Развитие самооценки ребенка в трудовой деятельности

                                   Консультация  

     «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»                                                                                                                                                                                                                                                                            

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных. Внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно и согласно определенным целям.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная роль трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Со временем становления дошкольного воспитания знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада. Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой стороны – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственного отношения к труду.

В труде у ребенка формируются такие качеств как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Трудовое поручение может значительно организовать поведение ребенка. Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный – смекалку и ловкость, шалун – терпение и деловитость, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребенка).

Если ребенок систематически участвует в труде, это сказывается положительно на формирование личностных качеств; он приобретает готовность к труду; на практике познает, что такое заботливость, бережливость, начинает осознавать значение и цену труда взрослых. К ребенку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

В два – три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, складывать свою одежду, можно поручить поставить на стол хлебницы, салфетницы.

К концу пребывания в младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, вместе с воспитателем поливают комнатные растения и посадки на грядках. В этом возрасте у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.

Дети четырех – пяти лет принимают участие в хозяйственных делах: содержат в порядке игрушки, вытирают пыль, поливают комнатные растения, следят за своими вещами, сервируют столы.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями. Конечно, труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто не способствует поддержанию интереса, так же как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной. Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения, сделанное своими руками ребенок ценит и бережет. Подражая взрослым, ребенок старается сделать как они, перенимает рациональные приемы работы, учится логической последовательности трудовых операций. Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят детям радость, удовлетворение от проделанной работы. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для него нелегко. Трудно потому, что это связано с проявлением воли, которая у него недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он пережил радость от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых маленьких успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Читайте также:  Что способствует быстрому развитию речи у ребенка

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Источник

Светлана Шухардина
Оценка трудовой деятельности детей и диагностика развития отдельных ее этапов

В новых образовательных стандартах перед дошкольным образованием поставлена важная социальная задача: развивать у учащихся умение самоконтроля, умение находить допущенные ошибки, неточности и выбирать способы их устранения – это связано с возрастанием объема самостоятельной работы воспитанников. В связи с этим в ФГОС разработаны психолого-педагогические условия, которые позволят успешно решать поставленные задачи.Для данной темы наиболее важными являются: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; может контролировать свои движения и управлять ими и др. [6].

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, мы понимаем, что дошкольник чаще всего дает результатам труда субъективную оценку. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен четко выделить ориентиры деятельности, подлежащие контролю и оценке, и плохо владеет приемами оценивания. В то же время, необходимо обучать ребенка адекватно воспринимать замечания по выделенным педагогом критериям и вовремя корректировать выполнение неправильных действий, чтобы успешно выполнить всю деятельность. Выполнение этой задачи возможно в совместной с ребенком деятельности. В психологии труда совместная деятельность характеризуется наличием между участниками деятельности взаимодействия, направленного на достижение общего результата. Как разъясняет Д. Б.Эльконин: «Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым» [9, с. 141-142]. Ребенок, выслушав инструкцию взрослого, уже может попытаться самостоятельно выполнить само действие в одних и тех же условиях. Таким образом, на основе совместной деятельности и в процессе упражнений постепенно возникает индивидуальная деятельность Становление самостоятельной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который называют интериоризацией. На этом этапе ребенок может самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и, что не менее важно, проявить инициативу – заметить ошибки в работе сверстника и попытаться поправить его.

Не менее важным в освоении действий самоконтроля является умение действовать по алгоритму, т. е. последовательно оценить степень соответствия результатов своей деятельности, ориентируясь на выделенные показатели. Такие показатели могут быть представлены в виде моделей алгоритмов. Модели алгоритмов, позволяют детям на осознанном уровне выбирать правильные пути в решении определенного класса задач, осуществить контроль, оценку и коррекцию. В конструировании алгоритма оценки собственной деятельности необходимо научить детей выбирать необходимые ориентиры (критерии оценивания).

В дошкольном образовании разработка критериев оценки результатов деятельности не может проходить без педагогического руководства. Только педагог может разработать точные требования дизайн спецификации (требования к выполнению конкретных приемов, действий или операций) по изготовлению изделий или деталей, выполнению той или иной трудовой операции: принятие определенной рабочей позы, выполнение отдельных движений, переход их в действия. Задача педагога разработать критерии оценки в соответствии требованиям основной образовательной программы и возрастным особенностям [4], помочь детям разобраться в них, научить пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Приведем пример оценки действий детей по разработанным воспитателем критериям на занятиях аппликацией.

Резание по криволинейному контуру. Педагогическая задача – учить вырезать по криволинейному контуру.

Критерии. 1. Умение правильно держать ножницы.

2. Умение правильно открывать и закрывать лезвия ножниц.

3. Умение придерживать заготовку и поворачивать ее для удобства резания.

4. Умение резать по линии разметки, оставляя ее на обрезке.

Этот пример показывает, принцип расчленения умения вырезать детали из бумаги на отдельные движения и действия – критерии. Не трудно по выделенным критериям определить, на каком уровне освоено умение у конкретного воспитанника и разработать стратегию педагогического руководства в формировании или коррекции тех или иных умений и навыков.

Разметка деталей по шаблону. Педагогическая задача – учить выполнять трудовую операцию в правильной рабочей позе и выполнять точные разметочные действия.

Критерии. 1. Умение выполнять операцию стоя.

2. Умение придерживать шаблон и держать карандаш.

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка по методике

3.Соблюдать дизайн-спецификацию:

-разметка выполняется в левом верхнем углу изнаночной стороны листа;

– линия разметки должна быть непрерывной, четкой;

– графическое изображение должно в точности соответствовать внешнему контуру шаблона.

Умение вырезать деталь. Педагогическая задача – учить вырезыванию бумажной детали из заготовки.

Критерии. 1. Умение отделять заготовку из целого листа бумаги.

2. Умение вырезать деталь по требованиям дизайн-спецификации (см. выше).

Аналогично строится работа по формированию действий самооценки. Руководство деятельностью детей со стороны воспитателя заключается в четком инструктаже того, что и как оценивать. Разработанные критерии воспитатель может представить в виде наглядной модели алгоритма, отражающей критерии оценки и последовательность выполнения действий оценивания. Модель алгоритма может быть представлена наглядно в графической или предметной форме на инструкционных картах, которые воспитатель раскладывает на каждый рабочий стол или представляет на интерактивной доске. Следует подчеркнуть, что содержание этих карточек разрабатывается в строгом соответствии с дизайн спецификацией, которое дает воспитатель в процессе первичного инструктажа. Как отмечено нами, в дошкольном возрасте дети не могут еще оценивать все этапы своей работы. В связи с этим, оценка действий детей может выполняться в совместной деятельности с педагогом – воспитатель называет критерий, а дети сверяют свои результаты с требованиями дизайн спецификации.

Поэтому, в успешном формировании действий самооценки на начальных этапах, обязательным является обучение детей оценивать отдельные этапы своей деятельности. Такая работа подготавливает детей к формированию самооценки на основе анализа готового объекта труда. Выбор объекта оценивания предоставлен воспитателю, так как воспитатель в разработке плана занятия выделяет задачи освоения нового материала, закрепления известного и задачи контроля и оценки деятельности. Приведем пример разработанных критериев для выполнения детьми действий самооценки.

Педагогическая задача – учить сравнивать размер и форму изготовленных парных деталей из пластилина для сувенира «Кот», находить неточности и оценивать результаты собственной деятельности:

– сравни детали для конечностей – детали для передних конечностей отличаются по форме и размеру от деталей для задних конечностей;

– сравни детали для головы и туловища – они самые крупные в изделии и по форме напоминают грушу, но отличаются по размеру;

– сравни детали для хвоста и ушей – они самые мелкие и отличаются по размеру и форме.

– сравни свои результаты с образцом, исправь допущенные ошибки.

Все детали изделия должны быть представлены на рисунке и в образце педагога.

На последующих занятиях необходимо продолжить начатую работу на другом наглядном примере. Для сравнения можно представить образец, изготовленный воспитателем или предметные инструкционные карты, выполненные в виде рисунков всех деталей.

Педагогическая задача – учить оценивать качество выполнения сборки многодетального изделия «Лошадка» из пластилина.Критерии:

– детали изделия плавно соединены между собой способом примазывания;

– детали отделки соединены способом придавливания;

– сравни свою работу с образцом изделия. Если требования и готовый результат совпадают – работа выполнена правильно.

Диагностика уровней сформированности отдельных действий или этапов труда необходима педагогу, что бы вовремя осуществить коррекцию совершаемых ошибок ребенком. С этой целью необходимо выделить соответствующие критерии и уровни. Критерии и уровни развития трудовой деятельности детей разрабатывают исходя из наблюдений практической деятельности и степени ее самостоятельного выполнения.

Уровень самостоятельного поиска способа действия: ребенок самостоятельно и уверенно выполняет всю совокупность действий. В тех случаях, когда ребенок сомневается в выборе действия или совершает ошибку, педагогу достаточно приостановить выполнение задания и попросить ребенка подумать правильно ли он выполняет то или иное действие.

Уровень выполнения действия по образцу. Некоторым детям помощь педагога необходима на протяжении большей части выполнения задания. Можно исправить действия ребенка с помощью наводящих вопросов.Например: подумай, что делают в первую очередь, вырезают деталь или делают разметку детали на материале?Другой пример: посмотри внимательнее на предмет, он плоский или объемный?

Копирующий уровень: действия ребенка ошибочные, постоянно обращается за помощью. В этом случае вся задача решается в совместной деятельности с взрослым.Например: посмотри, какого цвета деталь изделия, найдем бумагу такого же цвета. Подумай и назови, какие инструменты понадобятся нам для работы с бумагой. Давай найдем их и разложим на места, которые указаны на модели «Твое рабочее мест» и т. д.

В процессе обследования сначала нужно дать возможность ребенку или группе детей проявить самостоятельность в решении трудовых задач, но, если дети не справляются с задачей, им должна быть оказана оперативная помощь со стороны педагога. После решения первой задачи ребенку или группе детей предлагается следующая задача. За каждую решенную задачу в специальную графу таблицы заносятся отметки в баллах. В процессе выполнения заданий полезно использовать некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь педагога.

Качественная оценка показателей определяется в процессе наблюдений деятельности детей и анализе полученных результатов и заключается в выявлении ошибок в деятельности и ответах детей, причин их совершения, умения самостоятельно найти способы решения поставленной задачи.

Количественная оценка обычно определяется с помощью простейших математических подсчетов (сумма набранных баллов по каждому показателю). Качественная оценка всех показателей и сумма набранных баллов, полученных за решение всех задач, являются критериями для определения фактического уровня сформированности конкретного трудового умения или отдельного этапа деятельности. Покажем методику проведения оценки уровня сформированности умения анализировать образец изделия.

Читайте также:  Сроки развития ребенка до рождения

Отметим, что разработанная нами методика может быть применена для старших дошкольников. В соответствии возрасту, разработанный нами алгоритм позволяет выделить не весь комплекс признаков предмета, т. к. дети еще не умеют комплексно анализировать объекты труда.

Педагогическая задача – выявить уровень сформированности умения анализировать образец изделия.

Модель алгоритма «Анализ образца» для старших дошкольников можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов в виде рисунка, схемы):

1. знак «Что это?» – требуется назвать рассматриваемый предмет;

2. знак «Материалы» – требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;

3. знак «Количество» – требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или по другим признакам (цвет, форма);

4. знак «Форма» – требуется назвать форму изделия и его деталей;

5. знак «Размер» – требуется назвать размер изделия и его деталей;

6. знак «Объем» – требуется назвать плоское или объемное изделие;

7. знак «Цвет» – требуется назвать цвет изделия или его деталей;

8. знак «Применение» – требуется назвать, где применяется изделие.

Требования к ответу: соблюдение установленного порядка выделения признаков объекта; точное называние этих признаков (количественных и качественных фактурных показателей); минимальные затраты времени на обдумывание ответа.Уровень сформированности умения анализировать образец изделия по наглядной модели можно выявить и по следующим показателям: выделение признаков объекта, декодирование информации; использование модели алгоритма на практике.

Критерии оценки:

– 0-1 ошибка – ответы даны на уровне самостоятельного выполнения действий;

– 2 ошибки – действия выполнены частично на копирующем уровне;

– 3 ошибки – действия выполнены на копирующем уровне – ребенок пытается но, не справляется с заданием даже с помощью педагога – 1.

Умение организовывать рабочее место можно определить, работая на интерактивных столах или на фланелеграфе.

Педагогическая задача – выявить уровень сформированности умения организовывать рабочее место в соответствии требованиям рабочего человека и безопасности труда.

Требования к ответу:умение классифицировать предметы по группам: инструменты, материалы; знание правильного расположения предметов на рабочем столе; соблюдение техники безопасности.

Критерии оценивания – указаны выше.

В случаях, если педагог пользуется схемами, моделями алгоритма на занятиях, что является необходимостью в современном дошкольном образовании, необходимо выявить умение кодировать и декодировать информацию. С этой целью подходит набор карточек, на которых могут быть изображены отдельные этапы изготовления изделия, изображение отдельных предметов и т. п. Педагог может называть предмет или действие, а ребенок – показать соответствующее изображение (кодирование) или попросить ребенка установить последовательность выполнения изделия с помощью этих же карточек (декодирование).

Таким образом, освоение действий по самооценке строится на основе умений выделять признаки объекта (в соответствии требованиям программы по разным образовательным областям, кодирования и декодирования информации, умения действовать по алгоритму и др. [7]. Переход к самостоятельному оцениванию собственной деятельности, по нашим наблюдениям, в условиях целенаправленной работы с детьми, происходит на 7-8 занятии.

Примеры показывают, что в процессе оценивания деятельности детей могут принимать участие, как педагог, так и воспитанник. Педагогу, в свою очередь, предоставлена возможность контролировать с одной стороны осведомленность ребенка о критериях выполнения каждой трудовой операции, с другой – уровень владения элементарными приемами и средствами оценки собственной деятельности. То есть, в продуктивных видах деятельности сам процесс формирования действий контроля и оценки может стать объектом контроля и оценивания. Исследователи современных технологий конструирования педагогического процесса [1, 2, 3] единодушны во мнении, что в сложившейся обстановке педагог должен быть подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы суметь отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено, что…» [3].

Анализ собственных действий и оценивание результатов деятельности предоставляют возможность своевременно осуществить коррекцию неправильных действий и достичь успешных результатов деятельности.

Литература

1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М., 2002.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2008.

3. Кальней В. А., Шишов С. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». – М., 1999.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.

5. Психология труда: учеб. для. студентов вузов, обучающихся по специальности 031000» Педагогика и психология» / под ред. проф. А. В. Карпова. М., 2005.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://standart.edu.ru

7. Шухардина С. Б. Теория и практика организации технологической деятельности в ДОО: монография / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014.

8. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Формирование универсальных действий – приоритетное направление современного образования. Materialy X mezinarodni vedecko-prakticka conference «Veda a vznik-2013/2014». – Dil 20. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – 112 stran.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Источник