Развитие речи у ребенка стихи потешки
для развития мелкой моторики
С 2-месячного возраста
Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.
(с 9-месячного возраста)
— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у… Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
Поднимают рук вверх и опускают на голову
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! —– говорят.
— Здорово, Васька — указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка.
Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.
Кто приехал?
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы!
Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают
Мама, мама, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать копчиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Да, да, да!
Хлопать кончиками безымянных пальцев
Ох, сестричка, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками мизинцами.
Все мы вместе,
Хлопать всеми пальцами
Дa, да, да!
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка — кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Один малыш
качается в саду,
Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак
Два малыша
купаются в пруду,
Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.
Три малыша
ползут к дверям в квартире,
Выпрямить еще и безымянный палец.
А в эту дверь
стучат еще четыре.
Выпрямлены все пальцы, кроме большого
С пятью другими
тоже все в порядке:
Раскрыть всю ладонь
Им весело,
они играют в прятки.
Закрыть лицо руками.
Где притаились, ясно и ежу,
Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть глаза рукой.
«Один, два, три, четы ре, пять…
По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Погрозить указательным пальцем.
Вот пятеро котят.
Один ушел — и нет его.
Ладонь правой руки раскрыта
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Загните большой палец.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое.
Загнуть мизинец
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал —
осталось два котенка.
Загнуть безымянный палец
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно,
Загнуть средний палец.
А самый умный — тот,
оставшийся, последний,
Указательный палец приложите ко лбу
Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.
Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.
Маша варежку надела:
Сжать пальцы в кулак
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
Все пальцы разжать, кроме большого.
В свой домишко не попал».
Разогнуть оставшийся согнутым палец
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Сжать пальцы в кулачок
На поляне дом стоит,
Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом
Ну, а к дому путь закрыт.
Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом
Мы ворота открываем,
Развернуть ладони параллельно друг другу
В тот домик приглашаем.
Изобразить крышу дома
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Источник
«Как учить ребенка говорить? Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?» — мы начали обсуждать эту тему в предыдущих статьях. А сегодня я хочу рассказать еще о нескольких речевых играх — потешках для самых маленьких. Они будут полезны как для занятий с детьми, которые уже начали говорить, так и для занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет.
То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!
Такие игры — потешки для самых маленьких можно начинать проводить с детьми конца первого года жизни (примерно с 7-8 месяцев) для того, чтобы проблем с речью не возникло. Но если Вы никогда не проводили подобных речевых игр с малышом, то можно начать заниматься ими и в более старшем возрасте – после года.
Любая ли потешка будет способствовать развитию речи? Нет. Назначение игр — потешек разное – для забавы, для сопровождения купания, игр, гимнастики, массажа, укладывания в кроватку и т.д. И нужно уметь отбирать именно те их них, которые помогают ребенку заговорить.
Как же отобрать игры — потешки для развития речи малыша? Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:
- Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
- Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
- Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
- Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
- Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).
Игра-потешка для развития речи 1.Савка и Гришка
Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:
«Савка и Гришка сделали дудУ.
Савка и Гришка сделали дудУ.
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»
Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!
В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.
Игра — песенка для развития речи 2. Гуси-гусенята.
Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.
Примечание: Игры 1 и 2 разработаны И.А. Выродовой – научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эти и другие замечательные игры Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».
Игра-инсценировка с потешками для развития речи 3. Котик.
Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.
Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).
Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:
«Котя-котенька-котооооооок!
Котя – серенький хвостооооок!
Приди, котик, ночевааааать,
Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»
Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он!!!! (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»
Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.
Скажите протяжно или пропойте:
«Баю-баюшки-баююююю.
Сидит котик на краююююю.
Моет мордочку своююююю.
(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)
Моет – умывается,
Маму дожидается»
Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».
А где же мама котика? Давай ее позовем: «киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка ( пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «на, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей.Киса кушает ам-ам-ам»
Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?». Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные!!! Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:
— Тук-тук-тук. Кто там?
— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
— А я киска мяу-мяу-мяу.
— Иди, киса, в теремок, иди, иди!
Игра — инсценировка для развития речи 4. Наша кукла.
Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:
«Уходи с дороги, кот.
Наша куколка идет.
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет,
Бух! Упала!»
На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:
«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»
Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.
Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).
Игра с движением для развития речи 5. Попрыгаем.
Вариант 1. Посадите малыша на колени и начните подпрыгивать, проговаривая разные простые слоги, например: да-да-да, ти-та-та, ду-ду-ду, так-так-так, ба-ба-ба, ма-ма-ма, гоп-гоп-гоп, ай-да-ай-да-ай-да, но-но-но, кап-кап-кап, му-му-му» и т.д.
Можно эту игру проводить на большом гимнастическом мяче.
Сначала проговаривайте ритмично один слог, затем сделайте паузу, чтоб малыш мог присоединиться. Повторите еще раз вместе с ним.
Вариант 2. Посадите малыша на колени и протяжно, но ритмично говорите, подпрыгивая в такт (пружиня):
«Коооо-ни, коооо-ни (слог «ко» низким голосом, слог «ни» высоким голосом, на «ко» малыш внизу, на «ни» — подпрыгивание вверх. Также продолжается и дальше).
Хооооо-дят кооооо-ни.
Хоооо-дят кооооо-ни,
Коооо-ни, коооо-ни!»
После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:
«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,
Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.
Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»
Обычно малышу нравится, когда кони быстро «бегут», и он подскакивает на маминых коленях и смеется. Если ребенку игра понравится, и Вы ее будете часто повторять, то через некоторое время малыш начнет проговаривать – тянуть слоги.
Вариант 3. Возьмите малыша за ручки и крепко его держите, пусть он прыгает на полу или на диване. А Вы в это время ритмично приговариваете-подпеваете на любую простую мелодию, какая придет Вам в голову:
«Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!
Уж ты, Саша(имя ребенка), попляшиии!
Твои ножки хорошиииии!»
Игра — потешка для развития речи 6. Блины.
Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:
«Ой-ли-лииииии, ой-ли-лииииии.
Несоленые блиныыыыыыыы!
Надо соооооли купить!
И блиныыыы посолить!
Вот-та-таааааа, вот-та-таааааа!
Вот какая красотаааааа!»
Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:
На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.
На сдедующие две строчки «солит».
На последние две строчки хлопает в ладошки.
Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.
После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.
Игра — забава для развития речи 7. Юла.
Покажите ребенку новую игрушку – юлу. Скажите: «Это юла». Заведите юлу – она начнет кружиться и гудеть. Спросите малыша: «Посмотри как юла прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова надо повторять несколько раз.
А сейчас Анечка заведет юлу (заведите юлу ручкой малыша). Как гудит юла? УУУУУ. А теперь скажи — бух, упала, бух, упала!
Маме на заметку:
- Можно с ребенком поиграть в юлу – покружиться на месте и осторожно присесть после этого.
- После игры убираем юлу на полку (или на другое место, недоступное для ребенка, но видимое им). Обычно дети с радостью играют в юлу, тянутся к ней. В следующий раз, когда ребенок потянется к юле, прося Вас поиграть, спросите: «Дать юлу? Скажи – дай, дай юлу! Дай! На! Вот юла! На!» и повторите игру с игрушкой.
Примечание: Игра 7 разработана Г.В. Груба. Эту игру и много других полезных игр для малышей Вы найдете в книге «Кроха. Играем с малышами»
Игра — сюрприз для развития речи 8. Чудесный мешочек.
Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.
Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».
Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».
Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.
Главное здесь – вести игру весело и очень динамично. И нужно обязательно варьировать задания: у первой игрушки назвать части – ушки, глазки, лапки, хвостик. А вторая игрушка поиграет в прятки: «Где собачка ав-ав (спрячьте от ребенка игрушку так, чтобы видна была только одна ее часть). Поищи. Вот она! Иди, собачка к нам, иди!» А третья игрушка споет малышу песенку. С четвертой он станцует.
Не нужно брать много игрушек для одной игры – вполне достаточно 3-4 игрушек.
Игра-перекличка для самых маленьких 9.
В перекличку очень полезно играть, начиная с 7- 8 месяцев и позже. Посадите малыша на колени лицом к себе. Нужно постараться выбрать такое место, чтобы внимание ребенка сосредоточилось на Вашем лице, и ничего его не отвлекало.
Начните повторять один слог (имеющийся в лепете Вашего малыша). Например: «Га-га-га, га-га-га». Говорить надо четко, внятно, подчеркивая артикуляцию звука губами. Обратитесь к малышу: «Ксюшенька, скажи – га-га-га». Обычно малыш начинает сосредотачивать взгляд на мамином лице и повторять за мамой. Если ребенок повторяет неправильно – «да-да-да» вместо «га-га-га» — то снова повторите правильный вариант: «га-га-га».
- Малыши вскоре понимают, что это за игра и начинают с удовольствием повторять за мамой. Тогда можно вводить новые слоги. Вскоре малыш может сам «предложить» Вам свой слог для повторения. Повторяйте за ним!
- Не будьте слишком назойливы и нетерпеливы. Если малыш не понял, как играть, повторите лучше игру в другой раз. Рано или поздно малыш порадует Вас своей перекличкой.
- Когда Вы научитесь играть с малышом в перекличку слогами, можно вводить в нее целые фразы для договаривания их малышом: «Ай-люли-люлИ. Прилетели гу?…».«Ли», — договаривает малыш.
- Или поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:
Мама: Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.
Малыш: Ко-ко-ко.
Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.
Малыш: Га-га-га.
Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.
Малыш: Му-му-му.
Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.
Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)
Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!
В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.
Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!
О других играх-потешках и речевых играх для самых маленьких Вы сможете узнать в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет»
Полезную и интересную информацию о развитии ребенка в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:
Рассказы для самых маленьких
Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения. Как делать упражнения, чтобы они действительно развивали?
Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие речи, мышления, движений малыша.
Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей.
Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка.
Ребенок не говорит: что делать?
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, переодевания, кормления, игры, укладывания спать и пробуждения.
Колыбельные для малышей: какие колыбельные нужны малышам и как их петь?
Ребенок в 1, 5 года не говорит: ответы на вопросы родителей логопеда — дефектолога
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Источник