Развитие речи у ребенка в 1 год план

Развитие речи у ребенка в 1 год план thumbnail

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи детей 1-2 лет

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

От чего зависит развитие речи детей

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Правила развития речи детей

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные упражнения для развития речи

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Читайте также:  Развитие ребенка от зачатия до рождения по неделям видео

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Логопедические упражнения и игры для развития речи

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Читайте также:  Влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Перспективное планирование НОД  

по образовательной области «Речевое развитие»

с детьми от 1 года до 2 лет.

Сентябрь

Недели

Тема

Педагогические цели

ППРС

3 неделя

1.

Путешествие по территории участка.

Приучить детей участвовать    в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что–то проговорить или сделать).

Стр. 31

В.В. Гербова «Развитие речи   в детском саду».

2.

Путешествие по комнате.

Приучать детей участвовать   в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что–то проговорить или сделать).

Стр. 33

В.В. Гербова

«Развитие речи   в детском саду».

4 неделя

3.

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию       к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей   (в том числе произнесённые взрослым по–разному   (без сюсюканья):

Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

Стр. 33

В.В. Гербова

«Развитие речи   в детском саду»

4.

Игровые упражнения «здравствуй», «дай ручку», «до свидания».

Поупражнять в проговаривании звукоподражательных слов и жестов («до свидания»), здороваясь и прощаясь с сотрудниками группы.

Стр. 18 (упр.№6)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

Октябрь

Недели

Тема

Педагогические цели

ППРС

1 неделя

1.

Чтение народных песенок «Большие ноги…», «Водичка, водичка…».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Стр.21 (упр.№14)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

Хрестоматия

Стр. 9–10

2.

Дидактическая игра «Поручения». Дидактические упражнения

«Поводи», «Покачай», «Покорми», «Причеши».

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами (кукла) и называть их. Учить отчётливо произносить звукоподражания «топ – топ», «иду – иду»,

«бай – бай», «ам – ам».

Стр.20 (упр.№11)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

2 неделя

3.

Чтение стихотворения З.Александровой «Прятки». Дидактическая игра «Прятки».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст. Активизировать в речи детей однословную фразу. Учить отчётливо произносить звукоподражания «тю – тю», «ку – ку».

Стр.53 (упр.№17)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

4.

Дидактическая игра «Поручения». Дидактические упражнения

«Погладь», «Покорми».

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами (собачка) и называть их. Учить отчётливо произносить звукоподражания «топ – топ», «иду – иду»,

«ав – ав», «ам – ам».

Стр.20 (упр.№11)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

3 неделя

5.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Активизировать в речи детей однословную фразу.  Расширять запас облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия. Учить отчётливо произносить звукоподражания «Ляля»,     «би-би», «и-го-го», «но», «му», «ку-ка-ре-ку», «бам-бам»,  «бом-бом», «мяу», «га-га», «тик-так», «ко-ко», «э-э-э», «ду-ду-ду», «дон-дон», «ме-ме», «пи-пи» и др.

Стр.37 (упр.№10)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

6.

Чтение стихотворения

 В. Жуковского «Птичка».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст. Активизировать в речи детей однословную фразу. Учить отчётливо произносить звукоподражания «пинь – пинь», «тю – тю».

Хрестоматия

Стр.19

4 неделя

7.

Дидактическая игра «Поручения». Дидактические упражнения

«Покатай», «Положи», «Посади».

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами (машина) и называть их. Учить отчётливо произносить звукоподражания «би – би», «на», «дай».

Стр.20 (упр.№11)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

8.

Рассматривание предметных картин.

Учить устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Способствовать активизации речи.

Стр.21 (упр.№13)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

Читайте также:  Консультация для родителей игра в развитии личности ребенка

Ноябрь

Недели

Тема

Педагогические цели

ППРС

1 неделя

1.

Чтение потешки «Петушок, петушок…».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения,               о которых говорится в тексте.

Хрестоматия

Стр.18

2.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворений

А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон».

С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для развития речевого дыхания). Совершенствовать речевой слух.

Хрестоматия

Стр.30

2 неделя

3.

Чтение детям русской народной песенки «Пошёл котик под мосток…»

Познакомить детей с народной песенкой «Пошёл котик под мосток…». Совершенствовать речевой слух.

Хрестоматия

Стр.18

4.

Дидактические упражнения и игры с кубиками и шариками.

Упражнять детей в различении и назывании форм (кубик, шарик), выполнении заданий воспитателя («постройте башенку», «покатайте шарики» и т.д.), рассчитанных на понимание речи и её активизацию.

Стр.54 (упр.№19)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

3 неделя

5.

Дидактическая игра «Найди другую».

Учить находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки.

Стр.21 (упр.№15)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

6.

Дидактическая игра «Поручения». Дидактические упражнения

«Поводи», «Погладь», «Покорми».

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами (лошадка) и называть их.

Стр.20 (упр.№11)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

4 неделя

7.

Рассматривание парных картин.

Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Стр.22 (упр.№16)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

8.

Рассматривание парных картин.

Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Стр.22 (упр.№16)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

Декабрь

Недели

Тема

Педагогические цели

ППРС

1 неделя

1.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворений

А.Барто «Бычок», «Мячик», «Слон».

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на дыхательные упражнения с различной интенсивностью (сильно–тихо). Совершенствовать речевой слух.

Хрестоматия

Стр.30

2.

Рассматривание парных картин.

Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Стр.22 (упр.№16)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

2 неделя

3.

Рассматривание парных картин.

Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Стр.22 (упр.№16)

О.В. Закревская

«Развивайся, малыш!».

4.

Чтение потешки «Петушок, петушок…».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения,               о которых говорится в тексте.

Хрестоматия

Стр.18          

3 неделя

5.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (разные предметы и разные действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

6.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (разные предметы и разные действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

4 неделя

7.

Дидактическая игра «Подбери форму».

Учить детей различать и соотносить предметы по форме (кубик, шарик, кирпичик, призма); повторять фразы вслед за воспитателем.

Стр.55 (упр.№22)

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

8.

Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»

Познакомить детей со стихотворением «Зайка, зайка, попляши!», приучая их внимательно слушать произведение.

Хрестоматия

Стр.38

Январь

Недели

Тема

Педагогические цели

ППРС

1 неделя

1.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (разные предметы, одинаковые действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

2.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (разные предметы, одинаковые действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

2 неделя

3.

Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»

Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомого стихотворения. «Зайка, зайка, попляши!», приучая их внимательно слушать произведение

Хрестоматия

Стр.38

4.

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату».

Упражнять детей в правильном построении и  назывании простых предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Стр.72 (упр.№36)

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

3 неделя

5.

Чтение потешки «Как у нашего кота…».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения,               о которых говорится в тексте.

Хрестоматия

Стр.22

6.

Чтение стихотворений

А.Барто «Грузовик», «Зайка», «Мишка».

Познакомить детей с новыми стихотворениями, доставить малышам удовольствие от восприятия стихов.

Хрестоматия

Стр.30

4 неделя

7.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (одинаковые предметы, разные действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

8.

Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (одинаковые предметы, разные действия).

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности детей. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?».

Стр.22 (упр.№17)

пособие 2,

рис. 1–16

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

Февраль

Недели

Тема

Программное содержание

ППРС

1 неделя

1.

Рассматривание простых сюжетных картинок. 

Научить ребенка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений.

Стр.23 (упр.№18)

пособие 2,

рис. 17–22

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

2.

Рассматривание простых сюжетных картинок.

Научить ребенка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений.

Стр.23 (упр.№18)

пособие 2,

рис. 17–22

О.В.Закревская

«Развивайся, малыш!».

2 неделя

3.

Чтение сказки «Курочка Ряба». Дидактическое упражнение

«Кто как?».

Познакомить д