Развитие ролевой игры ребенка по эльконину в таблице

Елена Дмитриевна Бондарева
Этапы развития игры по Эльконину Д. Б.

Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка “Волгодонского педагогического колледжа”

Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Игра осуществляется с помощью определенных действий и ролевых высказываний. Специальное изучение процесса становления игровых действий в дошкольном возрасте, проведенное НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне — РАО) (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыкина, 1983, свидетельствует о сложности и многоэтапности этого процесса.

1. Социальная природа ролевой игры

Психологи обращали внимание и особенно выделяли работу воображения или фантазии. Игра рассматривалась как проявление особой живости, беззаботности и высокого уровня развития воображения или фантазии. Даже неспециалисту при наблюдении за играми детей дошкольного возраста, прежде всего, бросается в глаза то, как ребенок преображает предметы, используемые в игре.

Д. Б. Эльконин предполагал, что единицу игры составляет именно роль и связанные с ней действия по ее реализации.

Исходя из различных исследований, можно утверждать, что именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Как показывают экспериментальные исследования, между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает ее конкретно-предметное содержание.

Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, становится воспроизведение именно этой стороны действительности.

Исследование Н. В. Королевой убеждает в том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является именно эта сфера действительности.

Итак, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры.

Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в свои по сюжетам игры. Неодинаковы сюжеты игр у детей разных классов, детей севера и юга, тайги и пустынь, детей промышленных рабочих, рыбаков, скотоводов и земледельцев. Даже один и тот же ребенок меняет сюжеты своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе.

Конечно, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.

2. Развитие игры в дошкольном возрасте

На основании вышесказанного Эльконин Д. Б. выделил 4 уровня развития игры.

I. Первый уровень развития игры

1. Центральным содержанием игры являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «матери» или «воспитательницы», направленные на «детей». Самым существенным в выполнении этих ролей — кормление кого-то. В каком порядке производится кормление и чем именно «мамы» и «воспитательницы» кормят своих детей — безразлично.

2. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Даже в том случае, если в игре имеется ролевое разделение функций и роли называются, например один ребенок изображает маму, а другой — папу или один ребенок — воспитательницу, а другой — повара детского сада, дети фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

3. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормления при переходе от одного блюда к другому). Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями, например мытьем рук и т. д. Если же такое действие и имеет место, то после этого ребенок возвращается опять к прежнему.

4. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Порядок обеда не является существенным.

II. Второй уровень развития игры

1. Основным содержанием игры, как и на предыдущем уровне, является действие предметом. Но в нем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному действию.

2. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

3. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого либо одного типа действий. Кормление связывается с приготовлением и подачей пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующими за ним по логике жизни действиями.

4. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

III. Третий уровень развития игры

1. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Примером таких действий являются обращения к другим участникам игры, связанные с выполнением роли, например обращение к повару: «Дайте первое» и т. п.

2. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

3. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. п. ; не только прививка, но и выслушивание, перевязка, измерение температуры и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

4. Нарушение логики действий опротестовывается. Протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. В этой связи заслуживает быть отмеченным факт, что нарушение правила — порядка действий — замечается лучше со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

IV. Четвёртый уровень развития игры

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Так, например, при выполнении роли воспитательницы это указания детям на поведение: «Пока не скушаешь, и спать не пойдешь и пирога больше не получишь» или «Идите к столу, только руки нужно вымыть»; при выполнении роли доктора — на поведение пациентов: «Держите руку как следует», «Поднимите рукав. Так. Спокойно, не плачьте — это не больно», «Ну что, больно? Я хорошо делаю, не больно», «Я сказал вам лежать, а вы встаете» и т. п.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно вычленены правила, которым следует ребенок, со ссылками на реальную жизнь и правила, в ней существующие. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

По мнению Эльконина, данные уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с возрастом детей растет уровень развития игры.

Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом. У детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. Выделенные уровни являются не столько возрастными стадиями, сколько ступенями развития самой ролевой игры.

Анализируя некоторые исследования можно встретиться с трудностями отнесения игры к определенному уровню. Допустим, по общему типу дети как бы находятся на первом уровне, но уже есть некоторые симптомы перехода ко второму или в одной игре сосуществуют признаки второго и третьего, третьего и четвертого уровней.

В связи с анализом процесса развития игры нужно отметить, что между первым и вторым уровнем имеется много общего, так же, как между третьим и четвертым. В сущности, есть две основные фазы, или стадии, развития игры. На первой стадии (3 — 5 лет) основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий; на второй (5 —7 лет) — социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.

Таким образом, суть игры заключается в отражении социальных отношений между людьми.

Содержание игры развивается, и это развитие имеет определенные стадии.

У детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. Выделенные уровни являются не столько возрастными стадиями, сколько ступенями развития самой ролевой игры.

Поведение ребенка в игре подчиняется определенным правилам, связанным с ролью, выполнение которой взял на себя ребенок. Существенным для развития игры является отношение ребенка к выполняемой им роли.

Список литературы:

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212;

2. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.

Источник

Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

09 марта 2018

                       Д. Б. Эльконин, развивая идеи Л. С. Выготского, показывает исторический характер игровой деятельности. Она выделяется по мере того, как труд становится все более сложным и недоступным для детей.

Основная тенденция и мотив игры – стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они.

Ролевая игра социальна по своему происхождению и содержанию. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности.

Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:

1) роль,

2) игровые действия по реализации роли,

3) игровое замещение предметов,

4) реальные отношения между играющими детьми.

Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры. Игра – язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно рассказывает, ребенок – проигрывает. Слово -опора переносных значений, и задержка в развитии речи задерживает развитие игры.

Содержание  – младшие дети — воспроизводят действия взрослых; – средние — взаимоотношение людей, помощь взрослых, задачи роли; – старшие — человеческая деятельность с общественным смыслом этой деятельности, помощь взрослого. Роль в сюжетно-ролевой игре — это образ взрослого котор. ребенок примеряет на себя.

Уровни развития игры (Эльконин):

0 уровень — роль в действии (ранее детство) действие мамы, папы, водителя и т.д;

1 уровень — ребенок принимает роль обозначает словом, выполняют действие соответствующее роли;

2 уровень — принимает роль, обозначает словом, реализует в действии и речи (ролевая речь);

3 уровень — все то что и во 2 уровне + вступают в ролевые взаимоотношения (ролевое поведение). Ролевая речь появляется к 4 годам (средняя группа) Сперва речь краткая — односложная; с возрастом речь развернутая, появляется ролевой диалог. В старшем возрасте игровые действия в игре постепенно свертываются.

Показатели игры:

1 уровень (2,5-3 г):

1.содержание игры-бытовые условия с предметами; 2.действия одного типа многократно повторяются; 3.дети не называют роли (роль в действие); 4.игра одиночная или рядом; 5.игра кратковременная. По 1 уровню сюжетно-отобразительная игра.

 2 уровень  (от 3 до 4 лет):

1.игра по бытовым сюжетам и повторяется многократно;2.игровые действия разных типов и повторяется многократно;3.роль обозначается словом и реализуется в соответствующих действиях; 4.ролевые высказывания единичны, ролевой диалог отсутствует; 5.взаимодействие по поводу игры; 6.игровые объединения малочисленные (2-3 ребенка); 7. совместная игра кратковременная.

 3 уровень (от 4 до 5)

1.Содержание игры реализация роли в действиях и речи; 2. Роли четко обозначены и названы до начала игры; 3.присутствует ролевой диалог; 4. Нарушение логики действий опротестовывается; 5. Игра совместная как чередование ролевого и делового взаимодействия; 6. Сюжеты отражают быт, труд и отношения взрослых; 7. Игра продолжительная.

 4 уровня (5-6 лет).

1. Содержание игры-отражение отношений между людьми; 2. Ролевое поведение детей; 3. Игра эмоционально окрашена, включает элементы творчества детей; 5. Нарушение логики действий отвергается; 6. Игровые объединения устойчивы, число детей ув. До 5-6; 7. В игре выделяется подготовительный этап

Источник

Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину

Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет – отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений жизни и деятельности окружающих. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонаж и, предметная ситуация.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете. Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются – на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль,   которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Она объединяет все стороны игры. Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Игровое употребление предметов – замещения – важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление кукла, действие с гребешком – в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь   объектом действий становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка, замещённые предметами – заместителями, становились средством выполнения действий кормления или причёсывания, объектом которых становились сюжетные игрушки.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.

Источник

Диагностика сюжетно-ролевой игры

Методика 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу (Д.Б. Эльконину)

Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».

Ход исследования. Взрослый организует следующие ситуации:

1ситуация: экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду;

2ситуация: экспериментатор организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Элъконину)

Показатели игры I уровень II уровень III уровень IV уровень
Основное содержание игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника
игры
В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из нее действии, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношении с другим участником игры Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям
Характер игровой роли
 
Роли
фактически, но они не
называются и определяются характером
действий, а не определяют
действие. При ролевых
разделениях функций в игре дети не вступают друг с другом в типичные для реальной жизни отношения.
Роли
Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью
Роли очерчены и выделены называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда появляются обычные неигровые отношения. Роли выделены и очерчены, названы до начала игры Ролевые функции детей взаимосвязаны Речь носит ролевой характер.
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны, ясно выделены. Действия направлены к другим персонажам игры.
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим
непосредственным желанием побеждает первое.

Методика 2. Особенности сюжетно-ролевой игры

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Ход проведения исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

II. Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

III. Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика, пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы.

1.Использует ли в игре ребенок предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила.

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

VII. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

VIII. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

IX. Игровая среда.

1.Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослому участие в игре.

Полученные результаты соотносят с таблицей 2 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

Таблица 2

Развитие игровой деятельности

Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу Воплощение замысла в игре происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры Замыслы игр более устойчивы, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
Содержание игр Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Сюжет игры Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых
события, иногда включают в игру эпизоды сказок.
 
Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни кинофильмов, рассказов заместителей. Дети
переходят к играм
вдвое, а затем к
групповым играм взрослых.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
 
В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется
Дети часто
разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится
на сверстников,
которые понимают
смысл воображаемых
действий, значение
предметов – заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.
общения.
 
Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно
этой роли. Дети с интересом
воспроизводят
ролевые действия,
эмоционально
передают ролевое
поведение. Сначала игра
сопровождается
отдельными
ролевыми
репликами,
постепенно
развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым
собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками.
Они активно
включаются в игры других детей.
Сначала их объединения носят
кратковременный
характер, затем они становятся более
длительными
 
Закрепляются
новые формы
общения через роли,
обозначенные
словом, ролевое
взаимодействие,
ролевой диалог, который становится
более длительным и
содержательным.
Дети передают
характерные
особенности
персонажа игры с помощью средств
выразительности
(движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в
ролевое
взаимодействие на длительное время.
Большинство детей
предпочитают
играть вместе, т.к. им легко удается
взаимодействие в игре
(самостоятельное
распределение
ролей, реализация
замысла и т.д.)
Ролевое
взаимодействие
содержательно,
разнообразны
используемые детьми средства
выразительности. Речь занимает все большее
место в реализации
роли. Она не только
обозначается словом, но через речь
раскрывается сущность ролевых отношений. У
детей насчитывается 7-
10 ролей в играх, из них 2-3 – любимые
Игровые действия игровые предметы К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с
предметами-
заместителями,
сообщают другим
предполагаемое
содержание своих действий с ними. Они
воспринимают
воображаемую
ситуацию, играют с воображаемыми
предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («это понарошку»). Дети переходят к обобщенным
действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого), к 3-му году появляются первые подлинно
коллективные игры
Дети используют
разные предметные
способы
воспроизведения
действительности,
хорошо владеют
действиями с сюжетно – образными
игрушками,
начинают свободно
применять в игре предметы-местители,
адаптируются к воображаемым
предметным
ситуациям,
переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.
Во второй половине
4-го года жизни дети придумывают разнообразные
замещения,
изменяют
первоначальное
игровое назначение
предмета. Они
избирательно
относятся к предметам-
заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют
недостающие
тематические
игрушки другими
предметами.
Дети
самостоятельно
выбирают
предметы-
заместители.
Совершенствуются
способы действия с предметами.
Хорошо освоены
Предметно игровые действия; свободно .играют с игрушками,
предметами-
заместителями,
воображаемыми
предметами, легко дают им словесные
обозначения
Игровое действие часто заменяется
словом. Дети
осуществляют игровое действие с предметами-
заместителями,
природным
материалом,
игрушками
самоделками. Широко используют в игре подсобный материал.
По ходу игры они подбирают или заменяют
необходимые
предметы.
 
Правила
игры
Детей привлекает само действие. Правила игры
не выполняют функцию ее регулятора
Правила
регулируют
последовательность
действий
Правила
регулируют
ролевые
взаимоотношения.
Дети выполняют
правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за
выполнением
Правил игры
другими детьми.
Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник