Развитие речи у ребенка в трудовой деятельности

Развитие речи у ребенка в трудовой деятельности thumbnail

Ольга Графина
Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом,в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Рассмотрим влияние трудового воспитания на развитие речи детей.

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду,мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул.

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое воспитание, а именно, трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться.Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.

Трудовое воспитание влияет на развитие речи:

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.

Источник

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

                   чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

                   через моральные, воспитательные беседы:

                   через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

                   —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

                   —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

Литература:

  1.              Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2.              Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3.              Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4.              Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5.              Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.

Источник

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –  
детский сад комбинированного вида  № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru

автор: Шабурова Ксения Геннадьевна

Воспитатель логопедической группы

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Формирование трудовой деятельности у детей происходит на основе расширения представлений, их конкретизация, иллюстрированная значительным числом ярких, доступных примеров. Главное условие заключается в том, чтобы ребенок мог делать с предметом, выбранным для игры, то что делает взрослый с настоящим предметом, его манипулятивность.

Трудовая деятельность позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение доводить свою деятельность до конца. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, сила воли; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Человек, труд и общество рассматривается в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного возраста начать формирование у детей целостного нравственного представления об трудовой деятельности, о значимости в жизни человека. Дети узнают о трудовых поручениях, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости оказания посильной помощи, далее формируются знания о последовательности и значимости труда.

Существует достаточный перечень трудовых поручений, которые всесторонне развивают детей дошкольного возраста, формируют необходимые знания, умения, навыки, укрепляют здоровье ребенка. Трудовая деятельность играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Трудовые поручения как форма социально-коммуникативного развития и познавательного развития воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека, взаимодействие в команде сверстников и взрослых. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи. Одновременно на доступном для детей уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и трудовой деятельностью, пути их разрешения. Дети узнают о реальных ситуациях при последовательности выполнения трудовых поручений, во взаимодействии со сверстниками.

Систематический и последовательный труд на огороде, в саду, цветнике, на участке и уголке природы формирует и повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь, понимать бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств, расширяет представления о трудовых поручениях. В процессе ухода дети получают представление о многообразии живого мира на земле, о том как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Формируется сравнительный анализ: сравнивая животных, находить сходство и различия между ними, общее и различное у растений, помогать замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически   обогащается новыми словами, вступлением в диалог с друг другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров.  Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовой деятельности детей играет семья, взрослые и другие члены, положительный пример родителей. Благоприятные условия для привлечения в трудовой деятельности создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о важности выбранной профессии, реализации себя в социуме. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное и положительное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительным отношением к трудовой деятельности окружающих, оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул, для дальнейшего познания окружающего мира, формирование возможности проявить себя в современном мире.

Информационно-коммуникативные технологии оказывают воздействие на родителей, может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, о своей работе, о роде профессий других членов семьи, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

В процессе наблюдений и применений трудовых поручений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое, выстраивая последовательность. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое и содержательное явление, возможно, выработать у дошкольников правильные представления о труде, трудовых поручениях, правильному и добросовестному отношению к нему.

Важно, чтобы это усложнение и последовательность содержания выражалось не только в нарастании и обогащения объема познавательного материала, но и в постепенном и положительном изменении его характера действий, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя и составляющая сторона трудовых поручений – видимые действия людей, орудия труда, материалы, взаимодействие со сверстниками, умение работать в команде. Когда ребенок ставит перед собой трудовую задачу, он исходит прежде всего из своих представлений, причем оценивает жизненную правдоподобность этой задачи: бывает так или нет? Если же этого не бывает, он к этому относится соответственно: не выполняет задания до конца, занимается каким- либо побочным делом. Из этого вытекает, что в ролевые игры может быть включена трудовая деятельность детей, ибо посредством ее ребенок может отражать отношения взрослых, понимать общественную значимость труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками.  После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Трудовая деятельность влияет на речевое развитие

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; формирование здоровьесберегающих технологий.

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, лексико-грамматическую сторону речи.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за аспектом трудовых поручений от взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, взаимодействие сверстников, умение распределять роли и принимать правила, таким образом, развивается диалогическая речь.

Источник