Развитие речи в доме ребенка
Елена Величко
Развитие речи в условиях Дома ребёнка
Авторы: Южакова Инна Михайловна воспитатель ГКУЗ АО «СДР Звездочка», Дусалиева Людмила Александровна, учитель-дефектолог ГКУЗ АО «СДР Звездочка»
Работа по развитию речи в интернаторном учреждении наиболее продуктивно осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности в рамках программы «Пластилиновая сказка». Программа была разработана коллективом врачей и педагогов “СДР Звёздочка”, была апробирована и опубликована для обмена опытом, в дальнейшем, в других учреждениях подобного типа, где ведется работа в данном направлении.
В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч, яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Впечатлений на них эти предметы не производят. Ребёнок лепит без старания и интереса. Возникает необходимость сделать выполнение задания более осмысленным и интересным. Детям необходимо знать, что то, что они делают, кому-то нужно. А нужно это может быть в удивительном мире детских сказок, который не оставляет равнодушным ни одного ребёнка.
Известно, что сказка занимает особое место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Вера в сказку помогает ребёнку выжить в этом жестоком мире. Занятия будут более продуктивными, если проводятся они во взаимосвязи с другими видами искусств и художественной деятельности. Сказки используются для того, чтобы вызвать у детей чувство радости, удовольствия, помочь ребёнку войти в образ.
Прежде чем приступить к работе с пластилином, необходимо познакомить ребёнка с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач.
Программой предусмотрено использование на занятиях театра пластилиновых игрушек.
Основные задачи программы:
1) развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
2) совершенствовать речь;
3) развивать эмоционально-личностный контакт;
4) стимулировать посредством занятий коллективную деятельность.
Программа «Пластилиновая сказка» является органичным продолжением работы дошкольных учреждений, дающих детям сведения о народной культуре и творчестве известных детских писателей, народных промыслах, праздниках и т. д. Программа рассчитана на интеграцию изобразительного искусства, кукольного театра, фольклора и мультипликации.
Помимо теоретической работы над анализом сказки, программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Лепка и создание игрушек позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал.
Программа рассчитана на 50 учебных часов и предназначена для детей 3-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Театр пластилиновых игрушек – это разновидность сюжетно-ролевых игр,сохраняющая типичные признаки игры: содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка. Она же является опорой для творчества педагога и детей.
В отличие от сюжетно-ролевых игр, занятия по лепке с использованием театра пластилиновых игрушек развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки. Готовый сюжет ведёт за собой игру и обучение необходимым навыкам в изобразительной деятельности. Однако не исключено, что на таких занятиях у детей может появиться возможность импровизировать на темы, взятые из сказки, найти разные варианты развития событий, в перспективе увидеть результаты дел, поступков (например, придумать продолжение к сказке.)
Использование театра пластилиновых игрушек на занятиях по лепке требует режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Таким образом, у ребенка не только развивается речь, но еще он постепенно овладевает и актёрским мастерством. Современные цифровые технологии позволяют не только снять занятие на камеру, но и методом монтажа превратить его в настоящий мультфильм, действия героев в котором комментирует сам ребёнок. Таким образом, осуществляется первое знакомство малышей с искусством мультипликации.
Просматривая мультфильм с участием самого себя или хотя бы только слыша свой голос, ребёнок критически оценивает свою речь или действия.
Первый опыт работы перед объективом способствует развитию актёрского мастерства и подавляет скованность и смущение.
Программой предусмотрено использование на занятиях сразу трёх видов лепки: предметной, сюжетной и декоративной. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является наиболее простым. Поэтому сначала он обучается изображать основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки. Однако, вылепив этот предмет, он начинает с ним играть. Передвижение фигур по столу, сопровождающееся речью, наполняет лепку ребёнка реальной динамикой. Обычно с этой игры и начинается сюжетная лепка, которая является основой программы.
Вместе с речью идет и умственное развитие ребёнка, а манипуляции с пластилином способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.
