Развитие речи у ребенка вне занятий

Развитие речи детей вне занятий.

      Что значит развивать речь ребёнка? Это учить его разговаривать, владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним, уметь общаться со сверстниками.

      Развитие речи ребёнка происходит, как только он переступает порог детского сада. Ребёнок сразу же вступает в речевое общение со сверстниками и взрослыми.  

     Беседа воспитателя с детьми- основной методический приём развития активной речи.

Чаще всего оживлённые диалоги между детьми возникают при совместном выполнении какого- либо задания: лепке, рисовании, конструировании. Ребёнку очень трудно выполнять работу молча, он непременно должен сопровождать свои действия словами.

Дети с формированными навыками речи охотно вступают в речевое общение, могут поддержать разговор, много говорят.  Дети с несформированными навыками речевого общения это, как правило, дети молчаливые, стеснительные, замкнутые. Таких детей необходимо вовлекать в общение. Проводить с ними познавательные беседы, индивидуальное общение. Спросить, как провел выходные дни, что видел по дороге в детский сад, какие есть игрушки и как в них играл? Предложить рассказать какой-нибудь факт из его жизни, дать описание любимой игрушки, составить рассказ по картинке.

      Развитие внимания и памяти теснейшим образом связаны с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то возникает недоразвитие речи. Для развития внимания проводят игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Съедобное – несъедобное», «Разложи предметы, как я скажу» и др.

      Мышление и речь тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, сравнивать предметы, находя различия и общее.

  • Почему зимой люди теплее одеваются?
  • Почему зайца трудно увидеть на снегу?
  • Как, не выходя на улицу, узнать, дует ли ветер?
  • Чем отличаются куст и дерево?
  • Что общего у дома и муравейника?
  • Почему семеро козлят открыли волку дверь? И

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание  загадок, игры : «Кто я?, «Я загадаю, а ты отгадай».

     Более сложными для детей  являются пословицы и поговорки. Во время одевания можно сказать «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке  при уборке участка уместна будет пословица «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок», «Клади по ягодке – наберёшь кузовок. Если ребёнок поторопился и испортил свою работу можно сказать «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

      Артикуляционная гимнастика развивает речь и речевой аппарат. Упражнения  проводятся 3-5 минут каждый день со всей группой утром, перед обедом и ужином, вечером.

     Развитие моторики пальцев рук влияет на речевое развитие ребёнка. Ежедневно проводится пальчиковая гимнастика, игры с мозаикой, конструктором, застёгивание – расстёгивание пуговиц, собирание мелких предметов и др.

      Проведение подвижных игр на основе художественно- поэтического текста, физкультминутки развивают память, мышление, совершенствуют речь детей: «Два Мороза», «Мышеловка», «Вышли мышки как-то раз…», «Гуси-гуси», «Лохматый пёс» и др. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру. В ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

     Сюжетно-ролевые игры, когда воспитатель не руководит, а участвует в игре, увлекает детей- способствует развитию речи. В ср игре «Магазин» воспитатель встаёт с детьми в очередь в магазин, вежливо говорит с продавцом при полном внимании всех детей. Играя в ср игру «Больница», дети с удовольствием лечат заболевшего воспитателя или причёсывают в игре «Парикмахерская». Диалог между воспитателем и играющим ребёнком непроизвольно вызывает у детей повышенный интерес.

Включаясь в игру, воспитателю необходимо помнить, что желательно максимально повышать умственную и речевую активность детей, задавая вопросы типа:

  • Доктор, зачем вы бинтуете мне руку?
  • Что вы мне посоветуете дома делать?
  • Для чего мажете мазью?

Они заставляют ребёнка думать, чтобы правильно ответить, а всем остальным подражать беседующим во время игры.

     Составление описательных рассказов о явлениях природы, животных, игрушках так же развивают речь детей. Предварительно необходимо осознано, самостоятельно  обследовать предмет ( внимательно рассмотреть, ощупать, понюхать, подуть, надавить руками, оценить величину, цвет, форму, а затем назвать объект, описать его особенности, выразительно передать своё эмоциональное отношение к объекту).

