Развитие руки у ребенка физиология

Марта Краснобаева
Развитие тонких движение рук у детей

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцовой, Е. И. Иеениеа, А. В. Антжова – и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А исследованиями института физиологии детей и подростков АПН РФ установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детейбыла выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая могорика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. Ф. Фомина).

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Детей, с самого раннего возраста не следует пеленать, так ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. Ограниченное движение рук сказывается на скорости формирования двигательных структур мозга. А ограничение движений правой (левой) руки у новорожденного правши (левши) сказывается на ломке заложенной природой важной системы (моторной) коры головного мозга, которая называется сомато-топической проекцией,

МОТОРНЫЙ – двигательный, приводящий в движение.

Моторика – (от лат. motor приводящий в движение) – двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.

У правши сомато-топическая проекция всего тела человека, всех его подвижных частей, и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого неба, генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии.

Центр Брока – французский антрополог и хирург) -участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей, обеспечивающий моторную организацию речи.

Из еомато-топической проекции видно, что проекция руки расположена в средней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).

Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Артику-ляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга,

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев, ежедневно по 2 – 3 минуты. С десятимесячного возраста следует начинать активную тренировку пальцев ребенка, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Развитиюмелких мышц пальцев и кистей рук способствуют работы:

1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и

потешками;

2) специальные упражнения без речевого сопровождения,

объединенные в комплекс гимнастики для развития

мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая

гимнастика;

3)игры и действия с игрушками и предметами:

раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т, д.,

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,

пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц,

игры с мозаикой, строительным материалом и т. д

4)изобразительную деятельность:

– из пластилина и глины,

– картинок,

– обведение контуров,

– штриховку,

– рисование карандашами и красками различными

способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д. ,

– разнообразную работу с ножницами,

– поделки из природного материала и т. д.

Работа по развитиюкистей рук проводится систематически по 3 -5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

Если проводить пальцевую гимнастику вовремя физкультминуток, сочетая движения с речью детей, такая гимнастика, послужит элементом двигательной активности для переключения детей на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениямиобладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

В ходе таких физкультминуток дети «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести фигуру стимулирует внимание. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Такой подход позволяет: 1. Регулярно опосредованно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковые игры можно использовать и в динамических паузах, которые могут быть использованы как на занятиях по обучению грамоте, так и на любых других занятиях.

При проведении динамических пауз происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Дети испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировку пальцев рук у ребят в детском саду проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, работа ножницами, ложкой.

Упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп, можно начинать с ясельной группы. Для повышения интереса детей к занятиям используются перчатки. На перчатки нанесены разные штрихи – глазки-пуговки и пр.

Начинать необходимо с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряжены, поэтому этот вид упражнений необходимо повторять две недели.

«Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики»(левая и правая рука, «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков», – большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнение делается сначала только с белочками, затем с зайчиками, через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения.

Следующий этап – обе команды здороваются друг с другом (поочередное касание парных пальцев обеих рук). Сначала зайчики и белочки здороваются, стоя прямо, а потом с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон.

Дети легко копируют статичные, несложные движения. Взрослый одновременно говорит и показывает упражнения рук.

(«Прогулка в лес». «Рассказ про птицу и птенчиков»)

Дети любят и упражнение «Котенок». Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают», большой палец обязательно участвует. Это котенок точит когти. Котенок выпустил когти (пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом полусогнутом. виде). «Ай – ай – ай, котенок, какой ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти», – говорит воспитатель. Котенок сначала прячет когти, но начинает их точить и т. д. Упражнение выполняется одновременно обеими руками. Расшалившийся котенок на слова «Ну; что же ты, киска?»может ответить: «Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не киска».

Для тренировки большого пальца руки придумано упражнение «Скакалка», Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (кругам скакалку в одну сторону, потом в другую). Одновременно воспитатель приговаривает или поет песенку «Скакалка»:

Я скачу, я верчу скакалку.

Захочу, обскачу Галю и Наталку.

Ну-ка, раз, ну-ка два посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Я скачу, я учу Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два, учатся сестрички.

За спиной день-деньской прыгают косички!

«Скакалка» – это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости. После каждого упражнения необходимо похвалить детей добрыми, ласковыми словами за хорошую работу.

С детьми можно освоить движения пальцев рук почти всех персонажей сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке Маршака.). В диалогах и монологах можно использовать стихи С. Маршака, песенки из мультфильмов и др.

