Развитие ритмики ребенка 2 лет
Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.
В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.
Что это такое
В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.
Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:
- ходьбу со сменой направления;
- упражнения на развитие дыхания;
- гимнастику, улучшающую тонус мышц;
- артикуляцию стихов;
- пение.
На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.
Каким деткам не обойтись без логоритмики
Родители не всегда готовы признать необходимость коррекционной педагогики для своих наследников, они развиваются с разной скоростью, и то, что доступно одному в 2 года, второй освоит в 3. Индивидуальность предопределяет систему воспитания. Но в детском развитии до 2-3 лет логоритмика окажется неизбежной, если малыш:
- заикается;
- не справляется с нормальным темпом речи;
- болен дизартрией или ему поставлен диагноз ЗРР;
- плохо ориентируется в пространстве;
- не очень быстро осваивает двигательные навыки.
Обратите внимание! Регулярные занятия музыкой и пением, игры, движение быстро решат проблемы с временным замедлением познания окружающего мира и ощущения себя в нем, подтянут и улучшат физическую подготовку
Логоритмика для детей 2-3 лет
На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:
- тренировка речевых навыков или их коррекция;
- оздоровление организма;
- развитие дыхания;
- совершенствование координации;
- эстетическое воспитание;
- улучшение чувства ритма.
В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.
Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.
Овощи и фрукты
Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.
Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время «соления капусты» малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.
При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.
Животные
Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.
Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.
Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет
Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.
Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.
Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.
Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.
Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.
Источник
Эльвира Коренек
Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Коренек Э. Р. музыкальный руководитель
Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован, открыт, эмоционален. Необходимо подобрать разнообразный музыкальный, танцевально-ритмический, стихотворный материал, атрибуты-помощники. Атрибуты-помощники – это игрушки персонажи, платочки разноцветные, ленточки, обручи, колокольчики, палочки, погремушки, шапочки. Нужно учитывать в какое время проходит занятие. Педагогу необходимо умело варьировать уровень сложности упражнений: динамичные задания сменять упражнениями на восстановление дыхания, длительное упражнение, где требуется концентрация внимания, сменить игрой. Важно отметить, занимаясь детьми раннего возраста, не следует принципиально заучивать какие-либо движения и не стремиться требовать от детей достижения правильности и точности их исполнения.
Главным приемом на занятии ритмикой должна быть игра. Игроритмика учит:
– владеть телом,
– воспринимать ритм,
– создает условия для развития ритмичной натуры,
– пробуждает воображение,
– развивает творческие способности.
Ниже приведены примеры ритмических заданий для детей младшего дошкольного возраста. Следует отметить, выполняя игровые упражнения и задания, дети 2-3 лет многому научаются: с легкостью становятся в хоровод и двигаются в хороводе, топающим шагом идут «паровозиком», выполняют движения в паре, уверенно согласовывают движения с музыкой и многое другое. Малыши в непринужденной форме увлекаются, раскрываются. Занимаясь группой, решаются коммуникативные задачи. Все дети вовлечены в единый танцевальный процесс и от каждого зависит, какой будет игра, упражнение или танец.
Игровой вход в музыкальный зал.
1. «Поезд-тренаж» (Танцуй малыш! Учебное пособие + аудиоприложение, автор: Суворова Т. И.)
Педагог: Уважаемые пассажиры, просьба занять свои вагончики, наш веселый поезд отправляется в путь!
• Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему ребенку. Педагог стоит впереди «паровоза». Акцентируем: аккуратно, нежно держим за плечики.
«Поймали» носиком «кусочек воздуха» и как настоящие паровозы выпускаем ротиком пар: «Ту-ту-у-у-у-у!». Давайте еще разок и еще раз!
• Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Это упражнение улучшает концентрацию. Проводится несколько раз, чтобы все дети подключились к выполнению задания.
Итак, в путь! Ротики широко улыбаются, глазки сверкают, освещаем путь своим хорошим настроением! Громко ножками топаем, чтобы все-все нас услышали!
• Настраиваем детей на успешное занятие!
Поезд ехал-ехал-ехал,
И колесами стучал!
Наконец-то он приехал
И ребят в кружок собрал!
• Дети шагая топающим шагом, под руководством педагога, образуют круг. Впереди стоящий ребенок догоняет последнего и кладет руки на пояс сзади стоящему ребенку.
Далее уместно провести приветствие.
«Все на ножки становитесь» Е. Железнова
Педагог: Мы в кружочке постоим,
На друг друга поглядим.
За руки сейчас возьмемся,
По кружочку все пройдемся.
• Дети берутся за руки, образуя круг. Педагог стоит вместе с детьми.
• Ставится минусовка и педагог вместе с детьми поет:
Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь,
Вместе ручками помашем,
Вместе мы споем и спляшем!
Все Арине очень рады, и Антону тоже рады,
Все Максиму и Ульяне, и Полине очень рады! Поет педагог, называя имена детей данной группы, и приглашает их в центр круга.
• Дети, чьи имена прозвучали, выходят в центр круга и кружатся на месте под первую часть музыки, под вторую часть – бегут на носочках по кругу. Сделать акцент на то, что ручки девочек крепко держат волшебную юбочку, а ручки мальчиков держат крепко бока (крепко на тот случай, если бочкам вздумается убежать от хозяина). Дети, стоящие в кругу громко хлопают в ладоши.
• Важно всех детей пригласить в круг и поприветствовать. Это задание решает коммуникативные задачи, сглаживает эмоциональное напряжение у робких, застенчивых детей.
Игровая разминка «Шпионы».
«Долго шли мы по дорожке»`, музыка Оксаны Макушиной
Педагог: Все в кружочек соберитесь и в шпионов превратитесь! – Созываем детей встать в круг, интригуем неизвестным словом «шпион»!
Ниже-ниже приседайте и головки наклоняйте. – Педагог показывает детям, как нужно присесть слегка и опустить головку так, как будто мы прячемся и не хотим, чтобы нас кто-нибудь увидел.
Тихо-тихо мы ступаем, – шагаем «крадущимися» шагами
Всё в округе замечаем. – ладонь приставляем ко лбу, глаза прищуриваем и делаем вид, что высматриваем все вокруг. Мы видим, а нас никто не видит!
Долго шли мы по дороге
И у нас устали ноги!
Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.
Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши!».
Наши ноги все шагали,
По тропинке побежали,
Побежали…
Мы бежали три часа
Через горы и леса.
Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.
Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.
Пересели на лошадки,
На лошадке ехали,
В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»
Испугал нас бегемот
Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.
Пароход по морю плыл,
Каждый очень счастлив был. Наклоны вперед, тянем носочки. При наклоне вперед делаем выдох, проговаривая: «Ух!»
Но на мель случайно сели
И на поезд пересели.
Поезд едет чух-чух-чух,
Аж захватывает дух! На корточках прыжками двигаются вперед.
Но веселый наш народ
Пересел на самолет.
Самолет летит по небу
Там никто ни разу не был!
Мы летели, а потом… Руки в стороны на носочках кружатся на месте, затем двигаются вперед. Указания: «Спинка прямая, головку не опускаем, глазки смотрят вперед.»
Прилетели – вот наш дом! «приземлились» на одно колено. Показывают крышу – «дом» – руки над головой, пальцы рук соединены между собой. Затем тянемся к солнышку – руки подняты вверх!
Танец-игра «Кактус-ёж»
Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик – это цветок из зеленых шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек.
Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед.
Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая!
1. Кактус-ёжик на окне
Колется пребольно.
До чего же, вам скажу,
Я им не довольна. Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе. Приближаются к Кактусику.
Кактус злой, кактус злой,
Не хочу дружить с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.
Кактус злой, кактус злой,
Не хочу дружить с тобой! Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой!»
Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика)
2. Кактус-ёжик на окне, –
Посмотрите сами,
Неожиданно расцвёл
Яркими цветами. Сели на корточки и прыгают как «мячики».
Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки».
Кактус-ёж, кактус-ёж,
До чего же ты хорош! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.
Ладошки подставляют под подбородок.
3. Кактус-ёжик на окне,
Чуть ли не с десяток,
Через месяц или два
Вывел кактусяток. Выросли – встают на ножки, руки на поясе. Бегут по кругу на носочках друг за другом.
Кактус мой, кактус мой,
Что же делать мне с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно.
Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются.
4. Кактус-ёжик на окне
Рассажу в горшочки, –
Пусть растут на радость мне
Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе.
Кактус рад, кактус рад, –
На окошке детский сад!
Хлопают в ладоши ритмично поочередно.
Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх.
Все дети любят танцевать и играть. Даже самые застенчивые, самые упрямые, самые тревожные дети раскрываются в танцевально-игровом процессе. А это залог успешности детей в будущем.
Источник
Лариса Бунакова
Непрерывная образовательная деятельность по ритмике для детей раннего возраста 2–3 года
Непрерывная образовательная деятельность по ритмике для детей раннего возраста 2-3 года.
Подготовила музыкальный руководитель Бунакова Л. Т., г. Димитровград.
Тема: Весёлый кубик (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).
Цели и задачи:
-развивать умение выразительно передавать в движениях образы зверей, насекомых в соответствии с музыкальным сопровождением, реагировать на начало и конец музыки, различать двухчастную форму музыкального произведения, сменой движений.
– развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;
– развивать творческую самостоятельность в подборе подражательных движений на заданную тему;
– формировать музыкальность;
– воспитывать сплоченность, организованность.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Методы обучения и воспитания: наглядные: объяснительно-иллюстративные; практические: упражнения, этюды; познавательные игры.
Оборудование: магнитофон, кубик с картинками зверей, коврики, цветочки.
Ход занятия:
– Вход детей в зал, приветствие «Здравствуйте, ладошки» или
валеологическая распевка «Доброе утро»
Педагог: У меня для вас ребятишки есть весёлый кубик с картинками, будем его подбрасывать и смотреть кто же придёт к нам в гости, что ж начинаем:
Раз, два, три, четыре, пять начинаю я бросать (подбрасываю и кладу на пол),
смотрим кто же изображён на картинке? (рассматриваем). Правильно, это зайка – попрыгайка. А где у зайчика ушки? Ушки на макушке (показываю).
Наши зайцы вышли погулять по лесу, петь и танцевать.
Песня-игра «Заинька походи»
Педагог: С зайчиком мы уже подружились, давайте играть дальше.
(бросаю кубик) Кто это?. Это бурый медведь, большой и косолапый, он спит в берлоге. Ложимся ребятки в свои берлоги (дети ложатся на коврики)
и храпим. Рано утром медведи просыпаются, вставайте медведи и идут гулять, шишки собирать. Они ходят вперевалочку, качаются, притопывают лапами, а им навстречу наши знакомые зайцы, они весело и легко прыгают.
Игра – упражнение «Медведь и зайцы»
Педагог: И медведи и зайчики молодцы!
Давайте играть дальше (подбрасываю кубик, раз, два, три…начинаю я бросать, кто же придёт к нам в гости на этот раз, да это же лошадка.
У меня большая грива
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?.
Дети: Лошадка!
Педагог: Правильно, это быстроногая лошадка. Она быстро бегает, цокает копытцами-цок, цок. Встречаем Лошадку, она дружит с детками, катает их, слышите, она к нам прибежала, на голове у неё колокольчики, всех зовёт кататься.
Игра – упражнение «Лошадка»
Педагог: Поиграла с нами лошадка и убежала, до свидания, лошадка, прибегай к нам ещё!
Давайте дальше подбрасывать наш кубик, раз, два, три, на картинку посмотри. Кто это? Это – пчела. Она жёлтая, в полоску, у неё есть крылышки, она ими машет, покажи Вероника, как пчёлка машет крылышками (показ ребёнком) и ещё жужжит «ж-ж-ж.», живёт на цветочках и собирает мёд (раздаю цветы, дети садятся на них).
Пчёлка сидит на цветочке и ждёт, когда её разбудит солнышко, она будет повсюду летать и крыльями махать (проводится игра). Летала, летала пчёлка и вернулась на свой цветочек, устала, тихонечко сидит и не жужжит (игра повторяется).
Игровое упражнение «Пчёлки»
Педагог: Кубик, кубик, подлетай, кто придёт к нам, угадай. Кто это?
Это – лягушка – попрыгушка, она живёт на болоте, а рядом с ней по соседству живёт цапля (показываю соседнюю сторону кубика). Она большая и хочет съесть наших лягушат.
Песня-игра «Лягушки и цапля»
Педагог: Обрадовались лягушки, что цапля их не съела и устроили весёлый оркестр.
Дили, дили, дили –дон,
Что за звуки, что за звон,
Это наши лягушата
Вновь устроили трезвон.
Оркестр лягушат (колокольчики, шумовые инструменты)
Педагог: Нам пора прощаться. Мы с вами играли сегодня в зайца, медведя, лягушку, видели пчелу, цаплю, катались на лошадке. До свидания.
Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован, открыт, эмоционален. Необходимо подобрать разнообразный музыкальный, танцевально-ритмический, стихотворный материал, атрибуты-помощники. Атрибуты-помощники – это игрушки персонажи, платочки разноцветные, ленточки, обручи, колокольчики, палочки, погремушки, шапочки. Нужно учитывать в какое время проходит занятие. Педагогу необходимо умело варьировать уровень сложности упражнений: динамичные задания сменять упражнениями на восстановление дыхания, длительное упражнение, где требуется концентрация внимания, сменить игрой. Важно отметить, занимаясь детьми раннего возраста, не следует принципиально заучивать какие-либо движения и не стремиться требовать от детей достижения правильности и точности их исполнения.
Главным приемом на занятии ритмикой должна быть игра. Игроритмика учит:
– владеть телом,
– воспринимать ритм,
– создает условия для развития ритмичной натуры,
– пробуждает воображение,
– развивает творческие способности.
Следует отметить, выполняя игровые упражнения и задания, дети 2-3 лет многому научаются: с легкостью становятся в хоровод и двигаются в хороводе, топающим шагом идут «паровозиком», выполняют движения в паре, уверенно согласовывают движения с музыкой и многое другое. Малыши в непринужденной форме увлекаются, раскрываются. Занимаясь группой, решаются коммуникативные задачи. Все дети вовлечены в единый танцевальный процесс и от каждого зависит, какой будет игра, упражнение или танец.
Источник