Развитие речи у ребенка в разных возрастных группах

Развитие речи у ребенка в разных возрастных группах thumbnail

Развитие связной речи в разных возрастных группах

Основными задачами речевого развития, является воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи.

2 младшая группа

При благоприятных условиях воспитания, усвоение звуковой систе­мы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать эле­ментарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содер­жит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты бли­жайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают ак­тивно употребляться прилагательные и местоимения.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогиче­ской речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Только взаимосвязь разных речевых за­дач (воспитания звуковой культуры речи, формирование грамматиче­ского строя речи, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качеств и действий, на назначение хо­рошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы по содержанию картины и подводятся к составлению коротких рассказов, сначала вместе с взрослым.

Дети подводятся к пересказу литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним

Совместное рассказывание предполагает обучение детей построе­нию коротких связных высказываний. Воспитатель должен начать пред­ложение – ребенок закончить. «Это … (Лиса). Она…».

При описании предмета, сначала он называется, затем раскрываются его качества, свойства, назначения, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета.

При обучении составлению рассказов повествовательного типа надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начало, се­редина и конец).

Средняя группа

Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия, дети могут опре­делить назначение предмета, функциональные признаки (“мяч — это игрушка; в него играют”) Дети начинают подбирать слова с противо­положным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

В этом возрасте увеличивается речевая активность ребенка, начинается возраст “почемучек”. Запас слов довольно вну­шителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматиче­ских формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Средние дошкольники осваивают умение строить разные ти­пы высказывания — описание и повествование.

Речь детей становится более связной и последовательной; совер­шенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторон речи, т.е. все те умения, ко­торые необходимы ребенку для развития связной речи.

В рассказывании об игрушке дети подводятся к составлению рассказа об игрушке сначала по вопросам воспитателя и затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предпо­лагают обучение разным типам высказывания — описанию и повест­вованию и подводят к составлению рассуждения.

В пересказе литературных произведений де­ти передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже зна­комых детям, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Особое внимание уделяется и развитию описательной речи. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме, состоящей из нескольких частей:

1) указание на предмет, называние его;

2) оценка предмета или отношение говоряще­го к нему.

Такое обучение умению описывать предметы развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, опи­сание его свойств и качеств, конечную оценку, отношение к предме­ту).

У детей продолжают формировать навыки повествовательной ре­чи, для этого даются схемы составления совместного рассказа — тем самым дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепля­ется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (“Однажды”, “Как-то раз”, “Дело было летом” и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, раз­вить сюжет. “Как-то раз … (собрались звери на полянке). Стали они … Вдруг… Взяли звери. И тогда …”. Заполнение схемы помогает ре­бенку закрепить представление о средствах связи между предложения­ми и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать

в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, раз­нообразить действия персонажей, соблюдать временную последова­тельность событий.

Широко используется в средней группе коллективное составле­ние связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

Такое составление рассказов подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало, другой продолжает по следующей картинке развивать сюжет, а третий заканчивает изложение.

Старший возраст

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошколь­ного возраста является активное освоение ими построения разных ти­пов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользо­ваться разными типами связи слов внутри предложения, между пред­ложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру.

В рассказывании об иг­рушках детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая компози­цию и выразительность для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию.

Дети учатся так же составлять рассказы из собствен­ного опыта, как описательные, повествовательные, так и контаминированные (смешанные).

У детей формируются элементарные знания о структуре повест­вовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечи­вающие целостность и связность текста. Необходимо научить их пони­мать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завер­шить и озаглавить.

Подготовительная группа

На первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рас­суждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого пред­ложенного им высказывания есть ли в нем зачин (начало), как разви­вается в нем действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (ко­нец). Развитие связности высказываний обеспечивается системой обу­чения, включающего формирование элементарных знаний о теме вы­сказывания, расположении его структурных частей, умений использо­вать самые разнообразные средства связи в описательных и повество­вательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах (пересказ литературных произведений, расска­зывание по картине (игрушке), на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему), однако задачи вкаждом виде усложняются.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют вы­сказывание коллективно.

Развитие умений детей четко выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать средства связи смысловыми частями высказы­вания формирует у детей элементарное осознание структурной орга­низации текста, влияют на развитие наглядно-образного и логического мышления детей.

2 я младшая группа

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2.Рассказывание по картине.

