Развитие самооценки ребенка раннего и дошкольного возраста
Марина Земскова
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Практикум по детской практической психологии
на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста»
Ф. И. О.: Земскова Марина Петровна МБОУ ГШИ №2, г. Ногинск
Содержание.
Введение.
I. Самооценка, виды и факторы формирования самооценки.
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
1. Условия формирования низкой самооценки
2. Условия формирования высокой самооценки
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте.
Заключение.
Литература.
Введение
В трудах отечественных и зарубежных психологов исследовалась проблема самооценки, как одна из центральных проблем.
Среди психологов можно выделим следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, У. Джемс, Ф. Зимбардо, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Как считал С. Л. Рубинштейн, самооценка это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде главной структуры личности [2].
Основой самооценки выступают ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне устанавливают механизм саморегуляции поведения.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение – устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности[3].
Целью работы: рассмотреть особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
I. Самооценка, ее виды и факторы формирования самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4].
Виды самооценки:
– Актуальная – оценка себя в настоящем.
– Ретроспективная – оценка себя в прошлом.
– Прогностическая – оценка себя в будущем.
– Адекватная – достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств.
– Неадекватная – представление личности о себе далеко от реального.
– Заниженная – неуверенность в себе, робость, невозможность осуществлять свои задатки и способности.
– Завышенная – идеализация представлений о своей личности, своей ценности для окружающих.
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [5].
Самооценка формируется в процессе всей жизни, и выполняет значимую функцию в ее развитии, регулирует разнообразные виды деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
Выделяют следующие уровни развития самооценки:
Первый уровень процессуально – ситуативный. На этом уровне самооценки дети не устанавливают связи своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не адекватны личностным возможностям и могут быть полностью определены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности.
Второй уровень качественно – ситуативный. Для этого уровня характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами, т. е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляется с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Самооценка на этом уровне обладает необъективностью и неустойчивостью.
Третий уровень качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.
Четвертый уровень качественно–динамический – осознание сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка обладает объективностью, динамичная в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [3].
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
– Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
– Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
– Сопоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
– В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
– Влияние индивидуальных особенностей личности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность [2].
1. Условия формирования низкой самооценки:
– Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
– Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.
– Конфликтные отношения между родителями.
– Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
2. Условия формирования высокой самооценки:
– Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.
– Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
– Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.
– Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе [5].
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой [1].
В деятельности самооценкиэти компоненты работают в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основой когнитивного компонента самооценки являются операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
В раннем возрасте у детей наблюдается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка[2].
При сравнении ребенок, обычно, ориентируется на социальные нормы, допустимые в его окружении. Часто мы слышим,как родители и другие взрослые говорят: «Какая хорошая девочка, она моет руки». Сравнивая себя с этой девочкой, малыш приходит к выводу о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение формируется у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливают ясные «границы», поощряют его самостоятельность. В противоположном случае у ребенка может появиться чувство стыда, он начнет сомневаться в собственных способностях.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности подобающими эмоциональными реакциями на них. Большое количество детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат. Некоторые воспринимают успех или неудачу, с положительными и отрицательными эмоциями.
В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, только в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, сознательно и выразительно демонстрирует свои достоинства. Но такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте редкие.
В 3,5 года у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой [4].
Самооценка ребенка, понимание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.
А. И. Липкина полагает, что в самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей формируется умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, не только в игровой,но и в других видах деятельности: учении, труде и общении [2].
Это достижение важно рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности. И если его самооценка является неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности просто запаздывает.
Особенной ролью в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка выступает представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Некоторые родители являются хорошим объектом для подражания и в то же время вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать сильное влияние на его психологию и поведение [3].
В некоторых исследованиях рассматривается то, что самое зримое воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. К примеру, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т. е. на три года меньше.
В старшем дошкольном возрасте дети придают немалое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Дошкольник не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить [5].
Все это говорит о том, что ребенок уже вступил в сензитивный период развития, для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Заключение
На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М., 2000.
3. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е. А. Зелуганова. – М., 1995.
4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан – СПб. – 2002.
5. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Издательство: Феникс, 2007.
Приложение
Рекомендации по формированию
адекватной самооценки дошкольника
– Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
– Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
– Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
– Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
– Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
– Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);
Приложение:
Игры с детьми, направленные на повышение самооценки
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва,например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
«Клеевой дождик»
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».
Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате,преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.
«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».
«Я очень хороший»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «Ребята,садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).
И, наконец,дружно: «Я очень хороший (хорошая)».
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит,например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»
Замечательно! Давайте встанем в круг,возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» – сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
«Ладошки»
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.
«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу,ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…».Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
«Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Источник