Развитие речи у ребенка с онр с 4 до 5 лет

Юлия Клокова
Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.

Программа по развитию речи для детей 4-5 лет с ОНР.

Пояснительная записка

Всё больше становится детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Поэтому, очень важно готовить ребёнка к такому важному событию в его жизни, как поступление в 1-ый класс. Очень важно, чтобы дети к 7 годам владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой дошкольных учреждений общего типа.

Не всем детям предоставляется возможность обучаться в логопедических группах. Некоторые дети не могут посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья или по каким-то другим причинам.

Данная программа разработана и направлена на работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Теоретической основой программы являются программы разработанные авторами Арбековой Н. Е., Ушаковой О. С., Струниной Е. М., а также система коррекционной работы предложенная Ефименковой Л. Н.

Программа представляет собой разработку коррекционных мер направленных на ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи.

Особое внимание уделяется развитию высших психических функций обучающихся, развитию внимания, памяти, логического мышления. Данная программа поможет развить у дошкольников способность к овладению умениями и навыками учебной деятельности и сформировать коммуникативную готовность к обучению. Которая является необходимым условием всякого организованного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности.

Цель программы – формирование средств языка (связной речи, произношения и различения звуков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей дошкольного возраста с различными речевыми отклонениями. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

развитие правильного произношения;

развитие фонематического слуха;

развитие лексико-грамматической стороны речи;

развитие связной речи;

развитие интонационной стороны речи;

– предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 18 недель Работа проводиться может проводиться в образовательных и разнопрофильных учреждениях.

Форма проведения: групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми и индивидуальные консультации с их родителями. Наполняемость группы –10-12 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты: Расширение словаря, улучшение связной речи детей, вырабатывание навыков словоизменения и словообразования, правильное использование предлогов в речи, формирование навыка рассказа и пересказа в процессе специально организованного коррекционного обучения у дошкольников.

Учебно – тематический план

коррекционно – развивающих занятий по развитию речи

для детей 4-5 лет с ОНР

(18 занятий)

№ Название

общей темы Содержание

логопедического

занятия

1 Зима. Приметы зимы. Природа зимой.

-Активизировать словарь детей по теме «Зима»;

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-Учить детей составлять рассказ «Зима пришла» по сюжетной картине;

-упражнять детей в образовании и согласовании относительных прилагательных;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

-развивать у детей правильную артикуляцию;

2 Зимние забавы.

-Расширять словарный запас детей по темам: «Зима», «Зимние забавы»;

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-учить правильно употреблять предлоги в речи;

-развивать слуховое внимание детей;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

3 Домашние животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о домашних животных и их детёнышах;

-Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

-Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей;

4 Дикие животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о домашних животных и их детёнышах;

-упражнять детей в образовании и согласовании относительных прилагательных;

-Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей;

5 Человек. Семья. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

-формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сёстры; мальчики- девочки, мужчины- женщины);

-учить детей определять возраст каждого члена семьи;

-учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

-учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением в форме ед. числа.

– учить детей пониманию значений многозначных слов;

6 Человек. Строение тела человека. Лицо. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

-учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

-учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением в форме ед. числа.

– учить детей пониманию значений многозначных слов;

7

Знакомство со временем: Времена года. Время суток.

-расширять,уточнять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка в красных баках

-учить правильно употреблять предлоги в речи;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

-развивать слуховое внимание детей;

8 Весна. Приметы весны. Природа весной. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-Учить детей составлять рассказ «Весна пришла» по сюжетной картине;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

-развивать у детей правильную артикуляцию;

9 Идём в гости.Обобщающие понятия: мебель. -Активизировать и расширять словарь по теме;

-учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

-учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей; -развивать слуховое внимание детей;

10 Идём в гости.Обобщающие понятия: посуда, продукты питания. -Активизировать и расширять словарь по теме;

-учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

-учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей;

-развивать слуховое внимание детей;

11 Мой город. Дом и его части.

-Активизировать словарь детей по теме «Город», «Мой дом»;

-учить детей составлять простые предложения по сюжетной картине и объединять их в рассказ по теме;

-артикуляционная гимнастика;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

12 Транспорт. Виды транспорта.

-Активизировать словарь детей по теме «Транспорт»;

-учить составлять рассказы-описания транспортных средств по предметным картинкам и опорному плану;

-развивать логическое мышление, фантазию, произвольное внимание детей;

-развивать артикуляционный аппарат детей;

13 Профессии. -уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Профессии»;

-учить составлять рассказ о профессиях родителей детей;

-учить составлять рассказ по опорной сюжетной картинке (профессии);

-развивать слуховое внимание детей;

-учить правильно использовать в речи предлоги «на, в» со значением местонахождения;

14 Лес. Деревья, цветы и их строение -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Лес. Деревья, цветы и их строение»;

-учить составлять рассказы-описания деревьев и цветов по предметным картинкам и опорному плану;

15 На птичьем дворе. -Активизировать и расширять словарь по теме «Птицы»;

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о птицах и их детёнышах;

–учить составлять рассказ-сравнение о птицах по предметным картинкам и опорному плану;

-артикуляционная гимнастика;

-развивать плавный речевой выдох у детей

Источник

Развития речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении.

Речь ребёнка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Практически все слова он произносит правильно, активно общается со взрослыми и детьми. Интеллектуальное развитие малыша движется вперёд семимильными шагами, его уровень ясно виден в точном изложении мыслей, которыми дети спешат поделиться со своими собеседниками.

Внимательные родители серьёзно относятся к развитию речи своего ребёнка, участвуют в её формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всём на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К.И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Читайте также:  Творчество как средство развития ребенка

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

  • употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
  • звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
  • неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

  • ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
  • кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
  • дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
  • большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
  • он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
  • темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
  • при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

Читайте также:  В фгос дошкольного образования социально коммуникативное и речевое развитие ребенка

  • проблемы в области неврологии;
  • нарушения интеллекта, умственная отсталость;
  • перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
  • проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
  • социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

  • образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),
  • предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);
  • сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу), слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до), из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

  • поиграть с язычком в прятки,
  • сделать его узким и широким,
  • постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Источник