Развитие речи у ребенка занятие с мамой

Евгения Пономарева
Конспект занятия по развитию речи на тему «Моя мама лучшая на свете»

тема: “Моя мама лучшая на свете

Конспект по развитию речи детей в старшей группе

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме

Оборудование: фотографии мам детей (или совместные, иллюстрации с изображением действий женщин.

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребёнок называет имя своей мамы ласково и присаживается на стул.

Игра «ДОБРОЕ УТРО» (с мячом).

Дети встают в круг (передают мяч по кругу)и желают друг другу доброго утра: «Доброе утро (имя ребенка)» и т. д.

В:(на доске представлены фотографии мам детей)

– Ребята, послушайте, пожалуйста,стихотворение:

Однажды я сказал дpyзьям:

свете много добpых мам,

Hо не найти, pyчаюсь я,

Такyю мамy, как моя!

Она кyпила для меня

Hа колесиках коня,

Саблю, кpаски и альбом.

Только pазве дело в том?

Я и так ее люблю,

Мамy, мамочкy мою!

(Н. Саконская)

– Ребята, кто у нас одна на свете?

Д: – Мама!

В: – Правильно, ребята, мама у всех на свете одна, Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит.

– А какой праздник приближается?

Д: – «День Матери»

В: Да, правильно. День Матери. Сегодня мы с вами будем говорить о наших мамочках!

– Вы все мамам помогаете?

Д: – Да.

В: – Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, какие вы помощники.

(Пальчиковая гимнастика)

– С мамой мы бельё стирали, (кисти рук сжаты в кулаки, тереть один кулак другой)

– В речке вместе полоскали. (водить раскрытыми ладонями вправо-влево)

– Выжали, повесели – (сжимание и разжимание кулачков)

– То-то стало весело! (хлопки в ладоши)

В: – Ребята, я хочу чтобы вы меня познакомили со своими мамами. Скажите, как зовут ваших мам?

(Каждый ребёнок отвечает полным предложением:

«Мою маму зовут Мария Ивановна»)

Дети называют имя и отчество мамы, если затрудняются, то только имя.

В: – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Самые лучшие слова».

Давайте посмотрим на фотографии на доске и вы расскажите мне и нашим гостям, какие ваши мамы?

(Бросаю ребёнку мяч, и он отвечает полным предложением)

Д:1 реб: – Моя мама самая умная;

2 реб: – Моя мама самая заботливая;

3реб: – Моя мама самая добрая

4 реб: – Моя мама самая ласковая;

5 реб: – Моя мама самая нежная;

6 реб: – Моя мама самая весёлая

7 реб: – Моя мама самая любимая.

В: – Какие вы молодцы, вот сколько самых лучших слов вы сказали о маме.

(На доску ставим сюжетные картинки с изображением действий:

(мама моет посуду, моет пол, готовит, пылесосит и т. д.)

В: Вспомните, что ваши мамы делают дома?

Д:1 реб: – Моя мама дома ухаживает за братиком;

2 реб: – Моя мама дома готовит обед;

3 реб: – Моя мама дома стирает бельё;

4 реб: – Моя мама дома гладит бельё;

5 реб: – Моя мама дома любит печь пирожки;

6 реб: – Моя мама дома пылесосит;

7 реб: – Моя мама дома протирает пыль.

В: – Да ребята, у мам очень много дел и она устаёт.

– А мы сейчас с вами отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

– Маму я свою люблю, (сжать руки на груди)

– Я всегда ей помогу:

– Я стираю, (тереть кулачок о кулачок)

– Полоскаю, (пальцы сжаты в кулак, двигать кистями рук из стороны в сторону)

– Воду с ручек отряхаю. (трясти кистями рук)

– Пол я чисто подмету (воображая в руке веник подметать пол)

– И дрова ей наколю. (воображая в руке топор, рубить дрова)

– маме надо отдыхать, (ладошки обеих рук положить под щёку)

– Маме хочется поспать. (голова слегка наклонена в сторону)

– Я на цыпочках хожу, («ходить» указательным и средним пальцем правой руки

– И не разу, по левой руке)

– И не разу ни словечка не скажу. (на последнем слове поднести указательный

палец правой руки к губам).

В: – Мама – это первое слово, которое говорит малыш.

Мама – это защита, опора от разных невзгод.

Мама – самая добрая на свете,

– Без мамы не могут жить дети.

– Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме.

Д:1 реб: – При солнышке тепло – при матери добро;

2 реб: – Лучше друга не найти, чем родная мама;

3 реб: – Для матери ребёнок, до ста лет ребёнок;

4 реб: – Материнская ласка, конца не знает;

5 реб: – Птица рада весне, а младенец матери.

В: – Молодцы! Много пословиц знаете. Как и в пословицах, так и всё в мире построено на любви,припомните:

Д: -Кто любил Мальвину? – Пьеро.

– Кого любила Крошечка – Ховрошечка? – Коровушку.

– Кого любил Чудовище? – Настеньку.

– Кого любила Герда? – Кая.

– Кого любила Снегурочка? – Леля.

– Кого полюбила Царевна-Лебедь? – Гвидона.

– Кого полюбила Царевна-Несмеяна? – Емелю.

– Кого любит Мать? – Своих детей.

В:- Вот так молодцы! На все вопросы ответили правильно.

– А сейчас я вам предлагаю составить рассказ о маме.

(вызывается по очереди несколько детей и с помощью воспитателя составляют описательные рассказы по предложенному плану:

– Как зовут маму (имя, отчество?

– Какая твоя мама?

– Как ты ей помогаешь?

– Как ты относишься к маме?

– Что ты хочешь пожелать маме в праздник)

В: – Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили?

Д: – О мамах.

В: – Какой праздник приближается?

Д: – День Матери!

В: – Как вы думаете, какой подарок будет для мам самым желанным?

Д: – Наша любовь, забота, уважительное отношение.

В: – Кого надо не забыть поздравить в этот день?

Д: – Мам, бабушек.

В: – На этом наше занятие подошло к концу, всем – большое спасибо за активное участие.

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”

Источник

Ирина Патлина
Конспект занятия по развитию речи «Мы расскажем о нашей любимой мамочке»

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе

«Мы расскажем, о нашей любимой мамочке».

Цель: Воспитывать у детей чувство любви и уважения к маме.

Программное содержание:

развивать диалогическую речь, продолжать учить отвечать четко на вопросы, способствовать развитию у детей творческих способностей (сочинение простейших стихов.

– формировать умение эмоционально воспринимать предложенную сказку, осмысливать ее содержание, составлять описательный рассказ о маме; побуждать детей делать выводы; поощрять самостоятельные

высказывания, реплики, желание порадовать маму необычным подарком;

– упражнять в подборе слов – эпитетов о маме.

Материал: фотографии мам или портреты, силуэты цветов, аппликация вазы.

Вид детской деятельности: игровая (дидактическое упражнение «Волшебный букет для наших мам», познавательная (составление описательного рассказа, подбор слов – эпитетов о маме).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика «Назови себя ласково».

Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая,обращаясь к детям:

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!

Кто сказал: “Вставать пора? Мамочка!

Кашу кто успел сварить?.

Чаю в чашку кто налил?.

Кто косички мне заплел?.

Дома все убрал, подмел?.

Кто ребячий любит смех?.

Кто на свете лучше всех?. Мамочка!

– О ком это стихотворение? Ребята, а как зовут ваших мам? (назвать имя, отчество). Какие красивые имена у ваших мам.

В: – Правильно, ребята, мама у всех на свете одна, Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит.

– А какой праздник приближается?

Д: – «День Матери»

В: Да, правильно. День Матери. Сегодня мы с вами будем говорить о наших мамочках!

Мама это самое главное слово в жизни человека. Мама всегда рядом с нами, что бы мы ни сделали, мама всегда простит и успокоит. Не зря же есть праздник, посвященный всем мамам на свете – ДЕНЬ МАТЕРИ.

Вот поглядите на эту картину (открывает картину на мольберте) .Что на ней изображено?

Д: ответы детей

Д/и «Закончи предложение»

У каждого малыша есть … (мама).

Каждый человек любит свою … (маму).

На свете очень трудно жить без … (мамы).

На праздник мы дарим подарки и цветы … (маме).

Я люблю гулять со своей … (мамой).

Я очень горжусь своей … (мамой).

— Хорошо!

— Я знаю один секрет? Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.

В: Теперь мы с вами поиграем в словесную игру «Назови маму ласково» каждый назовет по одному хорошему слову, не повторяя уже сказанные слова. Расскажите мне и нашим гостям, какие ваши мамы?

(дети выходят и становятся в круг, бросаю ребёнку мяч, и он отвечает полным предложением) Я буду кидать вам мяч, а вы будете называть ласковое слово для вашей мамы «Моя мамочка»

Д:1 реб: – Моя мама самая умная;

2 реб: – Моя мама самая заботливая;

3реб: – Моя мама самая добрая

4 реб: – Моя мама самая ласковая;

5 реб: – Моя мама самая нежная;

6 реб: – Моя мама самая весёлая

7 реб: – Моя мама самая любимая.

8 реб: – Моя мама самая дорогая

В: – Какие вы молодцы, вот сколько самых лучших слов вы сказали о маме.

Молодцы!

Физминутка «Помогаем маме»

— Как вы любите свою маму сказали и показали. Молодцы!

— А как вы ей помогаете? (воспитатель читает, дети выполняют движения)

Маме дружно помогаем: наклоны вперёд.

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки движения имитирующие стирку,полоскание

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки потягивание – руки в стороны

Светит солнышко – ромашка, потягивания – руки вверх.

Скоро высохнут рубашки.

– Как вы думаете, кто самый близкий человек для мамы Кто может помочь маме, когда она устала или плохо себя чувствует? (Ответы детей)

Правильно, ребята! Вы сами можете творить чудеса и помогать маме оставаться молодой, веселой, счастливой. Нужно только быть внимательнее к своей маме, слушаться ее, помогать ей и почаще говорить добрые, ласковые слова.

Игра “Расскажи о маме”

Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографию и рассказывает о своей маме.Например: “Мою маму зовут Галина Петровна. Она работает в больнице, врачом. Моя мама лечит людей, она любит жарить мне блины. Она добрая, веселая, ласковая, красивая, любимая….”

Составление описательного рассказа о своих мамах.

И ваши мамы такие же добрые и ласковые. Расскажите мне о своих мамах. В помощь вам я предлагаю фотографии ваших мам. Нам всем очень интересно знать, как выглядят мамы (описание внешности, где они работают (профессии, любимого занятия, какие угощения любят. После того как расскажете о маме, фотографию мамы можно будет расположить на стенде (мольберте, чтобы всем было видно, какая красивая ваша мама.

В.Читает пословицу: Лучше друга не найти, чем родная мама;

Показ презентации о маме

Итог. Рефлексия деятельности

– Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили?

Д: – О мамах.

В: – Какой праздник приближается?

Д: – День Матери!

– О ком составлен рассказ?

– Что запомнилось?

В: – На этом наше занятие подошло к концу, всем – большое спасибо за активное участие.

Источник

Вы знали, что все народные игры с малышом, в которые играли наверное ещё наши прабабушки – полезные логопедические занятия?)

К тому же, все эти потешки, «обнималки», «догонялки»-проверенный способ отвлечь ребёнка, если капризничает, развеселить и маму, и малыша, а также поддержать тесный эмоциональный контакт. Ритм, движение в пространстве, позже-повторение слов – это отличная нагрузка для мозга, которая способствует развитию речи.

Но чаще всего в нужный момент на ум приходят только две-три игры, поэтому сохраню тут длинный список. Упражнения могут показаться слишком простыми, но моя цель – указать максимальное количество таких упражнений, чтобы играть с ребёнком чаще и разнообразнее.

Пример игр взяла из книги Елены Янушко «Помогите малышу заговорить». Автор предлагает эти занятия для малышей полутора-трех лет. Хотя мне кажется, что в некоторые игры можно играть с первых месяцев, просто без повторения малышом:

1) Хлопаем в ладоши. Повторяем стишок:

«Хлопну я в ладоши,

буду я хороший,

хлопаем в ладоши,

будем мы хорошие».

2) Игра в «ку-ку» с игрушкой.

Игрушку прячем и показываем со словом «ку-ку». А также здороваемся, танцуем, поем, прощаемся и машем «пока».

3) Катаем мяч.

Но не молча, а проговариваем все действия: «Лови мячик, мяч катится, поймал мячик-молодец и т.п.»

4) Прятки.

Вместо обычных «взрослых» пряток можно использовать платок или одеяло и прятаться под ними.

5) Хлопушки.

Мама показывает свои ладони и предлагает ребёнку похлопать по ним. «Детка хлопать так умеет,

своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет».

6) Киса, киса, брысь.

Со словами «киса, киса» мама поглаживает ладошки ребёнка. А на слове «брысь» как бы пытается хлопнуть по ладоням, поэтому малыш должен убрать руки за спину.

7) Тритатушки-тритата.

Посадить ребёнка на колени лицом к себе, держать за пояс и раскачивать в разные стороны и вверх-вниз с ритмичным повторением «тритатушки-тритата».

8) «В ямку бух»! И «тушки-тутушки».

Схожие игры, когда имитируется падение ребёнка с колен мамы. Вот стишки:

???? «По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму — Бух!»,

???? «Тушки-тутушки! Сели на подушки.

Пришли подружки, Столкнули с подушки — Бух!»

9) Догонялки

Просто говорим «догоню-догоню» и даём малышу побегать, только потом ловим

10) Игра в ладушки.

Учим малыша повторять ритмичные движения, сосредотачиваться на артикуляции мамы. Ребенок может повторять за мамой и хлопать в ладоши где-то с 11 меясцев.

Вариантов и обработок много, приведу свой пример:

Ладушки, ладушки.

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Попили, поели.

Шу, полетели, н

а голову сели.

Сели посидели

и дальше полетели.

И ладушки запели (и по кругу )

11) Сорока-белобока (тоже известная потешка-пальчиковая игра)

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый водит указательным пальцем одной руки ребенка по ладони другой руки)

Этому дала,

(загибает мизинчик ребенка)

этому дала,

(загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не рубил, печку не топил,

Кашу не варил, нет тебе ничего!

12) Идёт коза рогатая

Тоже всеми любимая потешка, когда мама «бодает» малыша. (Идет коза рогатая, идет коза богатая, забодает, забодает, забодает)

13) Мишка косолапый

Мама изображает медведя, как он ходит, собирает шишки, и как шишка сваливается ему на лоб. «Мишка косолапый, по лесу идёт. Шишки собирает, песенки поёт. Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою Топ!»

Также сюда можно отнести любые пальчиковые игры.

Статьи по теме:

Чек-лист: Когда бежать к логопеду

Артикуляционная гимнастика

Наша история развития речи

План занятий с ребенком от года до трех лет (по дням)

Источник