Развитие речи у ребенка сам себе логопед

Развитие речи у ребенка сам себе логопед thumbnail

Тест. Умеешь ли ты говорить

  • Источник
  • Автор

Если ребенок не справляется с шипящими-свистящими или со звуком «р» до пяти лет, нужна помощь логопеда. Но ты можешь не дожидаясь этого возраста сама заниматься с ребенком логопедическими играми и упражнениями.

Речь маленьких детей (приблизительно до четырех-пяти лет) всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако большинство детей со временем “научатся” правильно говорить.

Вот что по поводу неразборчивой речи у детей доктор Комаровский: “После 3—3,5 лет визит к грамотному логопеду может оказаться совсем нелишним. При проблемах с речью мы имеем реальные шансы, что эти проблемы решит время, но сплошь и рядом никто не хочет брать на себя ответственность, поэтому дети занимаются с логопедами.”

Ты можешь дома заниматься со своим малышом логопедическими упражениями, чтобы научить его правильно выговаривать все звуки. Главное – подавай все в форме игры.

Некоторым малышам к пяти годам так и не удается одолеть “упрямые” буквы, при чем все неправильности речи принимают характер стойкого дефекта. Это состояние называется дислалией (расстройство речи).

 Прежде всего ты должна исключить механические факторы, которые мешают реенку хорошо выговаривать звуки и приводят ребенка к логопеду.

Это может быть:

  • укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
  • дефекты строения челюстей: неправильный прикус, неправильное строение зубов;
  • неправильное строение неба;
  • толстые губы.

Обратись к детскому стоматологу, чтобы выяснить, нет ли у ребенка одного из перечисленных явлений.

 Также обрати внимание на общение в семье.

 Логопедические проблемы у ребенка могут быть связаны с тем что…

  • в семье с ним привыкли “сюсюкать”;
  • ребенок подражает людям с дефектами речи;
  • двуязычие в семье.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Действия родителей, которые обеспечат ребенку проблемы с речью

 Логопед часто требуется ребенку при недоразвититии фонетического слуха. В этом случае ребенок плох различает разницу между близкими звуками.

 Игры и упражения на развитие фонетического слуха.

Научить ребенка слушать разницу между сходными звуками можно при помощи полезных и занимательных игр.

Для начала нужно проверить какие именно звуки не достаточно хорошо различает малыш. Обрати внимание на: свистящие и шипящие (са-ша, са-за, ча-ща), звонкие и глухие (да-та, па-ба), сонорные (ра-ла, ри-ли), мягкие и твердые (са-ся, ла-ля). Поиграй с ребенком в такую игру. Попроси своего кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит, произнесенный вами слог (например, “ша”). Затем скажи малышу: “Этот маленький слог заблудился в компании других похожих слогов, помоги мне найти его”. Теперь малыш должен среди слогов “ца”, “ча”, “ща” услышать “ша” и при этом выполнить какое-нибудь действие.

Дальше нужно проверить различает ли малыш близкие по звучанию, но разные по смыслу слова: жук-сук, том-дом-ком, мишка-миска, день-тень-лень.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Где берут начало проблемы с речью у ребенка? Советы логопеда, как избежать сложностей

Для того чтобы развить у ребенка слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие:

  1. умение узнавать неречевые звуки. Например, родители знакомят ребенка со звучанием разных предметов (удар мяча о пол, шелест газеты). Затем малыш должен отвернуться и, не видя предмет, сказать, что это звучит;
  2. различать высоту, силу и тембр голоса. Можно поиграть в такую игру, покажи малышу трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького. Затем расскажи ему сказку “Три медведя” (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики то низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей;
  3. различать слова близкие по звуковому составу. Мама раскладывает картинки, названия которых звучат похоже: рак, мак, бак; дом, ком, сом; коза, коса. Затем она называет три-четыре слова, а ребенок отбирает нужные картинки и расставляет их по порядку называния;
  4. умение различать слоги. Тот, кто занимается с малышом, произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребенок должен сказать, какой из них лишний. Затем игра усложняется: на-но-на; ка-ка-га-ка и т. д.
  5. умение различать отдельные звуки. Можно дать крохе картинки поезда, девочки и птички. А затем сказать, как они “говорят”: “Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птички поет и-и-и”. Потом ребенок берет картинки и по звукам ориентируется, какую из них нужно показать;
  6. формирование элементарного звукового анализа. Нужно изготовить для занятия несколько разноцветных кружочков. Дальше называть один два или три гласных (согласных) звука. Например, “а”, “ау”, “ауо”. Малыш откладывает столько кружочков, сколько звуков он услышал.

Развитие артикуляционного аппарата.

Вместе с развитием фонематического восприятия у ребенка, необходимо заниматься и артикуляционной гимнастикой.

Статические подготовительные упражнения.

  1. “Лопаточка”. Для выполнения этого упражнения попросите малыша высунуть язык и положить на нижнюю губу. Следи за тем, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок пробудет в таком положении 10-15 с.
  2. “Чашечка”. Ребенок широко раскрывает рот и широкий язык поднимает кверху. Попроси кроху потянуться язычком к верхним зубам, но не прикасаться к ним. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
  3. “Иголочка”. Малыш открывает рот. Язык нужно высунуть далеко вперед и сделать его узким. Продержаться 10-15 с.
  4. “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка ребенок должен прижать к верхним коренным зубам. А его кончиком упереться в нижние передние зубы. Удерживать такое положение 15 с.
  5. “Трубочка”. Малыш высовывает широкий язык. Боковые края его загибает вверх. Попроси ребенка подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое упражнение повторять по 8-10 раз четко и медленно.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. “Часики”. Малыш высовывает узкий язык. При этом он тянется языком попеременно то к правому уху, то к левому. Проделать 15-20 раз.
  2. “Лошадки”. Это упражнение дети очень любят и выполняют с охотой. Нужно присосать язык к небу и щелкнуть им. Смотри, чтобы малыш тянул подъязычную связку. Сделать 10-15 раз.
  3. “Качели”. Ребенок высовывает узкий язык и тянется им попеременно то к носу, то к подбородку. При этом можешь проговаривать какую-нибудь веселую считалочку. Повторить 10-15 раз.
  4. “Вкусное варенье”. Попроси малыша высунуть язык, облизать верхнюю губу, а затем спрятать его в глубь рта. Делать 15 раз.
  5. “Змейка”. Ребенок широко открывает рот. При этом язык нужно сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Затем язык максимально выдвигать вперед и убирать внутрь. Двигать языком нужно в медленном темпе 15 раз.
  6. “Маляр”. Рот слегка приоткрыт, языком облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
  7. “Катушка”. Ребенок кончиком языка упирается в нижние зубы, боковые края при этом прижаты к верхним коренным. Широкий язык “выкатывается” вперед и убирается в глубь рта. Повторить 15 раз.

Для того чтобы ребенок с удовольствием выполнял все эти упражнения, постарайся превратить тренировку в увлекательную игру.

Придумай сказку о приключениях язычка.

Например, ты можешь начать так: “Жил-был на свете смешной и веселый язычок. Поскольку он все время находился внутри своего домика-ротика, ему было скучно. Однажды язычок решил пойти погулять (дальше применяя нужные упражнения язычок может скакать, как лошадь, дуть в трубу, как паровоз). Так же вы можете пригласить к язычку в гости кота (ребенок покажет, как котик лакает молоко), лягушку (она высовывает язык и ловит комаров)”. Для того чтобы было веселее и разнообразие, дай малышу зеркало, пусть он посмотрит на себя со стороны.

Источник

Учим ребенка говорить насыщаем его словарный запас в домашних условиях.

1. Вспомните слова, которые имеют двойное значение, пусть ребенок ответит, в каких случаях что это слово означает.

Например,

ГОРЛЫШКО:горлышко у бутылки и горлышко у ребенка;

МОЛНИЯ: молния сверкает в небе и молния на куртке;

КОСА: которой можно косить траву и коса – прическа у девочки;

РУЧКА: ручка есть у двери и ручкой можно писать;

ВИЛКА: вилка – столовый прибор и вилка, которую вставляешь в розетку;

ЛУК: лук-овощ на грядке и лук – древнее оружие.

2. Попросите ребенка назвать, что может быть старым (дедушка, ботинок…), мокрым, зеленым… И другие прилагательные.

3. Пусть ребенок ответит на вопрос, что/кто может БЕЖАТЬ? Бежит ручеек, бежит время, бежит ребенок, бежит собака, “бежит впереди паровоза”…

4. Придумайте синонимы, как можно сказать иначе? Бежит ручеек – журчит, течет, струится… И так ко всем словам, которые вы подобрали к слову бежит выше.

5. Учим ребенка грамотно образовывать слова. Представьте, что есть девочка и мальчик. Девочка всегда помогает кому-то, а мальчик делает сам.

Девочка умывает свою сестренку, а мальчик умывает себя сам – значит, УМЫВАЕТСЯ.

Пусть ребенок образует слова сам.КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ:

ОДЕВАЕТ сестренку – одевает себя = одевается.

КУПАЕТ сестренку – купает себя = купается.

ПРИЧЕСЫВАЕТ сестренку – причесывает себя= причесывается.

СМОТРИТ на сестренку – смотрит на себя =смотрится.

6. Теперь обсудите с ребенком, что девочка все делает быстро, а мальчик медленно, тогда как будет правильно звучать?

Девочка уже умылась, а мальчик еще УМЫВАЕТСЯ.

Девочка съела, а мальчик ЕСТ.

Девочка оделась, а мальчик ОДЕВАЕТСЯ.

Девочка прибежала, а мальчик БЕЖИТ.

Девочка встала, а мальчик ВСТАЕТ.

Девочка нарисовала, а мальчик РИСУЕТ.

Девочка прочла, а мальчик ЧИТАЕТ.

Теперь попробуйте говорить ребенку наоборот то, что делает еще мальчик, а что уже сделала девочка, пусть он ответит сам?

Мальчик раздевается, а девочка уже РАЗДЕЛАСЬ.

Мальчик засыпает, а девочка уже СПИТ…

Ребенку будет интереснее, если вы заранее возьмете 2 его любимые плюшевые игрушки и будете показывать все это на них: зайка уже поел, а мишка еще ЕСТ… и т.п.

7. Попросите ребенка объяснить своими словами, ЧТО ЭТО ТАКОЕ и ГДЕ ОНО МОЖЕТ БЫТЬ:

пианино (это музыкальный инструмент, много пианино можно встретить в музыкальной школе, а вот на футбольном поле пианино нет);

кенгуру(это животное, в Австралии много кенгуру, а вот в России кенгуру нет);

пальто;

пони;

такси;

попугай;

кофе;

кубики…

8. Прочитайте вместе с ребенком рассказ. Вы читаете основной текст, а ребенок вставляет недостающие слова вместо рисунков.

9. Подберите вместе с ребенком слова-противоположности.

Сначала существительные и прилагательные: день – ночь, жара – холод, большой – маленький, толстый – узкий, белый – черный, старый – новый, сухой – мокрый, веселый – грустный, умный – глупый, тяжелый – легкий… Вы называете первое слово – ребенок говорит противоположное слово.

А потом глаголы: девочка плачет – мальчик смеется, одевается – раздевается, поднимается – спускается, отдыхает – работает, идет – стоит.

10. Прочтите ребенку стихотворение, а потом пусть ребенок придумает название для этого стихотворение и ответит вам на вопросы. Про кого этот рассказ (ежика)? Что взял с собой ежик (узелок)? Зачем ежик прилег (отдохнуть)? Почему он захотел отдохнуть (устал)? Что потерял ежик (узелок)? Куда пропал узелок (поднялся вверх потому что лежал на грибе, а гриб во время дождя вырос)?

Упражнения и речь взрослого способны развивать, тренируйтесь вместе с детьми.

Благодарю за лайки и комментарии. Задавайте вопросы.

Подписывайтесь на мой канал.

Чек-листы и развивашки для детей бесплатно здесь

Как развить связную речь у ребенка здесь

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник