Развитие речи у ребенка с нарушением слуха в семье

 Развитие речи ребенка с недостатками слуха  в семье.      

  Речевые игры.

        Нужно знать и помнить, что  ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого,  следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.

Необходимо добиться того, чтобы  глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей   использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить  ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

        Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

        Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.

        В игре у  ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.  

        Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

С ребенком полезно проводить такие игры:

  • «Где звонили?» Ребенок указывает место.
  • «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
  • «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)

Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.

Игры для развития речи детей.

Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:

· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Соберем куклу на прогулку

Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.

Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.

Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…

Ход игры

Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.

Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».

Лесенка

Цели: учить чтению, развивать внимание.

Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.

Читайте также:  Программа развития ребенка 1 класса vii вида

Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.

Ход игры

Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить  сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.

Кукла едет отдыхать

Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.

Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.

Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта – это одежда….

Ход игры

Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой – продукты и фрукты.

Помогите животным найти свой дом

Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?

Ход игры

У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.

После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».

Источник

(прежде всего развитием функций руки, овладением полза­нием, сидением, вставанием, а к году и ходьбой), формиро­ванием восприятия. Манипулирование предметами создает основу для связи воспринимаемого предмета с его названи­ем. Разнообразные предметы домашнего обихода и действия с ними могут стать объектами внимания ребенка: сбрасыва­ние предметов со стола или выбрасывание игрушек из кро­ватки, игры с коробками, небьющимися предметами посу­ды, игры типа «Ку-ку» и др. Взрослые, вступая в игру с малышом, насыщают ее звукоподражаниями, короткими эмоциональными восклицаниями, координируя произноси­мые звуки с длительностью и интенсивностью движений и действий малыша.

Взрослые направляют внимание на предметы и их на­звания, нужные для обеспечения режимных процессов: по­суды, одежды, еды и др. Многократность действий с пред­метом в сочетании с предъявляемым взрослым его названи­ем способствует тому, что ребенок постепенно начнет ориентироваться на слово, в ответ на него направлять взгляд на предмет. Постепенно взрослый учит искать предмет или игрушку, сначала постоянно располагающуюся на одном месте, а через некоторое время прослеживать за ее переме­щением на другое место, сначала вместе со взрослым, а за­тем с помощью или самостоятельно находить ее по слову-названию. Эта работа может быть включена в режимные процедуры, проводиться в период бодрствования малыша, а также выноситься и на занятия, которые можно организо­вывать несколько раз в день. Их длительность — от 3—5 мин. в первом полугодии до 8-10 мин. во втором. Эти занятия носят комлексный характер: взрослый учит малыша мани­пулировать с игрушками, развивая его восприятие, внима­ние, мышление, соединять название с предметом. Разнооб­разие действий с ними обусловливает постепенное понима­ние коротких фраз побудительного характера: Дай ав-ав, дай мяу… Обыгрывание игрушек взрослым, многократное сопровождение игровых действий постепенно подводят ма­лыша к пониманию фраз-сообщений («ляля ам-ам, мишка бах» и т. п.), которые включают лепетные, усеченные, в некоторых случаях и полные слова. Запоминанию назва-

Читайте также:  Возрастное развитие ребенка в младенчестве

Раздел II_________________________________________________

ний игрушек и предметов способствует систематическая ра­бота по развитию речевого слуха, в ходе которой ребенок учится реагировать на звучания слов, поворачивая голову или протягивая руки к названному предмету, а затем и диф­ференцировать названия двух игрушек на слух. Обучение пониманию слов и фраз малышом со сниженным слухом — длительный процесс, требующий от родителей настойчивой систематической работы и терпения.

В процессе общения с малышом мать поддерживает и стимулирует голосовые реакции малыша. Для этого она сопровождает свои действия эмоциональной речью, допол­няя ее выразительной мимикой лица, естественными же­стами, подхватывая звуки и лепет ребенка, побуждая ре­бенка к их повторению. Видя и слыша выразительный го­лос матери, реагируя на ее эмоциональные действия, ребенок по подражанию пытается повторить отдельные звуки или слогосочетания. Этому способствуют двигательные ритми­ческие действия, сочетаемые с произнесением звуков и сло­гов, чтением взрослым коротких рифмизованных стихов и потешек, подкрепляемым игровыми действиями. Первый год жизни, как подчеркивается в исследованиях устной речи неслышащих детей (Ф.Ф. Pay, T.B. Пелымская), имеет осо­бое значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи детей с нарушенным слухом, при более по­зднем начале специальной педагогической работы с малы­шом именно эта сторона устной речи вызывает затрудне­ния.

Таким образом, педагогическая работа с детьми младен­ческого возраста с нарушенным слухом в семье направлена на формирование голосовых реакций и лепета, внимание ребенка к обращенной речи, обучение ситуативному пони­манию слов и простых фраз, активизацию собственной речи в виде звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Рабо­та по речевому развитию теснейшим образом связана с раз­личными направлениями общеразвивающей и коррекцион-ной работы.

Формы организации педагогической работы с детьми раннего возраста могут носить более вариативный харак­тер: целесообразно работу в семье сочетать с посещением

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

занятий в сурдокабинете или центре, группе кратковремен­ного пребывания. Однако основная работа по воспитанию и обучению ребенка осуществляется родителями. В настоя­щее время в большинстве случаев начало педагогической работы с плохо слышащими детьми приходится на второй или третий год жизни. Этот период жизни ребенка особо сензитивен к усвоению языка и формированию различных функций речи, прежде всего коммуникативной. Это поло­жение относится к детям с нормальным и нарушенным слу­хом. Однако по отношению к детям с недостатками слуха достижения этого периода могут быть обеспечены только в результате специальной работы, направленной на всесторон­нее развитие ребенка.

Как уже подчеркивалось, работа по развитию речи ре­бенка в семье сочетается с физическим и моторным разви­тием, сенсорным воспитанием, развитием предметной дея­тельности и игры, ознакомлением с окружающим миром, развитием изобразительной деятельности, музыкальным воспитанием. В каждом из названных направлений работы наряду с задачами, присущими данному виду деятельности, решаются и задачи речевого развития. Работа по развитию речи является частью комплексной системы, объединяющей речевое развитие с развитием слухового восприятия, обуче­нием произношению.

Основными задачами работы по развитию речи детей раннего возраста в семье являются следу­ющие:

— развитие потребности в общении с окружающими с ис­
пользованием устной речи;

— накопление словаря, уточнение значений слов и выска­
зываний в разных бытовых ситуациях, в связи с разны­
ми видами детской деятельности, ознакомлением с ок­
ружающим миром;

— развитие связной речи, прежде всего разговорно-обиход­
ной, и ее активизация в различных условиях практи­
ческой деятельности;

— формирование предпосылок и начало обучения письмен­
ной форме речи в виде глобального чтения.

Раздел II

Разумеется, объем и темпы развития речи ребенка в зна­чительной степени будут зависеть от сроков начала педа­гогической работы. Если родители стали заниматься с ре­бенком на первом году его жизни, на втором-третьем годах темпы речевого развития будут значительно выше. Если на­чало занятий пришлось на второй или, что значительно хуже, на третий год жизни ребенка, то первоначально необ­ходимо и в обучении детей этого возраста сформировать те предпосылки речевого развития, о которых говорилось рань­ше применительно к детям младенческого возраста. Роди­телям, начинающим работу с детьми с нарушениями слуха второго-третьего года жизни, необходимо помнить, что в ре­чевом развитии их ребенка должны быть обеспечены общие для всех детей предпосылки возникновения речи, которые формируются на первом году жизни. Поэтому стремление «перепрыгнуть» через генетически обусловленные стадии и этапы формирования речи может не принести ожидаемо­го эффекта. Первоначально работа с ребенком второго года жизни также направлена на активизацию голосовых реак­ций малыша, появление лепета и стимулирование его раз­нообразия. Конечно, это в значительной степени будет зави­сеть не только от действий родителей, но и от уровня психо­физического развития ребенка, состояния его слуха.

Читайте также:  Как развивается ребенок развитие ребенка

Как на первом году, так и в последующие годы важнейши­ми условиями развития языковой способности являются мо­торное развитие ребенка, развитие различных видов ощуще­ний и восприятия свойств и качеств окружающих предметов, формирование предметной деятельности. Родителям необхо­димо помнить о смене формы общения ребенка раннего воз­раста со взрослым, в основе которого лежат действия с пред­метами и усвоение способов действий с ними.

На втором году жизни значительно расширяется круг предметов и явлений, которые привлекают внимание ре­бенка, что связано с овладением ходьбой, развитием пред­метных действий. Разнообразие действий с предметами, связанное с обогащением его сенсорного опыта, предпола­гает развитие различных ощущений: трогание и ощупыва­ние мягких, твердых, пушистых, скользких, мокрых, хо­лодных, теплых предметов и игрушек. Для развития ося-

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

зания полезно формировать вкусовые ощущения, предла­гая попробовать пищу или овощи сладкие, кислые, горь­кие и др. Также важно развитие обоняния в процессе ню-хания разных по запаху шампуней, мыла, цветов и др. Для детей с нарушенным слухом очень важно развитие вибра­ционной чувствительности, поэтому в игры целесообразно включать действия, связанные с прикосновением к вибри­рующим предметам: звучащим музыкальным инструмен­там, коробочкам с насыпанными в них мелкими предмета­ми и т. д. Расширение способов познания окружающего стимулирует речевую активность малыша, попытки соб­ственного говорения.

Внимание ребенка необходимо привлекать к говорящим игрушкам (игрушки типа бибабо), которые могут сопровож­дать слова взрослого и побуждать ребенка к подражанию. Дети раннего возраста, будучи на руках у взрослого, очень любят трогать лицо, прикасаясь к движущимся частям лица не только руками, но и щечками, носом. Поддержание та­кого ознакомления с органами артикуляции очень полезно для малышей.

Формирование речи детей с нарушенным слухом раннего возраста прежде всего тесно связано с организацией его жиз­ни в многократно повторяющихся процедурах кормления, одевания, ухода за телом и др. Для лучшего понимания зна­чений и фраз и их запоминания специалисты советуют ис­пользовать одни и те же слова и фразы в повторяющихся бы­товых ситуациях. Это должны быть фразы различной комму­никативной направленности: вопросы, побуждения, сообщения, отрицания. Общение с ребенком в этих ситуаци­ях ни в коем случае не должно сводиться к отдельным сло­вам — названиям предметов. Предъявление необходимых для общения с ребенком в быту фраз сочетается со взглядом на необходимые предметы, указаниями на них, при необхо­димости подкрепляется мимическими реакциями взрослого. Постепенно, по мере развития ребенка и расширения слова­ря в речевое общение включаются новые слова и фразы. Од­нако это должно происходить при условии усвоения тех, ко­торые многократно предъявлялись раньше. Например, если ребенок научился правильно реагировать на вопрос «Где коф-

Раздел

та?» в ситуации сборов на прогулку, глядя на предмет, про­тягивая руку, взрослый может использовать новое слово «шапка», многократно обыгрывая его при надевании на ма­лыша, другого ребенка, куклу, включив в простые конструк­ции «Это шапка. Надень шапку». Обыгрывание предметов в новых ситуациях позволяет включать мотивированное повто­рение слов, естественную стимуляцию попыток малыша на­зывать слово в лепетной или усеченной форме.

В бытовых и игровых ситуациях взрослый называет сло­во или фразу несколько раз, что необходимо, чтобы у ребен­ка формировался звуковой и зрительный образ слова. Пер­воначально предмет называют так, чтобы ребенок видел его и соотносил название с движениями губ, потом оно предъяв­ляется на слух, чтобы у ребенка формировался слуховой образ названия предмета, затем еще раз, чтобы ребенок вос­принимал слово с опорой и на зрение, и на слух , т. е. чтобы он учился воспринимать его слухо-зрительно. Это правило должно относиться и к предъявлению слов в быту и играх, на занятиях, на улице.

Так же и в работе с младенцами взрослые повторяют сло­ва и фразы и за себя, и за ребенка, и за игрушку, естествен­ным образом стимулируя его подражание, формы которого могут быть различны: вместе со взрослым, за взрослым, по­пытки самостоятельного называния в виде артикулирова­ния, звукосочетаний, звукоподражаний, лепетных и усечен­ных слов. Все попытки говорения малыша активно поддер­живаются всеми взрослыми, окружающими ребенка. Подражание речи тесно связано с обучением малыша под­ражанию предметным, игровым действиям, в процессе ко­торого действия взрослого и ребенка могут чередоваться или выполняться вместе.

По мере расширения жизненного опыта ребенка на вто­ром и третьем году жизни его привлекает все большее коли­чество предметов и явлений не только дома, но и на улице, на детской площадке. Его внимание привлекают животные, пти­цы, явления природы, транспорт, дети и взрослые и многое другое. Взрослый использует интерес ребенка к познанию окружающего мира и организует наблюдения за кошкой, со­бакой, птичкой, вводя слова — их названия и обозначение

Рекомендуемые страницы:

Источник