Развитие речи важнейшее условие всестороннего развития ребенка
Светлана Виноградова
«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции)
Уважаемые мамы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т. к. ясная и правильная речь – это залог успешного общения.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, даже замкнутыми.
Существует несколько сторон речи, одна из них – звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь.
Очень многие из родителей считают, что подготовка ребенка к школьному обучению заканчивается на его умении читать и писать, но такое мнение совершенно неверно.
Показателем готовности к овладению письменной речи является уровень развития устной речи поступающего в первый класс.
Что же имеется ввиду?
1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять.Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3.Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
4.Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.
В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Сегодня мы с вами поучимся выполнять такие упражнения.
И сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.
(Артикуляционная гимнастика в картинках).
Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать ребенка надо так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика интересна детям своей яркой, доступной формой.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Ученые считают, а практика показывает, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь.
Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук.Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Через пальцы ребёнок познаёт окружающую действительность: он исследует ими предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).
Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить мы – взрослые, но сначала мы должны освоить такие приемы сами.
(Пальчиковые игры – вместе с родителями).
«Мак», «Лягушата», «Медвежата».
Для развития мелкой моторики руки я использую на своих занятиях много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.
Приёмы:
– раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам.
Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я иногда замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание – это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга.При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.
– работа с бумагой: вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками.
– Пальчиковое рисование. Если вы хотите использовать этот вид упражнения в домашних условиях, то вам нужно приобрести только специальные краски (показ образца).
– Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения – чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.
– Для развитие тактильных ощущений (определение предметов на ощупь)провожу на занятиях вот такие игры: – УГАДАЙ БУКВУ. Буквы находятся в плотном мешочке. Ребёнок должен на ощупь, не вынимая руку из мешка, определить, что за буква находится в его руке.
Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:
Игра “Помогаю маме”.
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”.
Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”.
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
• Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
• Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
• Завязывать шарф, бант.
– Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу,то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент,предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.
ВЫВОД.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Очень важно сделать вас – родителей активными участниками педагогического процесса, научить вас оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка!
Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.
Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Источник
Консультация для родителей
«Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»
Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.
Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте – это наиболее благоприятные годы его жизни.
Артикуляционная гимнастика – важный шаг на пути к правильной речи
Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.
Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
Помните, что каждый ребенок – индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.
Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й
От 3 до 4 лет С, З, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Как научить ребенка говорить правильно?
Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.
Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?
– Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.
– Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.
– Пустышка – враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.
– Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.
– Использование жестов – незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.
– Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.
– Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.
– Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом
– Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.
– Правильное произнесение слов взрослыми – залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат – малыш усваивает именно такую форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов – прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.
– Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.
– Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».
– Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.
– Чтение – основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.
– Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.
– Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.
– Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.
– Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.
– Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.
– Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.
– Каждый ребенок – индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.
– Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!
– Развитие мелкой моторики и овладение языком – процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.
Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.
Источник