Тренировке тонких движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители.

Необходимо следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно тренировка рук дает видимый и быстрый эффект.

Работы в тетрадях по письму дети под руководством воспитателей начинают в ноябре. За два предыдущих месяца (сентябрь, октябрь) тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев стали точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.

«Пальчиковые игры» – очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Такие «Пальчиковые игры» можно превратить и в теневой театр.

Пальчиковые игры и упражнения можно посмотреть:

1. Ирина Лопухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движения».

2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр».

3. Кольцова М. М, Рузина М. С. «Ребенок учится говорить.

Пальчиковый игротренинг».

4. Ткаченко Т. А, «Если дошкольник плохо говорит»,

5. Журнал «Дошкольное воспитание».

А) № 8,9, 1990 год; Б) № 9, 1990 год;

В) № 9,1998 год; Г) № 5, 1999 год;

Д) № 5,2000 год; Е) № 10, 2000 год.

Литература:

1. Бурлакова М. К,

«Советы логопеда». Москва 2001 год.

2. Кольцова М. М, Рузина М, С.

«Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».

Санкт – Петербург, издательский дом «МиМ», 1998 год.

3. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В.

«Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции

звукопроизношения». Москва, 1998 год.

4. «Развитие осязания и мелкой моторики у старших

дошкольников с нарушениями зрения».\ Дефектология № 5

за 2000 год.

5. «Словарь логопеда». Москва, «ВЛАДОС», 1997 год.

6. Ткаченко Т. А.

«Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург

Издательство «Акцидент» 1998 год.

7. Цвынтарный В. В.

«Играем пальчиками и развиваем речь». Лань

Санкт-Петербург 1996 год.

Источник

Глава 19. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Скорость роста. Начиная со 2-го года жизни скорость роста ребенка быстро снижается. На смену интенсивным ростовым процессам приходят процессы клеточных дифференцировок, что обеспечивает существенно качественное изменение свойств детского организма, постепенно приближая его к зрелому состоянию. Пропорции тела продолжают изменяться, уменьшается относительный размер головы.

Зубы. Продолжается рост челюстей и прорезывание молочных зубов. На 2-м году жизни в норме зубы появляются в такой последовательности: предкоренные (14–15 мес), клыки (18–19 мес) и коренные (20–24 мес). К концу этого периода развития у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что решающим образом влияет на пищевое поведение, поскольку позволяет ребенку к концу этого возрастного этапа перейти практически на взрослый рацион питания.

Скелетно-мышечная система. Рост костей продолжается, хотя далеко не так интенсивно, как в 1-й год жизни. Кости черепа к 3-летнему возрасту практически полностью срастаются, и после этого голова очень мало увеличивается в размере, причем главным образом за счет утолщения костной ткани. Скорость роста позвоночника также снижается, однако в нем происходят важные качественные изменения, связанные с формированием изгибов.

Очень важно в этом возрасте обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Для этого необходимо следить за качеством и удобством обуви, а также поощрять ребенка к ходьбе босиком по грунту и траве в летнее время. Эта процедура будет одновременно служить и мягким средством закаливания.

Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то фазические мышцы, от которых зависят сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений детей этого возраста, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным образом для хватания и удержания предметов и простейшей манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к некоторым тонким движениям (начало рисования). Также примечательно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специального интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами — такое движение соответствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата, но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.

Мышечная активность. Мышцы годовалого ребенка обеспечивают ему возможность прямохождения в невысоком темпе, а к 3-летнему возрасту ребенок может уже передвигаться достаточно быстро (хотя настоящий бег появится только на следующем этапе — в этом возрасте ребенок не отрывает ног от земли, а истинный бег обязательно включает безопорную фазу). Ни настоящей силы, ни быстроты, ни выносливости ребенок еще проявить не может: для этого не готовы ни сами мышцы, ни управляющие ими нервные центры. Содержание окислительных ферментов в мышечных клетках еще очень невелико, и общие затраты энергии на мышечную активность остаются низкими. При этом мышцы-сгибатели развиты гораздо лучше, чем мышцы-разгибатели. Особенно хорошо развиты в этом возрасте мышцы, обеспечивающие сгибание в локтевом суставе и сгибатели кисти: ребенок 3 лет может удерживаться некоторое время на весу, ухватившись руками за перекладину. Однако подтянуться такой ребенок еще не может, необходимых для этого анаэробно-гликолитических волокон в структуре его мышц еще нет.

Источник

Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, – выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма (З. Богатеева).

Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики кисти руки (С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В. Н. Куров).

Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. М.М. Кольцова доказала, что “…Развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони, в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.” Л.Г. Харитонова, Л.А. Сулянцева выяснили, что “ритмические движения являются действительно средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга”. Далее она отмечает, что у детей раннего возраста влияние этого вида двигательной активности аналогично, но носит еще более диффузный характер, чем у семилетних детей.

Нейрофизиологами и психологами установлено, что ребенок рождается с еще несформированным мозгом, развитие которого осуществляется на протяжении всей жизни. Он претерпевает существенные изменения под воздействиями различных раздражителей (Г.А. Любина. О.В. Желонкина). Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь и т.д. Е.Е. Ляксо отмечает: “Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, а это приведет к остановке развития ребенка”.

В исследованиях М.М. Кольцовой, проводимых на детях (шесть недель), установлено, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс функционального созревания мозга. Было объективно зарегистрировано стимулирующее влияние проприоцептивных импульсов от пальцев рук на процесс созревания мозга. Эти данные позволяют думать о том, по “движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы” (М. Аксёнова). Как известно, по насыщенности аккупунктурных зон кисть пальцев рук не уступает уху и стопе (С.С. Мельникова). Медики установили, что массаж пальцев кисти рук не только повышает функциональную активность головного мозга (Н.С. Амосова).

Исследования наших физиологов (В.М. Бехтерева, И.Н. Сеченова) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Они утверждают, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. По сравнению со зрительным и слуховым, тактильно-моторное восприятие – более творческое и активное. Обогащая с его помощью свой жизненный опыт, ребенок приобретает уверенность в собственных силах, ощущает удовлетворение от побед (Г.А. Любина. О.В. Желонкина).

Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.B. Аксарина, Э.Р. Пилюгина и др., доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Первый этап мышления называют наглядно – или предметно-действенным. Этот вид мышления преобладает в раннем детстве. Возникает единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. В этом возрасте, только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом. То есть рука выполняет не только функцию движения, но и функцию познания. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” мозг и глаза видеть, осязать, различать, запоминать (В. Цвынтарный) [66]. Чем больше запас действий и проб в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Третий этап – словесно-логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме (С.Д. Кацнельсон).

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки (Б.Г. Ананьев). М. Аксёнова установила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это объясняется тем, что “области мозга, отвечающие за развитие движений, располагаются вблизи областей, связанных с речевой деятельностью. Поэтому воздействия, поступающие при разнообразных манипуляциях, особенно с пальчиками рук, приводят к активизации двигательных и речевых зон мозга. А чем больше разнообразных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные способности ребенка” (В. Цвынтарный).

Исследуя двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Она отмечает, что “при тренировке пальцев рук голосовые реакции не только развиваются интенсивнее, но и оказываются более совершенными”. М.М. Кольцовой показана особая роль проприоцепции (от лат. proprius — «собственный, особенный» и receptor — «принимающий») пальцев рук. Проведение перед опытом приседаний дает незначительное ускорение выработки условных рефлексов и их дифференцирования, проведение перед опытом упражнений для пальцев рук ускоряет процесс упрочения и дифференцирования условных рефлексов почти в три раза. На основании данных исследований М.М. Кольцовой, можно сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Исследуя данную проблему, Л.В. Фомина выявила следующую закономерность: “Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы”.

Зарубежные и отечественные ученые считают, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие ребенка, но и способствует выработке основных элементарных умений, таких как: одевание и раздевание, застегивание пуговиц, умение пользоваться ложкой, ножницами, карандашом. Н.И. Аксарина отмечает: “Вследствие овладения некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев, ребенок становится не только подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевший, игре, занятиях”.

Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова и другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.

Фундаментальными исследованиями в области общей и специальной педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания доказано, что одним из значимых средств является физическое воспитание (А.А. Дмитриев; Е.М. Мастюкова, С.П. Евсеев). Оно рассматривается и реализуется комплексно в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением (О.П. Гаврилушкина).

 «Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы»,- говорил И.П. Павлов. Знакомясь с окружающим миром, ребенок учится различать множество предметов и явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация, полученная им от анализаторских систем, в том числе и двигательной, подвергается сортировке, анализу, объединению, разномодальные (образуются мозгом автоматически) ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М. Сеченов назвал предметным мышлением. Развитию предметного мышления у ребенка в возрасте 6-7 лет во многом способствует развитие его двигательной моторики (С.Д. Кацнельсон).

Исследования З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н.C. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. И.Ю. Оглоблина, Г.В. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений. Б.И.Пинский в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности.

Поступая в 1-ый класс, дети с  затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы (И.Е. Светлова).

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему». Рука человека от плеча до кончиков пальцев, обладает огромным числом степеней свободы: целенаправленно (произвольно) совершить движение рукой, скажем, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае.

А.В. Запорожец говорил, чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать её безграничные возможности в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из первых важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета.

Характерным признаком произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, является возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились. П.Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой; предмет становиться как бы простым удлинением или придатком руки. Такие действия можно условно назвать «ручными».

Полученные в исследованиях П.Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходят зарождение интеллектуальных реакций, наглядно-действенного мышления в его наиболее простых и первичных Ф.И. Фрадкина изучала развитие действий с игрушками.

Движения руки по направлению к предмету можно разделить на три основных типа: петлеобразные – кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю; планирующие – рука начинает опускаться раннее приближения к объекту; скользящие – кисть движется по поверхности стола, пока не достигнет объекта. Вначале движения не точны, часто хаотичны. По мере роста ребенка движения становятся все более координированными и четкими.

В пробах на левшество нередко обнаруживается слабость правой руки, и многие дети пользуются левой рукой при еде, игре, рисовании, охотнее прыгают на левой ноге, толкают ею мяч (З. Богатеева).

Нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Также А. С. Волкова, Р. И. Лалаева отмечают, что дети с пониженной активностью коры, склонные к тормозным процессам, проявляют в игровой деятельности робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. А детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца.

Ежегодные медицинские осмотры школьников выявляют значительное количество детей, имеющих нарушения физического развития, моторики различных степеней сложности. Помимо этого, в процессе диагностики обнаруживаются проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии школьников, составляющих основу двигательных навыков (бега, метания, прыжков, ходьбы, ползания, лазания). К негативным проявлениям относятся: неравномерность статической и динамической организации движений, осложняющая развитие социальных навыков и умений; двигательная расторможенность, что снижает эмоциональный фон организации деятельности и осложняет формирование умения подчинять свои действия поставленной задаче; недостаточной сформированности мелкой моторики. В дальнейшем эти нарушения в большинстве случаев проявляются в виде задержки психомоторного, речевого и интеллектуального развития ребенка.

Общее развитие моторики детей направлено к постепенному овладению теми координационными возможностями, которые создались у ребенка в результате окончательного созревания анатомического моториума (И.Е. Светлова). Исследователь О.М. Гуревич отмечает, что «вместе с усовершенствованием двигательного аппарата несколько уменьшается богатство движений, но налаживаются мелкие точные движения впоследствии постепенного развития корковых компонентов».

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Роль, форма, методы и характер коррекционных программ посредством упражнений по развитию мелкой моторики, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка  продолжают в настоящее время оставаться предметами постоянного обсуждения.

Литература

  1. Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. – М.: “Медицина” – 2012. – 264.
  2. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Аксёнова М., – Дошкольное воспитание, № 8, 2012. – с. 62-65.
  3. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7. – С. 33-37.
  4. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. Под ред. И.М. Фейгенберга, И.Е. Сироткиной. М.: Смысл, 2008: 330 с.
  5. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. Богатеева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 32-35.
  6. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012. 
  7. Венгер Л.А. Психология развития: словарь /Л.А. Венгер// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. A.B. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. -С.176.
  8. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева А.Ю., Куров В. Н. Куров, М., 2013. -180 с.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 2003. – 113 с. – (Науч.-попул. мед. литература)
  10. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 2013.
  11. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб: Речь, 2003. -161с.
  12. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – М.: Просвещение, 2003. – 115 с.
  13. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. -84с.
  14. Любина Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина Ребёнок в детском саду. – 2013.- № 4. – С. 33-35.
  15. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша [Текст] / под ред. А.С. Батуева – М.: Айрис-прес, 2003. – 208с.
  16. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. [Текст] / Начальная школа – 2014 – №8 – с. 13-14.
  17. Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук. [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18-21.
  18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для логопеда детского сада. – М. 2013 г.
  19. Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб. Кристалл, 1997. – 336 с.
  20. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособ?