Развитие речи у ребенка с задержкой речи
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
В последние годы появилось много не говорящих детей. И много детей с нарушениями развития языка и речи – дисфазиями развития.
Речь – это сложная функциональная система. В ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, кожный. Эта система имеет центральные звенья в коре головного мозга. Включает периферические отделы: дыхательные пути, гортань, ротовая и носовая полость, мышцы речевого аппарата. А также проводящие пути – нервные волокна и подкорковые образования в головном мозге.
Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи. Каждый из отделов вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом. Существует распределение различных функциональных звеньев речи по зонам головного мозга. Лобные доли отвечают за планирование речи. Область переднецентральной извилины отвечает за анализ и синтез речевых движений для каждого звука. Область за центральной извилиной – анализ и синтез последовательности речевых движений, переключаемость движений. Центр Брока – моторный центр речи. Задняя треть верхней лобной извилины – произвольные движения. Центр Вернике – слуховой центр речи. Нижняя теменная извилина – мышечно-суставное чувство, объем движений речедвигательного аппарата. Правое полушарие – эмоциональная окраска речи, темп, ритм. Особенности нарушений речи зависят от того, какие именно звенья пострадали.
Язык – продукт деятельности всего мозга. Для того, чтобы запустить речь необходимо заставить работать весь мозг. Для этого необходима работа многих специалистов. Логопедов, дефектологов, нейропсихологов, неврологов, детских психологов, эрготерапевтов и др.
Первый специалист, к которому обращаются при задержках речевого развития – детский невролог. Специалист оценивает общий психоневрологический профиль развития ребенка, соответствует ли он возрасту. Имеем ли мы дело только с нарушением речевого развития или оно сочетается с задержкой психического развития. Также врач исключает ряд неврологических заболеваний, которые могут сопровождаться нарушениями речевого развития. Необходимо исключить хромосомные, наследственные заболевания, метаболические нарушения, дегенеративные процессы и опухоли нервной системы. Проводится дифференциальный диагноз с нарушениями речи при аутизме, селективном мутизме. Необходимо обращать внимание на переработку слуховой информации, гемисиндромы, диспраксию, особенно на орально-лицевую диспраксию. В некоторых случаях необходимо исключать эпилепсию.
Врач решает, какие обследования необходимо провести для диагностики, выяснения причин задержки развития речи.
Детский невролог назначает медикаментозную терапию, направленную на укрепление, восстановление, питание, поддержку, стимуляцию нервной системы, в частности речевого центра. Важна длительность терапии, повторность курсов, рабочие дозы препаратов, отсутствие побочных эффектов. При назначении препаратов учитывается тип нервной системы ребенка, сопутствующие неврологические синдромы. В процессе наблюдения оценивается эффективность медикаментозной терапии. Для оценки успешности проводимой терапии родителям рекомендуется вести дневник наблюдений за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений будут обсуждаться с врачом во время повторных визитов.
Второе условие запуска речевого развития – это регулярные систематичные длительные занятия с логопедом. Это, своего рода, тренинг речевой системы, запуск работы нарушенных звеньев. Логопедическая помощь строится с учетом онтогенетических законов развития речи. В онтогенезе развитие речи происходит по схеме – гуление, лепет, слова, простая фраза, связанная речь. Для начала, необходимо оценить на каком этапе находится речевое развитие ребенка. Кроме того, занятия носят индивидуальный характер в зависимости от возраста ребенка, от ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений.
В ряде случаев необходимы регулярные занятия с дефектологом, нейропсихологом, детским и/или семейным психологом. Полезны занятия с нейропсихологом по специальным методикам для запуска работы всего мозга, включая речь.
Детям, у которых задержка речевого развития сочетается с диспраксией, сенсорной дезинтеграцией – полезны занятия с эрготерапевтом (сенсорная интеграция). Занятия дома не могут заменить направленной работы со специалистами.
Важным фактором развития речи у ребенка является достаточное и качественное речевое общение в семье. Взрослые являются примером речевого общения. В связи с этим родителям стоит обратить внимание на свою речь и стиль общения, при необходимости перестроить его.
Общение с ребенком, подкрепленное положительными эмоциями, оказывает выраженный мотивирующий эффект. Полезно совместно играть с ребенком, петь песенки, читать стишки и потешки, где повторяющиеся звуки.
Создание речевой среды имеет важное значение. Дети, у которых есть возможность общения со сверстниками, как правило, быстрее начинают говорить. Пример, это дети, посещающие детский сад или группы развития.
Также способствуют развитию речи общее физическое развитие ребенка (спорт) и всестороннее творческое развитие (рисование, лепка, пазлы, конструировани, поделки и прочее).
Правильное питание и режим бодрствования и сна, труда и отдыха также имеют огромное значение для упорядоченной работы мозга.
Следует исключить из жизни ребенка факторы, которые тормозят речевое и психическое развитие. Исключить бесконтрольный просмотр мультфильмов, планшетов, телефонов. Мелькающие цветные картинки на экране негативно влияют на развитие мозга детей, это доказанный факт.
Также необходимо исключить психотравмирующие факторы: семейные ссоры и конфликты, повышенную тревожность и беспокойство родителей. Эффективно убирают тревожность и страхи у детей занятия арттерапией, игротерапией. Необходимо убрать факторы гиперопеки или гипоопеки, непоследовательного стиля воспитания. Страхи и негативные ожидания, негативные установки по отношению к детям также необходимо убрать родителям. Для этого в помощь могут быть психологи, арттерапевты, духовные практики.
Не забывайте и о том факте, что в семейной системе все взаимосвязаны энергетически, поэтому если родители не забывают о своем развитии, то и ребенок тоже будет лучше развиваться. Основным топливом для развития мозга и речи ребенка является энергия безусловной любви и принятия. Это первая и самая важная защита здоровья ребенка. Поэтому родителям желательно понять свою
ответственность и развивать любовь к себе, к своим детям, ко всем людям. Любовь развивает мозг ребенка!
Внимательный читатель, конечно, заметил, что очень много факторов влияет на развитие ребенка и его речи. Все эти непростые вопросы мы с родителями рассматриваем и решаем на моей авторской программе « Запуск умственного развития ребенка». Вместе строим маршрут запуска речи и восстановления и поддержки нервной системы ребенка, решаем психологические задачи, которые встают перед родителями. Подбираем специалистов для работы.
Несомненно, постоянный контакт со специалистами, проведение консультаций в динамике, медикаментозное леение, систематические логопедические, нейропсихоогические, дефектологические занятия – важное условие успешности осуществляемого лечения.
Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Владимировна Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы, с удовольствием отвечу Вам на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
WhatsApp 8(962)362-02-26 Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6x5A
Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057 Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova
Источник
«Не волнуйтесь, мамочка, ведь мальчики обычно позднее девочек начинают разговаривать».
«Ну что вы, ничего не нужно с этим делать, сама заговорит, через годик-другой».
«Нет повода расстраиваться – у вас просто «молчун» растет».
«Да просто глицин подавайте, и все».
«Ждите, речь сама прорвется».
Эти и многие другие «успокаивающие» фразы, наверное, не раз слышали родители детей, которым был поставлен диагноз ЗРР. Но в этих словах больше вреда, чем пользы, так как они дают ложную надежду, что «все пройдет само».
«Само» ничего не бывает.
От специалистов, которые руководствуются таким халатным, попустительским подходом к коррекции нарушений речи (не уверена, что «это», вообще, допустимо называть коррекцией), нужно уходить. Иначе вы рискуете потерять время и деньги. И если деньги можно заработать, то время вам никто не вернет. Это драгоценный ресурс, особенно когда дело касается здоровья ребенка.
Итак, первое, что нельзя делать родителям: нельзя недооценивать диагноз ЗРР.
Задержка развития речи у детей при несвоевременном обращении к специалистам или при непрофессиональном подходе к коррекции провоцирует развитие других проблем. Если ничего не предпринимать, то у ребенка вскоре появятся сложности с взаимодействием в коллективе (ведь без развитой речи сложно общаться со сверстниками и взрослыми), проблемы с эмоциональной сферой, с развитием психических процессов, включая мышление и воображение.
Качественная и целенаправленная работа с речевыми патологиями у ребенка требует комплексного решения при содействии специалистов различных областей: врача-невролога, логопеда, педиатра, педагога и психолога.
Каждый из специалистов обеспечивает проработку проблемы с позиции своей профессиональной этики и надлежащих методов с учетом типа ЗРР: афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, алалия, афазия или какой-либо другой вид нарушения речи.
В отсутствие серьезных физиологических патологий речевого аппарата и органических повреждений зон головного мозга, отвечающих за речь (ее развитие), коррекция задержки речевого развития преимущественно сосредотачивается на работе психолога и логопеда.
Такая работа подразумевает как индивидуальные, так и групповые занятия этих специалистов с ребенком. Также психолог и логопед подготовят список заданий для выполнения их ребенком дома, вместе с родителями.
В рамках такой «домашней коррекции» при легких формах ЗРР родителям нельзя позволять ребенку просто показывать пальцем на предметы/объекты (как он привык ранее), которые его интересуют. Несмотря на очевидное удобство такой формы взаимодействия, на сформированные бытовые привычки общения, родителям детей с ЗРР необходимо мотивировать ребенка на проговаривание слов, звукопроизношение их частей (насколько это возможно, конечно).
Допускать тыканье пальчиком вместо произношения звуков/частей слов/целых слов – это второе, что нельзя делать родителям при коррекции проблем с речью у ребенка.
Третье, что нельзя делать – это «сюсюкать», коверкать слова, поощрять неправильное произношение слов.
Например, на произношение малышом в возрасте 2-3 лет «мяа» вместо «мама» или, например, «циоек» вместо «цветочек», родителям необходимо дать негативную оценку действия малыша («Ваня, так нельзя говорить. Это неправильно») и сразу показать ребенку, как правильно произносить эти слова.
В этом возрасте ребенок в рамках коррекции речи должен интенсивно учиться произносить уже отдельные слова и простые фразы.
Конечно же, случаи ЗРР, где причиной нарушения служат сложные патологии речевого аппарата и различные дисфункции работы головного мозга, сюда не относятся.
Такое поведение родителей в ответ на неправильное произношение слов допустимо только при легких видах ЗРР и ЗРР психологической этиологии.
Надеяться на народную медицину, гомеопатию (в качестве единственного варианта решения проблемы), а также на прочие неэффективные, граничащие со знахарством методы – это четвертое, что нельзя делать родителям при ЗРР.
Только наука, профессионализм, работа в системе «ребенок-специалист-семья» могут быть максимально полезны в работе с задержкой развития речи.
И, пятое, что никогда нельзя допускать любящим и заботливым мамам и папам, бабушкам и дедушкам – опускать руки и отчаиваться.
Вера в лучшее, в свои силы, вера в своего ребенка, в его ресурсы, и, конечно же, упорный труд наряду с работой в слаженной команде обязательно принесут результаты.
Вот увидите.
И обязательно услышите.
_________
1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!
Источник