Развитие речи у ребенка шпаргалка
Татьяна Спиглазова
Шпаргалка для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Формирование грамматического строя речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст.Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО ГОВОРИТЬ!
Источник
Консультации для родителей
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж – обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с
двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить– постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляяманипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
Источник
Развитие связной речи и речевого общения детей
Советы логопеда
Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.
Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:
• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как
можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.
Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
Укороченная подъязычная уздечка. Как быть?
Часто родители думают, что укороченная подъязычная уздечка влияет на развитие речи ребенка. Это не совсем так. Дефекты уздечки влияют на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь в целом. Словарный запас, грамматические структуры языка, понимание речи – все эти компоненты
речевой деятельности не зависят от этого дефекта. Короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения верхнеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л). В таких случаях рекомендуется подрезание уздечки. Как правило, необходимость в операции определяется стоматологом и чаще проводится у детей пятилетнего возраста. Однако, операция по подрезанию подъязычной уздечки не такая пустяковая, как принято считать. Делать ее стоит после того, как предприняты попытки растянуть ее логопедическими методами при помощи специальных упражнений, массажа и специальных инструментов. Если это не помогает, то тогда уздечку подрезают. Когда уздечка растет почти сразу от кончика языка, то, безусловно, ее следует подрезать. Однако и здесь не следует торопиться, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. А к 1, 5- 2 годам необходимо обратиться на консультацию к логопеду и стоматологу.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание – один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите
ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» – ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.
.
Источник
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж – обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить – постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляя манипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
Смирнова И.В. – учитель – логопед
Источник