Участие в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного, что не маловажно в работе с нашими воспитанниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Величко Е. В. и др. Программа по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка»: Театр пластилиновой игрушки и мультипликация на занятиях по лепке. –Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –20с.
2. Величко Е. В. «Обучаясь – лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. ;–Педагогика,1973.-143с.
4. Кудряцев В. Вопросы теории.Инновационное дошкольное образование: опыт,проблемы и стратегии развития. //Дошкольное воспитание. 1999.№12. С. 92-100.
5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.:Просвещение,1992.–С. 26.
6.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка/Р. В. Тенкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г.Голубева и другие: Составитель Э. Л. Фрухт. –М.: Просвещение,1989.–192с.
7. Печора К. Л.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга для воспитателя детского сада/ К. Л Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. –М.: Просвещение,1986.–144с.
Источник
Инна Иванова
Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка
Особенности психо-речевого развития детей – воспитанников дома ребенка.
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медицинской, педагогической и социальной реабилитации, решаются задачи развития физиологических, возрастных, двигательных, речевых, интеллектуальных функций детей грудного, раннего и дошкольного возраста.
Дети, попадающие в дома ребенка,часто имеют отягощенную наследственность: алкоголизм и наркомания, врожденная психическая и неврологическая патология у родителей. И часто у таких матерей нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. Сонастройка матери и малыша – это особый дар Природы. Созвучие возникает на уровне физиологии, эмоционального контакта, интуитивного понимания того, что происходит сейчас с самым любимым и значимым человеком. Такая особая связь есть между мамой и малышом дана нам природой для того непростого периода, когда ребенок еще настолько незрел, что не в состоянии сообщить нам о своих потребностях, своем состоянии, своих сложностях. С другой стороны, такая особая связь помогает малышу созревать психически через взаимодействие с маминой более зрелой, совершенной, развитой системой чувствования, мировосприятия, мышления. Ощущая эту более сложную структуру психики мамы, ребенок создает на ее основании свою собственную, как строитель дома заливает фундамент в форму, каркас.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, лишены этого главного и нужного общения с матерью.
При отсутствии общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка снижается базовое доверие к миру.
Для его возникновения необходимы два условия: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в :
– замедлении темпа формирования двигательной сферы;
– трудностях в установлении прочных, доверительных взаимоотношений со взрослыми;
– замедленном развитии всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие и становление активной речи.
Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.
Как было сказано выше, причинами такого отставания является разлука с матерью, а также дефицит общения со взрослыми в самом учреждении, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.
Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.
Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.
Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. В исследованиях Т. А. Финашиной и А. Г. Рузской в 1982 году высказана гипотеза, которая состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми – все контакты, опосредованные предметом.
М. И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми,общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения и отношением к ребенку. Малышу приходится каждый раз настраиваться на нового человека, чтобы узнать и понять этот сложный и такой многообразный окружающий мир. Эмоциональная составляющая, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка снижена. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка, т. к. взрослый в силу объективных причин не всегда может уделить ребенку должного внимания. Понимание речи возникает с относительно небольшим запозданием (у детей с незначительными отклонениями в физическом и психическом здоровье) по сравнению с детьми из семей, снижена мотивационная сторона коммуникативных возможностей и способностей детей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. М. И. Лисина сделала предположение, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль, а связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми.
Ею был сделан соответствующий вывод, что пребывание детей в Домах ребенка противоречит основной потребности развития малыша,а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.
Однако, многолетний опыт работы в Доме ребенка позволяет мне сделать вывод, что в последние несколько лет ситуация кардинально поменялась к лучшему. Дети, поступающие в Дом ребенка с рождения, и не имеющие отягощенного неврологического и соматического статуса, практически не отстают в развитии (1-2 эпикризных срока). В то время как дети, поступающие из неблагополучных семей в возрасте одного, двух лет отстают в развитии на 4-5 эпикризных сроков и более. Эти дети иногда полностью отказываются от общения, и требуется достаточно длительное время коррекционного воздействия, чтобы у ребенка сформировалось прежде всего желание взаимодействовать со взрослым. Это говорит о том, что дефицит нужного и качественного общения ребенок испытывал в семье. А зачастую ребенка нужно просто «спасать» от так называемых «близких» людей. Попав в условия нашего дома ребенка, малыш быстро набирает вес, начинает улыбаться и идти на контакт, у него появляется желание и стремление общаться с сотрудниками учреждения, говорить о своих маленьких успехах и неудачах. У ребенка появляется уверенность в том, что его примут, оценят и поймут, порадуются его достижениям.
Из всего этого можно сделать вывод, что современная диагностика и правильная, своевременная организация ранней коррекционной помощи детям позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии.Для этого в учреждении проводятся следующие мероприятия:
1. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности дефекта развития ребенка.
2. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативные навыки).
3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.
В Доме ребенка оптимизируются воспитательные и образовательные процессы сопровождения и реабилитации воспитанников:
1. Учреждение работает по своей образовательной программе, мною и коллегами разработана рабочая адаптированная программа, создаются индивидуальные программы развития ребенка со сложной структурой дефекта.
2. Значительно улучшилась предметно-пространственная среда групп и кабинетов специалистов, создана сенсорная комната.
Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения; для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность, что обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Этому способствуют определенные стимулы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В группах создается уютная, «домашняя» обстановка.
3. Количество детей в группах не превышает 5 – 6 человек, что соответствует современным требованиям (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
4. Предъявляются особые требования к качеству образования и профессиональной компетенции работников учреждения.
5. Все специалисты учреждения работают в тесной взаимосвязи. Регулярно проходят медико-педагогические совещания, где специалисты и педагоги предоставляют отчет о проделанной работе, коллегиально анализируются данные диагностики развития каждого ребенка, причины его отставания в той или иной сфере и планируются основные направления его дальнейшего развития, социальной адаптации и реабилитации.
6. Социализируя ребенка, педагоги и специалисты активно посещают детские мероприятия, проводимые в городе. Организуются экскурсии с детьми в парки, на выставки, в цирк, зоопарк, аттракционы, в театр. Очень много развлекательных мероприятий проводится в самом учреждении с привлечением спонсоров.
7. Среди сотрудников и детей учреждения возникают взаимные симпатии, что очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии детей.
Конечно, любящую мать не заменит никто. И тем радостнее видеть счастливые и благодарные лица воспитанников, которые совсем недавно погибали в рука своих «близких» и в каждом взрослом видели прежде всего врага.
Анализ специальной литературы и многолетний опыт показывает, что проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет, детей-сирот – решается в настоящее время на государственном уровне в соответствии с принятыми ФГОС. ДО.
Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
.
Источник
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.
Главная задача, стоящая перед коллективом этого учреждения обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе.
Дети, попадающие в дома ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию.
Нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними.
Таким образом, биологический фон детей Дома ребенка далек от оптимума. Отягощенная наследственность, неблагоприятное течение антенатального периода, заболевания периода новорожденности, раннее искусственное вскармливание, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице, как по поводу заболеваний, так и соматически здорового, – все это создает дополнительные трудности в работе по обеспечению всестороннего развития и формирования высокого уровня здоровья детей.
Приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития замедлен. Развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки ложку, чашку. У них, как правило, имеется недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Для многих характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений.
У большинства отмечены «стертые формы госпитализма», что проявляется в сосании пальцев, языка, раскачивания корпуса.
Эмоциональный фон снижен. У всех детей снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. Те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, деформированы. У детей хуже возникает привязанность к взрослому, они более недоверчивы, замкнуты, пассивны. У воспитанников второго и третьего года жизни к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и др.
Детям свойственна повышенная возбудимость, нервозность, быстрая утомляемость. Поведение на занятиях формируется медленно. Длительность занятий и количество детей на них определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
Замедленно развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие активной речи. Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.
Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания, но все они сходятся на том, что в основе задержек вербального (словесного) развития этих детей лежит дефицит общения со взрослыми, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.
Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.
Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.
Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. Поэтому можно предположить, что все особенности в развитии вербальной коммуникации у детей связаны со спецификой этих двух форм коммуникативной деятельности. Эти изложенные соображения позволили высказать гипотезу о том, что особенности становления вербальной функции у воспитанников закрытых детских учреждений вызваны некоторым качественным своеобразием их общения с окружающими людьми. Проверка этого предположения была в исследованиях Т.А. Финашиной и А.Г. Рузской в 1982 году. Высказанная гипотеза состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях, обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми – все контакты, опосредованные предметом.
М.И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми, общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения. Общение с ними менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствует. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка. Общее количество взаимодействия группового персонала с ребенком минимально, ограничивается минутами сухого взаимодействия в режимные моменты. Состояние самого персонала Дома ребенка оставляет желать лучшего – женщины тревожны, депрессивны. Работа сотрудников этого учреждения в основном характеризуется авторитарным подчинением руководством, отсутствует необходимое взаимодействие между специалистами различных направлений. Воздействия взрослого на ребенка носят, скорее характер групповой отнесенности. Поведение детей жестко регламентируется взрослыми: пойди, поставь, прекрати – и приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка. Анализ исследований показал, что дети, воспитывающиеся в разных условиях, в неодинаковой степени овладевают речью. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно овладевают речью (более 70%), в домах ребенка только около 40%. То есть к активной речи дети, растущие в семье, переходят в конце второго полугодия жизни, а дети из Дома ребенка – в конце третьего полугодия жизни.
Жизнь детей в Доме ребенка, подчиненная вербальным (словесным) распоряжениям взрослого, его «командам», требует от детей понимания речи. И оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею, то есть можно высказать соображение о том, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль). А связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми. Эмоциональное общение со взрослыми детей дома ребенка носит характер некоторой чрезмерности и экзальтации из-за неудовлетворенности ребенка в данном общении. Его проявления отличаются во всех рассматриваемых нами возрастных этапах. Ласки взрослого, физические и другие непосредственно-эмоциональные контакты с ним становятся целью разнообразных действий у этих детей. Деловые контакты со взрослым возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. По данным Т.В. Гуськова, кандидата педагогических наук, три особенности отличаются общение воспитанников дома ребенка со взрослыми от общения в семье:
– Его характеризует упрощенный эмоциональный фон делового взаимодействия. Взрослые не так заинтересованно подмечают все новое и интересное, что научится делать малыш, растущий в доме ребенка, не так живо радуются и огорчаются действиям, не так стремятся к поддержанию его инициативы. Эмоциональность взрослого в значительной степени определяет тон детской активности, что положительно влияет на ее протекание.
– Общение слабо организует предметную деятельность детей и не взаимодействует с ней. Совместная деятельность детей, растущих в доме ребенка и окружающих, задающая малышу стимулы к подражанию и обучающая его приемам и способам целесообразных действий, ограничена не только по объему, а часто бедна и по содержанию, включая лишь набор довольно примитивных действий.
– Общение ребенка и окружающих содержит обедненное оценочное воздействие. Взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка в предметной сфере. Кроме того, среди оценок преобладают отрицательные, которые к тому же смещены в сферу дисциплинарных моментов жизни ребенка.
Таким образом, речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка. Возраст от 1 до 3-х лет рассматривается как сензитивный период для развития речи. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения со взрослым. Известно, что основной предпосылкой становления речи в первые годы жизни является высокий уровень мотивации речевого общения. Развитие речи – это по существу, овладение разными способами общения.
Пребывание ребенка в Доме ребенка противоречит основной потребности развития ребенка, а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.
Отклонения в моторном, психическом, эмоциональном, а вследствие этого и речевом развитии детей этого учреждения отрицательно влияет на дальнейшее развитие малыша, формирование личности.
Однако все недостатки развития воспитанников Дома ребенка могут быть смягчены или вовсе устранены при правильной организации систематической коррекционной работы.
Анализ специальной литературы показывает, что назревшая проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет) решается в настоящее время на государственном уровне.
Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
Современная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.
Источник