      Для формирования правильного звукопроизношения используют чистоговорки и скороговорки. Этот материал построен из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Детям предлагают задания с теми звуками, которые они не произносят, или произносят неправильно. Например, скороговорки со свистящими и шипящими:

  • «Саша сушила шубу на солнышке». (с-ш)

Скороговорки с твёрдыми и мягкими согласными:

  • «Морская волна сильна и вольна». (л-л’)

Скороговорки со звонкими и глухими согласными:

  • «Бублик, баранку, батон и буханку
  • Пекарь из теста испёк спозаранку» (б- п)

Чистоговорки и скороговорки способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, а так же упражняют артикуляционный аппарат детей и способствует выработке быстрой переключаемости мышц языка и губ с одного движения на другое.

Скороговорки –незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей, для тренировке в смене громкости голоса ( тихо, громко, вполголоса), в смене скорости речевого высказывания (быстро, умеренно, медленно), в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.

     В игры детей вводят считалки со связным текстом на определённый звук и следят за правильным произношением звуков.

  • На сосне сидит сова,

Под сосной сидит лиса.

На сосне сова осталась,

 Под сосной лисы не стало.

Постепенно считалки усложняют, вводят в речь детей замысловатые сочетания звуков и слов:

  • Строки-струки-стрики-стречик,

Стрекотал в траве кузнечик.

Стрекотал он, стрекотал,

Вдруг пропал и замолчал.

     Для обогащения словаря детей используют  дидактические игры: «В саду, в огороде», «Летает – не летает», «Где что покупаем?», «Кому, что нужно для работы?» и др.

       Воспитателю необходимо следить за высказываниями детей на протяжении всех режимных моментов и исправлять речевые ошибки доброжелательно, корректно, лучше с помощью дигры или упражнений. А так же:

  • Активизировать употребление слов, указывающих части, детали предметов ( у машин есть колёса, кабина, кузов и др.);
  • Побуждать подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот»);
  • Употреблять слова, обозначающие цвет, качество, свойство , величину предметов (дигра «Из чего сделано?»);
  • Употреблять слова, обозначающие действия, совершаемые человеком, животным или действия, которые можно совершить предметом (ди «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делает рыбак?» и др.);
  • Употреблять в речи наречия, обозначающие признак действия («Как бежит мальчик?», «Как говорит девочка?»;
  • Употреблять слова, обозначающие пространственные отношения, определение и называние местонахождения предмета, игрушки (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади и др. Ди «Кто за кем?», «Кто где стоит?»;
  • Употреблять слова, обозначающие временные отношения ( Когда приходить в сад? Когда идём гулять? Когда мы спим?);
  • Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: метро, пальто, пианино и др.;
  • Правильно употреблять окончания существительных множественного числа Родительного падежа ( нет чулок, полотенец, простынь, блюдец и др. Ди «Чего не стало?»);
  • Правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными (небо голубое, солнце лучистое и др.);
  • Правильно употреблять разноспрягаемые глаголы, (игра «Закончи предложение»- Я хочу петь, Миша и Таня хотят петь. Мальчик бежит, а дети бегут.
  •  Образовывать слова при помощи суффиксов(ди «Из чего салат?» -из огурцов- огуречный; ди«С чем пекут пироги?» -с вишней-вишнёвый; ди«Куда что кладут?-хлеб в хлебницу; ди «Чей хвост»-заячий, беличий; ди «Назови ласково»-чайник- чайничек и др.
  •  Образовывать слова при помощи приставок : «Мальчик подходит к дому»(входит, выходит); «Гриб под берёзой –подберёзовик» и др.
  • Образовывать слова путём словосложения : голубые глаза- голубоглазая, светлые волосы – светловолосая и др.
  • Учить выражать одну и туже мысль разными словами: «Девочка играет с куклой, сидя на стуле».- «Девочка сидит на стуле и играет с куклой».

      Работа с наглядным материалом, дидактические игры, драматизации, инсценировки, заучивание стихов, считалок, песенок, потешек, чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок способствует развитию речи, усвоению слов, закреплению правильного произношения.

Литература:

  1. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 59-66.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
  4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.

Источник

Людмила Солдаткина
Организация работы по развитию речи вне непосредственно обучающей деятельности

Речь является главным показателем психологического развития и готовности ребенка к школе. Высокий уровень развития речи определяет в будущем успешность адаптации в любых социальных условиях, освоения школьной программы и выбора профессии. Вот почему педагогам необходимо обратить особое внимание на развитие речи детей. Для решения этой задачи нужно использовать все виды деятельности, все возможности предметно-пространственной среды. Работа по развитию речи не должна ограничиваться лишь непосредственно образовательной деятельностью, активизация речевых навыков вне занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам, инновациям. Рассмотрим некоторые варианты.

Экскурсии.

Организованное знакомство детей с окружающей действительностью развивает способность к наблюдению, накоплению практического опыта, обогащению словарного запаса, что непосредственно отражается в речи. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем больше заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное в игре, в изобразительной деятельности.

Разговоры и беседы.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку, тем более ребенку. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают – вырастают людьми вдумчивыми, рассудительными, развиваются быстрее. Нужно выискивать возможности поговорить с каждым ребенком. Возможности эти не предусмотрены ни каким календарным планом, но их выдвигает сама жизнь и чуткое отношение к детям.

Режимные моменты.

Обучение навыкам самообслуживания тесно связано с решением специальных задач, в частности с развитием мелкой моторики. Например, во время одевания у детей развивается ловкость и подвижность мелких движений пальцев рук. Во время умывания – самомассаж кистей рук, лица. Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения: формируется определенный круг знаний и представлений при использовании художественного слова (потешки, стихи).

Труд и поручения.

Громадное воспитательное значение принадлежит трудовой деятельности. При выполнении посильных и осмысленных для детей поручений у них развивается самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, рассказывать о возникших затруднениях или о выполненном задании. Ведь, при выполнении поручения, ребенок должен:

1. внимательно выслушать, что ему говорят;

2. понять содержание обращенной к нему речи;

3. запомнить сказанное;

4. выполнить поручение;

5. дать словесный отчет о проделанной работе.

Таким образом, активизируется и развивается не только речь, но и внимание, интеллект, память, моторика.

Конструирование и изобразительная деятельность.

Значение рисования, лепки, конструирования для развития речи велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Важно и то обстоятельство, что в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторных систем: зрение, слух, тактильное восприятие. Познание предметов и их свойств, приобретаемые действенным путем, прочнее закрепляются в сознании.

Сюжетно-ролевые игры.

В ходе игры дети разговаривают друг с другом, с игрушкой, говорят и за себя и за игрушку, подражают голосам зверей, звукам окружающей среды. Берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Таким образом развивается речевая активность, возникает потребность в общении.

Прогулки.

На прогулках проводятся наблюдения, подвижные игры, труд. Наблюдения – основа познания, так как служит расширению мира восприятия детей, увеличению запаса их знаний и обогащению речи. В подвижных играх совершенствуются все стороны речевой деятельности: темп, ритм; соотнесенность речи и движений.

Дидактические игры.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. Большинство дидактических игр содержат в себе образцы речевого поведения, а также актуализируют имеющийся у детей словарный запас и пополняют его.

Игры-драматизации.

В играх-драматизациях слово связано с действием персонажей, с целенаправленной сценической атрибутикой. В этих играх разыгрываются литературные тексты, которые имеют воспитательную ценность. Тексты насыщены глагольной лексикой, художественной выразительностью языка. Развивается выразительность движений, мимики и речи, воображение, фантазия. Эти игры готовят детей к развернутому, связному, последовательному изложению мыслей, упорядочивают речь, способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Чтение художественных произведений.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное педагогическое воздействие на детей. С помощью чтения, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым. Поэтому, слушая выразительное чтение, дети воспринимают интонацию, паузы, логические и ритмические ударения.

Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек.

Стихотворение имеет то преимущество, что оно действует на душу, силой и обоянием ритма. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Совершенные его образцы – пословицы, поговорки, загадки, потешки. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Они полезны детям как прекрасная гимнастика речи.

Праздники.

Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит новое ценное содержание, вызывает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и речь. Подготовка к празднику и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления самостоятельности речи. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная речь, во втором случае – слухом воспринимают чужую речь (для речевого развития важно и то и другое).

Предложенные варианты активизации речи у детей вне непосредственно образовательной деятельности не исчерпывает всего многообразия форм работы. Дети от природы способны воспринимать, запоминать и воспроизводить большой объем информации. Но не обязательно, что всю полученную информацию дети будут воспроизводить и использовать в собственной речи сразу. Исследования последних лет показали, что мозг ребенка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы ему будем предлагать. И все знания детьми будут востребованы, если не сразу, то потом, позднее.