3.Пересказ – выступает в форме ответов на вопросы.

Средняя группа

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2. Рассказывание по картине.

3.Пересказ – выступает в форме ответов на вопросы, пересказ основных моментов

Читайте также:  Отставание в психомоторном развитии ребенка

Р.Н.С с помощью подсказок воспитателя.

Старшая группа

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2.Рассказывание по картине.

3.Пересказ – без помощи вопросов воспитателя.

4.Рассказывание на тему из личного опыта.

Подготовительная группа

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2.Рассказывание по картине.

3.Пересказ.

4. Рассказывание на тему из личного опыта, более сложные по содержанию.

Ребенок без дополнительных вопросов поясняет события, о которых

рассказывает.

5.Творческое рассказывание – т.е по предложенному сюжету придумывается:

завязка, ход события и развязка.

Источник

Надия Ахмедьянова
Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС

Ведущие задачи по возрастам

Возрастная группа Задачи

I младшая – развитие понимания речи;

– формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

– формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи.

II младшая – развитие понимания речи;

– формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

– формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи.

Средняя – развитие понимания речи;

– формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

– формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Старшая – формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

– формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Подготовительная – формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи;

– подготовка к обучению грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

– Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

– Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

– Формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, числам, падежам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование).

Задачи развития речи детей (по ФГОС)

Возраст Образовательные задачи

по развитию речи по развитию и становлению навыков коммуникации

младший

возраст

2-4,5 лет Развитие словаря

*Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними.

* Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

Звуковая культура речи

*Учить произносить гласные и простые согласные звуки.

*Развивать речевой слух и речевое дыхание.

*Тренировать артикуляционный аппарат.

*Вырабатывать правильный ритм и темп речи.

*Развивать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

* Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).

* Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного лица, форму множественного числа существительных в родительном падеже.

* Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.

* Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.

Связная речь

* развивать диалогическую форму речи: умение вступать в разговор и поддерживать его с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности.

* Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях). *Обогащать словарь, необходимый для общения.

*Учить использовать при общении доступные речевые средства.

* Приобщать к использованию простых форм речевого этикета.

* Поощрять доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать навыки взаимодействия.

* Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

Средний-старший возраст

4,5 -7 лет Словарь

* Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

* Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять.

* Водить в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

* Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

* проводить работу над смысловой стороной слова.

* Формировать оценочную лексику.

* проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

* Формировать умение подбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.

* Учить понимать смысл поговорок и пословиц.

* Продолжать работу над смысловой стороной слова.

* Обогащать пассивный и активный словарь.

Звуковая культура речи

* Учить дифференцировать пары звуков, поддерживать умение правильно произносить все звуки родного языка.

* Учить называть слова с заданным звуком, определять место звука (в начале, середине, конце).

* Отрабатывать дикцию,силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

* Развивать интонационную выразительность.

* Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.

* Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.

* Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).

Грамматический строй речи

* Продолжать обучение грамматическим формам по согласованию числительных, прилагательных, существительных в роде, падеже, числе, образованию трудных форм глагола в повелительном и сослагательном наклонениях.

* Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразовании (однокоренные слова,глаголы с приставками).

* Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

* Учить строить сложные предложения разных типов (сложноподчиненные и сложносочиненные)

* Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в самых разных формах и названия предметов посуды.

* Знакомить со словесным составом предложения.

* Воспитывать и поддерживать языковое чутье, внимательное отношение к языку.

Связная речь

* Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.

* Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

*В пересказывании литературных текстов учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги и давая характеристику персонажам. Учить творческому рассказыванию, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта.

* В рассказывании по серии сюжетных картин использовать метод коллективного составления текста командами.

Подготовка к обучению грамоте

* Закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов.

* Познакомить с термином «слог», упражнять в делении слов, состоящих из 2-3 слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог.

* Обучать звуковому анализу слов. *Продолжать развивать словарь.

необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире.

* Учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить вести конструктивный диалог, с помощью объяснительно-доказательной речи улаживать спорные ситуации.

* Продолжать учить делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

*Учить проявлять инициативу в общении, стремиться к получению новых знаний.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в 5 лет в домашних условиях

* Совершенствовать речевые навыки,необходимые для общения: умение вступать в разговор поддерживать его подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать. Конструктивно разрешать противоречия.

* Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

Источник

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Читайте также:  Как можно определить у ребенка отставание в развитии

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепк?