Развитие речи у ребенка с нарушением слуха в семье
Развитие речи ребенка с недостатками слуха в семье.
Речевые игры.
Нужно знать и помнить, что ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого, следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.
Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
С ребенком полезно проводить такие игры:
- «Где звонили?» Ребенок указывает место.
- «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
- «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)
Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.
Игры для развития речи детей.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…
Ход игры
Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игры
Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта – это одежда….
Ход игры
Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой – продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?
Ход игры
У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Источник
(прежде всего развитием функций руки, овладением ползанием, сидением, вставанием, а к году и ходьбой), формированием восприятия. Манипулирование предметами создает основу для связи воспринимаемого предмета с его названием. Разнообразные предметы домашнего обихода и действия с ними могут стать объектами внимания ребенка: сбрасывание предметов со стола или выбрасывание игрушек из кроватки, игры с коробками, небьющимися предметами посуды, игры типа «Ку-ку» и др. Взрослые, вступая в игру с малышом, насыщают ее звукоподражаниями, короткими эмоциональными восклицаниями, координируя произносимые звуки с длительностью и интенсивностью движений и действий малыша.
Взрослые направляют внимание на предметы и их названия, нужные для обеспечения режимных процессов: посуды, одежды, еды и др. Многократность действий с предметом в сочетании с предъявляемым взрослым его названием способствует тому, что ребенок постепенно начнет ориентироваться на слово, в ответ на него направлять взгляд на предмет. Постепенно взрослый учит искать предмет или игрушку, сначала постоянно располагающуюся на одном месте, а через некоторое время прослеживать за ее перемещением на другое место, сначала вместе со взрослым, а затем с помощью или самостоятельно находить ее по слову-названию. Эта работа может быть включена в режимные процедуры, проводиться в период бодрствования малыша, а также выноситься и на занятия, которые можно организовывать несколько раз в день. Их длительность — от 3—5 мин. в первом полугодии до 8-10 мин. во втором. Эти занятия носят комлексный характер: взрослый учит малыша манипулировать с игрушками, развивая его восприятие, внимание, мышление, соединять название с предметом. Разнообразие действий с ними обусловливает постепенное понимание коротких фраз побудительного характера: Дай ав-ав, дай мяу… Обыгрывание игрушек взрослым, многократное сопровождение игровых действий постепенно подводят малыша к пониманию фраз-сообщений («ляля ам-ам, мишка бах» и т. п.), которые включают лепетные, усеченные, в некоторых случаях и полные слова. Запоминанию назва-
Раздел II_________________________________________________
ний игрушек и предметов способствует систематическая работа по развитию речевого слуха, в ходе которой ребенок учится реагировать на звучания слов, поворачивая голову или протягивая руки к названному предмету, а затем и дифференцировать названия двух игрушек на слух. Обучение пониманию слов и фраз малышом со сниженным слухом — длительный процесс, требующий от родителей настойчивой систематической работы и терпения.
В процессе общения с малышом мать поддерживает и стимулирует голосовые реакции малыша. Для этого она сопровождает свои действия эмоциональной речью, дополняя ее выразительной мимикой лица, естественными жестами, подхватывая звуки и лепет ребенка, побуждая ребенка к их повторению. Видя и слыша выразительный голос матери, реагируя на ее эмоциональные действия, ребенок по подражанию пытается повторить отдельные звуки или слогосочетания. Этому способствуют двигательные ритмические действия, сочетаемые с произнесением звуков и слогов, чтением взрослым коротких рифмизованных стихов и потешек, подкрепляемым игровыми действиями. Первый год жизни, как подчеркивается в исследованиях устной речи неслышащих детей (Ф.Ф. Pay, T.B. Пелымская), имеет особое значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи детей с нарушенным слухом, при более позднем начале специальной педагогической работы с малышом именно эта сторона устной речи вызывает затруднения.
Таким образом, педагогическая работа с детьми младенческого возраста с нарушенным слухом в семье направлена на формирование голосовых реакций и лепета, внимание ребенка к обращенной речи, обучение ситуативному пониманию слов и простых фраз, активизацию собственной речи в виде звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Работа по речевому развитию теснейшим образом связана с различными направлениями общеразвивающей и коррекцион-ной работы.
Формы организации педагогической работы с детьми раннего возраста могут носить более вариативный характер: целесообразно работу в семье сочетать с посещением
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
занятий в сурдокабинете или центре, группе кратковременного пребывания. Однако основная работа по воспитанию и обучению ребенка осуществляется родителями. В настоящее время в большинстве случаев начало педагогической работы с плохо слышащими детьми приходится на второй или третий год жизни. Этот период жизни ребенка особо сензитивен к усвоению языка и формированию различных функций речи, прежде всего коммуникативной. Это положение относится к детям с нормальным и нарушенным слухом. Однако по отношению к детям с недостатками слуха достижения этого периода могут быть обеспечены только в результате специальной работы, направленной на всестороннее развитие ребенка.
Как уже подчеркивалось, работа по развитию речи ребенка в семье сочетается с физическим и моторным развитием, сенсорным воспитанием, развитием предметной деятельности и игры, ознакомлением с окружающим миром, развитием изобразительной деятельности, музыкальным воспитанием. В каждом из названных направлений работы наряду с задачами, присущими данному виду деятельности, решаются и задачи речевого развития. Работа по развитию речи является частью комплексной системы, объединяющей речевое развитие с развитием слухового восприятия, обучением произношению.
Основными задачами работы по развитию речи детей раннего возраста в семье являются следующие:
— развитие потребности в общении с окружающими с ис
пользованием устной речи;
— накопление словаря, уточнение значений слов и выска
зываний в разных бытовых ситуациях, в связи с разны
ми видами детской деятельности, ознакомлением с ок
ружающим миром;
— развитие связной речи, прежде всего разговорно-обиход
ной, и ее активизация в различных условиях практи
ческой деятельности;
— формирование предпосылок и начало обучения письмен
ной форме речи в виде глобального чтения.
Раздел II
Разумеется, объем и темпы развития речи ребенка в значительной степени будут зависеть от сроков начала педагогической работы. Если родители стали заниматься с ребенком на первом году его жизни, на втором-третьем годах темпы речевого развития будут значительно выше. Если начало занятий пришлось на второй или, что значительно хуже, на третий год жизни ребенка, то первоначально необходимо и в обучении детей этого возраста сформировать те предпосылки речевого развития, о которых говорилось раньше применительно к детям младенческого возраста. Родителям, начинающим работу с детьми с нарушениями слуха второго-третьего года жизни, необходимо помнить, что в речевом развитии их ребенка должны быть обеспечены общие для всех детей предпосылки возникновения речи, которые формируются на первом году жизни. Поэтому стремление «перепрыгнуть» через генетически обусловленные стадии и этапы формирования речи может не принести ожидаемого эффекта. Первоначально работа с ребенком второго года жизни также направлена на активизацию голосовых реакций малыша, появление лепета и стимулирование его разнообразия. Конечно, это в значительной степени будет зависеть не только от действий родителей, но и от уровня психофизического развития ребенка, состояния его слуха.
Как на первом году, так и в последующие годы важнейшими условиями развития языковой способности являются моторное развитие ребенка, развитие различных видов ощущений и восприятия свойств и качеств окружающих предметов, формирование предметной деятельности. Родителям необходимо помнить о смене формы общения ребенка раннего возраста со взрослым, в основе которого лежат действия с предметами и усвоение способов действий с ними.
На втором году жизни значительно расширяется круг предметов и явлений, которые привлекают внимание ребенка, что связано с овладением ходьбой, развитием предметных действий. Разнообразие действий с предметами, связанное с обогащением его сенсорного опыта, предполагает развитие различных ощущений: трогание и ощупывание мягких, твердых, пушистых, скользких, мокрых, холодных, теплых предметов и игрушек. Для развития ося-
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
зания полезно формировать вкусовые ощущения, предлагая попробовать пищу или овощи сладкие, кислые, горькие и др. Также важно развитие обоняния в процессе ню-хания разных по запаху шампуней, мыла, цветов и др. Для детей с нарушенным слухом очень важно развитие вибрационной чувствительности, поэтому в игры целесообразно включать действия, связанные с прикосновением к вибрирующим предметам: звучащим музыкальным инструментам, коробочкам с насыпанными в них мелкими предметами и т. д. Расширение способов познания окружающего стимулирует речевую активность малыша, попытки собственного говорения.
Внимание ребенка необходимо привлекать к говорящим игрушкам (игрушки типа бибабо), которые могут сопровождать слова взрослого и побуждать ребенка к подражанию. Дети раннего возраста, будучи на руках у взрослого, очень любят трогать лицо, прикасаясь к движущимся частям лица не только руками, но и щечками, носом. Поддержание такого ознакомления с органами артикуляции очень полезно для малышей.
Формирование речи детей с нарушенным слухом раннего возраста прежде всего тесно связано с организацией его жизни в многократно повторяющихся процедурах кормления, одевания, ухода за телом и др. Для лучшего понимания значений и фраз и их запоминания специалисты советуют использовать одни и те же слова и фразы в повторяющихся бытовых ситуациях. Это должны быть фразы различной коммуникативной направленности: вопросы, побуждения, сообщения, отрицания. Общение с ребенком в этих ситуациях ни в коем случае не должно сводиться к отдельным словам — названиям предметов. Предъявление необходимых для общения с ребенком в быту фраз сочетается со взглядом на необходимые предметы, указаниями на них, при необходимости подкрепляется мимическими реакциями взрослого. Постепенно, по мере развития ребенка и расширения словаря в речевое общение включаются новые слова и фразы. Однако это должно происходить при условии усвоения тех, которые многократно предъявлялись раньше. Например, если ребенок научился правильно реагировать на вопрос «Где коф-
Раздел
та?» в ситуации сборов на прогулку, глядя на предмет, протягивая руку, взрослый может использовать новое слово «шапка», многократно обыгрывая его при надевании на малыша, другого ребенка, куклу, включив в простые конструкции «Это шапка. Надень шапку». Обыгрывание предметов в новых ситуациях позволяет включать мотивированное повторение слов, естественную стимуляцию попыток малыша называть слово в лепетной или усеченной форме.
В бытовых и игровых ситуациях взрослый называет слово или фразу несколько раз, что необходимо, чтобы у ребенка формировался звуковой и зрительный образ слова. Первоначально предмет называют так, чтобы ребенок видел его и соотносил название с движениями губ, потом оно предъявляется на слух, чтобы у ребенка формировался слуховой образ названия предмета, затем еще раз, чтобы ребенок воспринимал слово с опорой и на зрение, и на слух , т. е. чтобы он учился воспринимать его слухо-зрительно. Это правило должно относиться и к предъявлению слов в быту и играх, на занятиях, на улице.
Так же и в работе с младенцами взрослые повторяют слова и фразы и за себя, и за ребенка, и за игрушку, естественным образом стимулируя его подражание, формы которого могут быть различны: вместе со взрослым, за взрослым, попытки самостоятельного называния в виде артикулирования, звукосочетаний, звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Все попытки говорения малыша активно поддерживаются всеми взрослыми, окружающими ребенка. Подражание речи тесно связано с обучением малыша подражанию предметным, игровым действиям, в процессе которого действия взрослого и ребенка могут чередоваться или выполняться вместе.
По мере расширения жизненного опыта ребенка на втором и третьем году жизни его привлекает все большее количество предметов и явлений не только дома, но и на улице, на детской площадке. Его внимание привлекают животные, птицы, явления природы, транспорт, дети и взрослые и многое другое. Взрослый использует интерес ребенка к познанию окружающего мира и организует наблюдения за кошкой, собакой, птичкой, вводя слова — их названия и обозначение
Рекомендуемые страницы:
Источник