Источник

Развитие речи у ребенка вне занятий

Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах

Общение воспитателя и няни с детьми в режимных процессах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Вначале детей упражняют в назывании знакомых действий, используя поручения “Скажи – повтори”: “Застегнуть тебе пуговички? Скажи: “Застегните”;

“Достать шапочку? Скажи: “Пожалуйста, достаньте мою шапку”. Затем детей побуждают называть выполненное или предстоящее действие: “А что ты сейчас будешь делать?” И наконец, когда самообслуживание достигает известного совершенства и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание рассказать о том, что они делают в данный момент. Так формируют у них умение сопровождать речью текущее действие: “Что ты делаешь?” – “Шапку достаю, кофточку надеваю”,

Режимные процессы благоприятны для обогащения, уточнения и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи. В непринужденном общении с ребенком или группкой детей воспитатель и няня подсказывают, уточняют названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров. Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов: воротник, пуговицы, карманы пальто; ручка у чашки; вешалка и концы у полотенца; уголки у подушки, одеяла. Детей учат понимать и обозначать словами последовательность действий (надел пальто – застегни пуговицы; вымыл руки – вытри их полотенцем); различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть – расстегнуть, снять – надеть, открыть – закрыть (шкаф), взять – положить (мыло), снять – повесить (полотенце) и т.п.

Воспитатель использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию, и побуждает к этому детей: пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка; чистые, грязные руки; глубокая, мелкая тарелка; горячий суп, холодный компот; на воротнике крупная кнопка, а на кармане – кнопочка; на куртке длинная молния, а на кармане – коротенькая; няня говорит тихо, ласково. Специально продумывает ситуации, удобные для проведения упражнений, раскрывающих ребенку обобщенное значение ело в: 1. Существительных: “У Оли шуба, а у Светы? Тоже шуба. У Коли пальто. Сереже купили новые валенки. У Светы тоже есть валенки. Посмотрите, какие у нее валенки! Какие они? Валенки, ботинки, сапожки – это обувь. А какая обувь еще есть в шкафах? Что мы наденем на прогулку? Что мы ели за завтраком? Тетя Аня вымыла посуду: тарелки, чашки, блюдца, стаканы. Вымыла посуду и пришла помочь вам собраться на прогулку”. 2. Глаголов: “Застегни (пуговицу, молнию, крючок, кнопку); мы надеваем (шубу, шапку, кофту, рейтузы); обуваем (сапожки, валенки, туфельки); завязать можно (тесемки на шапке, платок, пояс, шарф)”. 3. Наречий и прилагательных: “Посмотрите, у Оли красная шапка! А у Светы есть красная… (что?).., кофта. У кого шапка сшита из меха, меховая шапка? А у кого шапку связали из ниток? Вот большая шапка. А как правильнее сказать про маленькую шапку? (Шапочка.) Маленькая – пуговичка, а большая…? (Пуговица.) ”

Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу, естественно, должны отражаться и в речи ребенка. Воспитателю и няне надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребенка к окружающим зависит от разнообразия поводов обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам: с просьбой, предложением, за советом, разъяснением, уточнением и т. п. В подобных ситуациях словарь детей обогащается за счет существительных (тетя, мальчик, друг); глаголов (помогать, просить, предлагать, не мешать); наречий (правильно, нечаянно, дружно, вместе) и т.п.

Рассмотрим возможности каждого процесса для развития речи детей.

Одевание на прогулку. Одевание на прогулку в осенне-зимний период длительный и трудоемкий процесс. В зимнее время дети одеваются до 40 и более минут. Во время одевания малыши ведут себя по-разному: одни пытаются самостоятельно надеть рейтузы и кофту, другие идут к воспитателю или няне и молча передают свои вещи, которые не могли, а подчас и не пытались надеть. Некоторые, не делая попытки надеть вещь, ждут, когда их позовет взрослый, чтобы помочь. Есть дети, которые охотно помогают другим, но не одеваются сами и которые с удовольствием достают и складывают (раскладывают) свои вещи и не спешат одеваться. Лишь незначительное количество детей, одеваясь самостоятельно, при затруднениях обращаются за помощью, выражая просьбу словесно: “Никак не получается”, “Помогите надеть”, “Не могу застегнуть”, “Правильно надел?”

Организуя процесс одевания, воспитатель и няня должны руководствоваться определенными правилами, которые способствуют быстрейшему Овладению детьми навыками одевания и общения с окружающими.

Прежде чем помочь ребенку, убедись, что он пытался надеть вещь. Контролируй последовательность одевания. Не позволяй доставать сразу несколько вещей и не делай этого сам. Учи ребенка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Общаясь с детьми, не разговаривай громко, избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг другу (обращаться за помощью и предлагать ее). Подскажи, как это удобнее сделать (“Наташа умеет различать ботинки. Спроси Наташу: “Я на эту ногу надела ботинок?” – “Видишь, Света не может завязать пояс. Предложи ей помощь, скажи: “Света, я помогу тебе завязать”).

Разговоры с детьми должны включать информацию, обогащающую и уточняющую представления детей: “Варежки связали, а шапку сшили”; “у Димы пальто, а Андрей в курточке”; “Пальто на пуговицах, а куртка на молнии”. Там, где это целесообразно, воспитатель предлагает детям послушать стихи и рифмовки. Например: “Это чья, это чья шапочка пуховая. Шапочка пуховая, синяя да новая?”. Или: “Шапка меховая, черная, большая”.

Планируя работу по развитию речи в процессе одевания на прогулку, воспитателю следует помнить и о том, что в первые 4-5 минут дети одеваются сосредоточенно. Это неподходящее время для объяснений, вопросов. Затем малыши начинают обращаться ко взрослым за помощью. Воспитатель и няня, помогая одеться, ведут беседу: “Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: “Помогите надеть кофточку”. Детей спрашивают о последовательности одевания, просят показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств предметов, подсказывают, к кому из детей в данный момент лучше обратиться за помощью и почему, что при этом следует сказать товарищу и как лучше поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.

Возвращение с прогулки. Этот процесс труден для работы по развитию речи. Беседы с детьми в осенне-зимнее время возможны лишь спустя 5-6 минут после возвращения, так как в первые минуты дети недостаточно активно реагируют на обращения взрослого. Малыши возвращаются с прогулки подгруппами. Няня, а затем и воспитатель, помогая детям раздеваться, больше рассказывает, чем спрашивает. Вовлекая детей в разговор, следует задавать легкие вопросы, предлагать простые задания.

Подготовка ко сну. Здесь создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежда, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений (“Повесь на стул, поставь под стул, за шторой”); для обогащения словаря наречиями и прилагательными: “Не шуми, говори тише, не очень громко; вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась”. Готовя детей ко сну, воспитатель и сам старается говорить тише и ласковее; в это время может прочесть колыбельную (всем детям или индивидуально какому-либо ребенку), например:

Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику (Олечке, Костику) закройте.

Эстонская песенка

Одевание после сна. Во время одевания малышей предоставляются большие возможности для индивидуального общения. Детей поднимают по мере пробуждения. Они малоразговорчивы, одеваются тихо, чтобы не разбудить товарищей. Могут выполнять индивидуальные поручения, даваемые взрослым вполголоса. Для того чтобы создать у ребят после сна хорошее настроение, используются также разнообразные песенки и потешки. Например:

– Потягушка,
потянись!
Поскорей,
скорей
проснись!
День настал
давным-давно,
Он стучит
в твое окно!

Л. Квитко

Кормление. Речевое общение с детьми целесообразно до того, как ребенок начнет есть. Следует обратить его внимание на блюдо: “Кто узнал, какой это суп? Как он называется? Скажите: “Овощной суп” (гороховый суп). Сейчас я налью щи в тарелку Вовы. Что я тебе налила? Что тебе дать, чтобы ты, Оленька, смогла есть суп? (Ложку.)” Перед обедом, завтраком полезно с двумя-тремя детьми посмотреть меню. Дети охотно расскажут остальным, что приготовлено на обед (завтрак). Очень скоро они запоминают меню целиком: “Будем есть борщ, котлету с картошкой, компот”. Или: “Творог, кофе, булка с маслом”.

Умывание. Словарная работа во время этого режимного процесса осуществляется до и после непосредственных действии с водой и полотенцем. Действия с водой (открыть кран, пустить воду, намылить руки, смыть мыло) требуют от ребенка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. В это время дети заметно хуже реагируют на обращенную к ним речь. Все внимание взрослых направлено на то, чтобы помочь малышу овладеть навыками мытья рук и умывания. Однако в подходящий момент воспитатель может напомнить детям знакомые стихи, например потешку “Водичка-водичка”, прочесть новые произведения. “Надо срочно мыться,- говорит педагог малышу, сопровождая его в умывальную комнату, – потому что нос у Димы (Пети, Кати) грязный, рот тоже грязный, а глазки не блестят, едва глядят”. Или спрашивает:

Кто тут будет – куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

С. Капутикян

интимная контурная пластика цена

Источник