  2. У детей с ЗПР самооценка не приобретает таких качеств как дифференцированность, рефлексивность, адекватность и устойчивость, ввиду наложения отпечатка первичного дефекта развития личности.
  3. У большинства детей с ЗПР самооценка неадекватна, что связано с нарушением эмоционального фона. Особое значение на адекватность самооценки оказывает период поступления ребенка в школу. Обусловлено это тем, что дети с ЗПР имеют низкую успеваемость, имеют трудности в освоении школьной программы, зачастую попадают в группу риска.

Замечание 3

Таким образом, дети с ЗПР неуверенны в себе, их самооценка занижена. Во многом это связано с особенностями психического развития, несоответствием требований педагога и возможностей учащихся с ЗПР.

В случае, если ребенок с ЗПР в силу различных причин не имеет возможности обучаться в специализированной школе или классе, то постепенно неудачи в учебе, приводят к тому, что он становится равнодушным и пассивным. Все это негативно сказывается на самооценке, она занижена. Если ребенок обучается в специализированно школе или классе, под руководством педагога, психолога и дефектолога, окружающая его обстановка благоприятна и доброжелательна, то уровень самооценки постепенно повышается до адекватного, возрастает чувство собственного достоинства.

Еще одной особенностью самооценки детей с ЗПР является то, что она во многом основана на мнении окружающих людей. В случае, если окружающие дают положительную оценку достижениям ребенка с ЗПР, то самооценка у него близка к адекватной, а если взрослые постоянно напоминают ему о его неуспешности, невозможности выполнить даже простое задание, то самооценка неадекватна и занижена.

В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками детей с ЗПР и межличностными отношениями детей. Связано это с тем, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.

Источник