Развитие речи у ребенка в раннем возрасте психология

Развитие речи у ребенка в раннем возрасте психология thumbnail

Ранний возраст является сенситивным периодом для развития речи ребенка. Основные условия, в которых происходит речевое развитие, — это общение ребенка с взрослым и предметная деятельность. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: развитие понимаемой речи и становление активной речи. Малыш начинает понимать речь взрослого, обращенную к нему, т. е. устанавливать связи между произносимыми словами и предметами или собственными действиями, во второй половине первого года жизни. Мы уже отмечали, что к 12 месяцам таких слов может быть достаточно много.

В период раннего возраста в пассивной речи происходят существенные изменения. Прежде всего, знакомство ребенка с предметным миром стимулирует увеличение количества понимаемых им слов. К концу второго года жизни ребенок понимает почти все слова, обозначающие окружающие его предметы. На третьем году он с удовольствием присутствует при разговорах взрослых, любит слушать сказки, рассказы, стихи. Развивается понимание им различных поручений, названий действий и инструкций к их выполнению; при этом ответ малыша на просьбу взрослого выполнить какое-либо действие может быть различным:

  • 1) отсутствие реакции или неадекватная реакция;
  • 2) правильное выполнение действия;
  • 3) усложнение действия или его модификация.

Понимание инструкций взрослого очень важно для управления поведением ребенка. Поводом для действий часто становится словесное обращение взрослого. Закономерно, что для малыша второго года жизни слово гораздо раньше приобретает пусковое, а не тормозящее значение: ребенку значительно легче по словесному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. «Малыш увидел впереди лужу и целенаправленно идет к ней. На некотором расстоянии от нее ребенок замедляет ход. Но вот звучит мамино: «Нельзя!» Тут же малыш бегом влетает в лужу и зажмуривает глаза!» (из набл. В. Н. Белкиной).

Важным является и то, что, обозначая одним и тем же словом несколько предметов, взрослый стимулирует возникновение первых обобщений. Например, слово «часы» относится и к настенным часам, и к ручным, и к тем, которые стоят на столике. Если ребенку задать вопрос «Где часы?», он укажет на те или иные из них, в зависимости от ситуации.

Значительным достижением ребенка 2—3 лет является и то, что он начинает понимать речь — рассказ взрослого. Слушание и понимание речи, содержащей сообщение о предметах, которых не видит в данный момент ребенок, создает предпосылки опосредованного познания окружающего мира.

Взрослый в своей речи дает также моральные оценки некоторым событиям, поступкам самого ребенка, других людей, что создает основу для дальнейшего нравственного развития маленького человека: «Ты молодец!», «Вова хороший мальчик, иди поиграй с ним» и т. д. Активная речь малыша в раннем возрасте возникает благодаря общению его со взрослым, требованию со стороны взрослого словесного оформления им своих желаний, а также благодаря сотрудничеству взрослого с ребенком в условиях предметной деятельности. В этом случае речь приобретает диалогическую форму. Диалог выступает как бы частью совместной деятельности ребенка с взрослым. На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка, при этом определяющее значение имеет образец речи взрослого человека. Инициативен становится и сам ребенок. Сначала он показывает на предмет, кряхтит, требуя от взрослого назвать этот предмет, а затем появляется вопрос: «Что это?» Все это приводит к быстрому темпу развития активного словаря малыша. К концу второго года он употребляют в речи до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Это так называемая автономная речь. Она возникает по трем причинам. Во-первых, взрослые, упрощая некоторые слова, вносят их в речь ребенка: «ав-ав», «бибика», «бяка», «бобо», «ням-ням». Мы уже упоминали об этом. Во-вторых, он сам произносит некоторые слова искаженно («молоко» — «моко»). Начальные и последние звуки слова ребенок улавливает лучше, а, следовательно, подражая взрослому, и произносит их так, как слышит. В-третьих, автономные слова могут быть результатом творчества ребенка.

Если взрослый требует от малыша правильного произношения слов, автономная речь быстро исчезает. По данным А. Н. Гвоздева, ясно обозначаются два периода в усвоении грамматического строя языка. Первый — от 1 года 3 мес. до 1 года 10 месяцев. Это период однословных предложений, в которых одно слово выражает целую ситуацию («Пачет» — «Девочка плачет, кукла плачет»). В начале второй половины 2-го года жизни возникают первые двухсловные и трехсловные предложения. В большинстве случае они состоят из слов, уже употребляющихся ребенком и объединенных в одно предложение без изменений их формы. Связи между словами в двухсловных предложениях в основном сводятся к двум типам: субъект и действие («Дима упал»), действие — объект действия («Дай мяч»). Второй период — от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения. Дети начинают согласовывать слова в предложении: «Я катаю машину», «Посмотри, что я сделал!» Ребенок начинает регистрировать в речи и прошлые события, т. е. речь становится информационной.

Читайте также:  Отношения с семьей у ребенка с отклонениями развития

Трехлетний малыш начинает общаться не только с близкими взрослыми, но и с незнакомыми людьми (хотя преимущественно речевая форма общения используется им в знакомой социальной среде) — он осознает, что речь является средством общения с другими людьми. Это одно из важнейших новообразований речевого развития в раннем детстве. И действительно, можно часто наблюдать, что маленький ребенок, обратившись к взрослому с вопросом «А где мы будем гулять?», не слушает ответа. Ему важен контакт с взрослым, то, что его речь вызвала соответствующую реакцию взрослого.

Формирование активной речи в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка в этот период. Сравнительные исследования процессов восприятия у детей с нормально развитой речью и их сверстников, отстававших в речевом развитии, показали, что все операции восприятия у первых развиты значительно выше, чем у вторых (Г. Л. Розенгарт-Пупко). Ребенку, например, предлагалось по образцу выбрать из других игрушек одинаковую или найти ее изображение среди различных картинок. Дети с отставанием в речевом развитии, хотя и справлялись с задачей, чаще прибегали к непосредственному сравнению. Задачи на обобщение предметов, решение которых требовало участия мышления, для них оказались еще более трудными.

Источник

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Читайте также:  Развитие ребенка 4 5 лет обучение чтению

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Читайте также:  Развитие мышление памяти и речи игры для ребенка

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник