Развитие речи у здорового ребенка

Развитие речи у здорового ребенка thumbnail

Развитие речи детей в норме.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии (умственной отсталости, ЗПР и т.д.) необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по- разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждого возрастного этапа и удобной в пользовании классификации, предложенной Леонтьевым. Им устанавливаются 4 этапа в становлении речи детей. Разумеется, указанные ниже этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в последующий

1-ый этап – подготовительный – до одного года. Каждый месяц первого года жизни ребенка особенный в плане речевого развития. Несмотря на индивидуальный ход развития речи каждого ребенка, выделяют, если можно сказать, следующие подэтапы.

1,5-3 месяца – гуление (ааа,эээ, гу-гу-гу, эммм, меее, бууу и т.д.)

3 -5 месяцев – свирель (аль -лее, е-льыыы, агу-аы-агу и т.д.)

6 -7,5 месяцев – лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и т.д.)

7,5 -9 месяцев – тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет». С этого возраста ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

9 мес. – 1 год – реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата.

2-ой этап – преддошкольный (от1 года до 3-х лет).

1 год – 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д.

В отличии от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением.

1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания»

1 год 8 мес. – 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи.

Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов.

От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории.

3-й этап – дошкольный (от 3 до 7лет).

От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 – 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания.

Внимание! К 5-ти годам ребенок должен хорошо говорить! Если этого не наблюдается – то следует говорить об имеющихся нарушениях речи.

6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений.

4-й этап – школьный. Главная особенность периода – сознательное усвоение речи. Происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия различных звуков до осознанного использования всех языковых средств. Дети овладевают звуковым составом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕЧИ Речевой акт осуществляется сложной системой органов. Ведущая роль принадлежит головному мозгу. Павловым было доказано, что локализация речевых функций коры г. м. не только сложна, но и изменчива^ отсюда и название м динамическая локализация».

В настоящее время, благодаря исследованиям Лурия, Леонтьева, Анохина установлено, что основой всякой ВПФ являются сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые из них являются главенствующими в образовании речи.

Так, например, лобная доля с лобными извилинами является двигательной областью и участвует в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височная доля с височными извилинами является речеслуховой областью. В нее поступают звуковые раздражения (центр Вернике).

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает зрительное восприятие артикуляции окружающих, позже – восприятие буквенных изображений при чтении и письме.

Кора Г.М. связана с периферическими органами. Первая часть речевого механизма следующая: из коры Г.М. импульсы идут на периферию двумя видами нервных путей: центробежными (двигательными) и центростремительными (регулирующими

деятельность речевых органов). Вторая часть заключается в обратной связи – от периферии к центру. Идет так называемая «контролирующая связь». Обратные импульсы поступают в соответствующие центры коры Г.М, в которых происходит анализ поступившей информации, сверка с необходимым эталоном. В случае несоответствия идет новый импульс на периферию и т.д. до тех пор, пока не наступит соответствие с необходимым эталоном. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу. Обратная связь лежит в основе второй сигнальной системы. Важная роль при этом принадлежит системам временных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексический, грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов.

В данном случае мы имеем дело с установлением прочных временных динамических стереотипов. Для умственно отсталых детей это слишком высокая планка. Они испытывают большие трудности в силу «слабости замыкательной функции коры головного мозга».

Читайте также:  Родительское собрание роль книги в развитии ребенка

Рассмотрим этот механизм на примере произнесения слова ребенком. Для того, чтобы осуществить произношение слова в соответствии с задуманной информацией, в коре Г.М. производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора (органы дыхания, резонатора, артикуляции). Обратная связь идет по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому. Кинестетический контроль сверяет кинестетические ощущения от произнесения звука, позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука. Обратные импульсы посылаются в центр до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и

легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Постараюсь кратко

охарактеризовать основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

 5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (семьи риска), приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

                                          Составила: Учитель-логопед

 Карчевцева Е.С.

Источник

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.
Читайте также:  Развитие и что должен знать ребенок для своего возраста

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник

Актуально! Полезно! Доступно!

Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую
    артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.)
  2. Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением
    речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками,
    механически многократно повторяют их . они охотно играют в звуки, подмечают различия
    между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того
    или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед
    окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться , становятся более
    общительными.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий
    не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.

Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат – это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей , т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.

Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.

Например,

-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!

-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.

-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.

–        язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).

-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)

-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)

–        язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)

-язычок сел на лошадку и поехал домой.

Гигиена голоса и условия формирования правильной речи

Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :

-дуть на ватные шарики, катая их по столу;

-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;

-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;

-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.

-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения .( нельзя

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка с овз это

допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание . ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием .

Серьёзная задача родителей – воспитание культуры детского голоса.

Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса , а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.

Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий , неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать , успокоив ребёнка или переключив его внимание . Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.

Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)

Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.

Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.

В иных случаях следует обратиться к врачу – невропатологу.

Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.

При очень тихом голосе , что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии – незаметно для себя он будет усиливать свой голос.То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко – он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».

Ласковость , подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.

Охрана органов речи

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов , с помощью которых она осуществляется.

Как предупредить речевые расстройства?

1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне – это снижает сопротивляемость организма).

  1. )не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
  2. ) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)

4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.

Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно

понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу – своевременное лечение всегда приносит исцеление.

 6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше

подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно

попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)

7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу – стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.

 8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,

затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к

заиканию.

 9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.

11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание

голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.

12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т

13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.

Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает – органы речи приспосабливаются к правильным движениям.

Но всё же дефекты этих органов , особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.

Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше

Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.

  1. Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением , с умеренной скоростью)
  1. Речь должна быть выразительной.
  2. Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
  3. Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.

( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно        6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)

  1. Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит
    воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.
  3. Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
  4. Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
  5. Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках , выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.

Желаю успехов!

Источник