Развитие речи в развитии ребенка раннего возраста
Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста
Яковлева Нина Ивановна
воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитиенаходится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики,а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение – опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).
Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.
Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.
Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.
Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики
1. Игра «Бабушкины очки»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки,и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.
2. Игра «Зайчик-пальчик»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка,у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.
3. Игра «Силачи»
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.
Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:
«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»
4. Игра «Пальчик о пальчик»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Заплясали ручки,
Заплясали.
Ай.
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.
Вращение кистями рук.
5. Игра «Встреча»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
1. Повстречались два котенка,
2. Два щенка,
3. Два поросенка,
4. Два ягненка,
5. Два теленка.
Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,
указательные, большие.
Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.
Цель упражнения
Игровое название
1. Развитие подвижности нижней
челюсти
«Домик открываем – закрываем»
«Птенчики клювики открыли – закрыли»
2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.
«Поцелуем матрешку»
«Поцелуем матрешку»
«Подуй в трубочку (дудочку)»
3. Развитие силы губ.
«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)
4. Развитие подвижности кончика языка.
«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».
Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:
1. В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
Литература
1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство – пресс, 2011 г.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1982 г.
3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер – сэ, 2006 г.
4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Сообщение из опыта работы
Тема:
«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Выполнила: Г.Н. Опенкова
Дзержинск
2016
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно – психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются
все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),
становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно – эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре со взрослыми использует практически все части речи.
По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:
– по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;
– эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.
– правильной, отчетливой, неспешной;
– понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;
– более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.
Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия – важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.
В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:
– потешки, хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой – «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)
– чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)
– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)
– игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, двигательного центра мозга)
Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.
Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.
Памятка для родителей
Речевое развитие детей раннего возраста
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
– Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
– Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
-Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: “Что он делает?, вместо: «Он играет?»
-Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
– Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
-Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
– Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
– Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
– Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Источник
Развитие речи детей в раннем возрасте
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью нужна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики: изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы у взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний « лингвист».
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. Условно можно отметить несколько этапов в процессе овладения речью.
На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела-коры головного мозга и периферического –органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении.
Следующий этап-развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи.
Последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.
Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
РАННИЙ ВОЗРАСТ (от рождения до 2 лет)
Первый год жизни
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Начиная с первого года жизни, ребенок быстро развивается, изменяется его внутренняя структура.
Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, т.к. возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят, прежде всего, от состояния слуха. Слыша речь окружающих малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу году-слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения.
Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слова не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т.е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению.
В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от двух- трех слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами или словами с открытыми слогами.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердиться. Итак, первый год жизни ребенка является, как бы подготовительным этапом к овладению речью в этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение; развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.
Второй год жизни
В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Это в большинстве случаев связанно с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Однако до 1,5 лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета.
До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует, при наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет словопредложение. Такие слова – предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год и 3 месяца – 1.8.
Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями, а в год и 10 употребляет 2-4 словные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связанны между собой.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речи. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года у разных детей колеблется от 100-300 слов.
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование сущ. с глаг., изменение сущ. по падежам. Однако предлоги и союзы еще отсутствуют.
На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.
Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в звуковом отношении.
К концу второго года речь малыша хоть и становиться основным средством общения, однако еще далека от совершенства.
МЛАДШИЙ Д0ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 2-4 лет)
Третий год жизни
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами.
Возрастает понимание ребенком речи.
Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. Судят об уровне понимания ребенком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.
Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.
В речи ребенка 3-го года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок и других факторов.
На 3-ем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко невсегда правильна. Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными. К концу года ребенок овладевает речью, в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
На 3-ем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы о прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.
На данном возрастном этапе ребенку становиться доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.
На 3-ем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно повышается, его произношение все еще далеко от нормы.
Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1.5-2с.), многие говорят недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно пользуются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат еще недостаточно окреп. Малыш не всегда умеет правильно им пользоваться, не умеет говорить шепотом, когда этого требует обстановка. У ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.
Итак, к 3-ем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
На 3-ем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. С развитием речи развиваются психические процессы. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.
Особенности проявления ревой патологии в раннем возрасте
Сензитивный период развития речи от 2 до 5 лет, поэтому так важна ранняя диагностика уровня развития речи.
Одной из тяжелых речевых является общее недоразвитие речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.
Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать.
Как правило дети позднее начинают говорить, период звукоподражания задерживается до младшего дошкольного возраста, фразовая речь отсутствует.
Причины речевых патологий
Причины речевых нарушений: органические, функциональные, психоневрологические и социальные.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М. Б. Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи. Например, при возникновении заикания у ребенка психическая травма рассматривается как внешняя причина. Благоприятными условиями для возникновения заикания могут быть соматическая ослабленность ребенка, его невропатическая конституция (повышенная нервно-психическая возбудимость), остаточные явления раннего орган