Развитие речи у ребенка после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  • В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  • Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  • Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Читайте также: Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Источник: https://karkusha.su/razvitie-rechi-posle-kohlearnoy-implantatsii/

Источник

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Читайте также: Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Источник

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Каминская Е.И.

“Невозможность видеть отделяет человека от вещей.

Невозможность слышать отделяет человека от людей”

Эммануил Кант

Слух – важнейшее из человеческих чувств. С помощью акустического восприятия поддерживается тесная связь с окружающим миром.

Малыш, родившийся глухим, не слышит человеческих голосов, звучание музыки, звуков природы.  Этому ребёнку сложно адаптироваться в мире.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Система кохлеарной имплантации состоит из двух частей:

  • внутренняя (имплантируемая) часть содержит приёмник и цепочку активных электродов;
  • внешняя часть – речевой процессор, микрофон и радиопередатчик. Надевается на ухо и снимается во время сна или купания, как обычный слуховой аппарат.

Но эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки, воспринимаемые через имплантант, искажены. Дети плохо слышат различия между звуками, а это ухудшает разборчивость речи. Они с трудом узнают голоса людей, медленно обрабатывают речь.

        Требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет и зависит от
возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи специалистов, воспитателей и их родителей. 

        В 2010 году к нам в группу поступили два ребёнка среднего возраста с диагнозом системное недоразвитие речи с тугоухостью, ОНР 1-2., после КИ. До этого времени мы никогда не работали с глухими и слабослышащими детьми. Изучив литературу о специфике работы обучения таких детей, мы руководствуемся в своей работе методическими разработками профессора И.В.Королёвой, немецкого профессора П.Янн, Зонтовой О.В.

        После обследования детей были разработаны индивидуальные  программы развития, где приоритетным направлением является содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей  «Познание» и «Коммуникация».

        Наша цель –  предоставить детям с КИ максимум условий для

индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей.

        Подход к коррекционной работе с самого начала строился индивидуально под руководством учителя-логопеда, так как речевое развитие детей находилось на разном уровне (один ребёнок использовал в речи только слова, другой пользовался предложением из 2-3 слов).

        При проведении работы по коррекции речи соблюдаем следующие принципы:

  • коррекционная направленность обучения и воспитания;
  • принцип дифференцированного обучения;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность;
  • обучение от простого к сложному.

        Также  важно было при работе со слабослышащими детьми соблюдать определённые условия:

  • при разговоре педагог находится со стороны КИ;
  • темп речи слегка замедленный (напевный);
  • чёткая артикуляция;
  • многократное повторение слов и фраз;
  • предварительное привлечение внимания ребёнка к слушанию;
  • подчёркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;
  • выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);
  • интонационно окрашенная речь.

На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

В состав предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр. Играя, дети с КИ получают разнообразные и меняющиеся впечатления. Вследствие этого происходит стимулирование, активизация и развитие аналитической, познавательной и  речевой деятельности.

Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

        НОД должна быть интересна детям и построена таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей с нарушенным слухом эмоционально положительное отношение к игре, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной, речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию.

        Эта среда меняет отношение детей с кохлеарными имплантами к образовательной деятельности: играя, они увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются.

        У детей с КИ  выявляется недостаточность словарного запаса. Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений слов. Развитие словаря (количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов) определяется первичной задачей обучения. Эта задача решается в НОД, совместной деятельности ребёнка и педагога, индивидуальной работе.

С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи в речевом центре организован мини-музей, соответствующий лексической теме. У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то  есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому обогащению словарного запаса детей помогают игры с экспонатами музея.

Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомим детей с  новыми словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

        Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют  мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.

Игры подбираются совместно с учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.

Название игры

Цель игры

«Один – много»

закрепить умение образовывать существительные множественного числа

«Какой предмет лишний», «Назови кто (что) это?»

расширять словарь по теме, умение подбирать обобщающие слова

«Чего не стало?»

развивать внимание и зрительную память, активизировать словарь по теме

«Живые картинки»

закрепить умение согласовывать части речи

«Скажи какой (какая, какие)?»

употребление в речи имён прилагательных

«Шумовые коробочки»

развивать слуховое внимание

«Кто, что делает?»

обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами)

«Добавь слово»

закрепить умение классифицировать

«Посмотри вокруг», «Где сейчас машина»

закрепить умение употреблять предлоги

При прохождении лексических тем «Город», «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Растения леса» в Логосреде оформляем фотовыставки. Фотографии отображают реальный вид предметов и живых существ. Это очень важно для слабослышащих детей. Фотографии прикрепляются для рассматривания и составления рассказов на магнитной доске, которая находится на уровне роста детей.

Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Занимаясь по индивидуальной карточке (зрительная опора), ребёнок проговаривает последовательность действий, и задание выполняется легче, затруднений с каждым разом становится всё меньше. Схемы, мнемотаблицы, картинки с последующим развитием сюжета, сюжетные картины – эти дидактические пособия используем в организованной образовательной деятельности, в совместной и индивидуальной работе по развитию связной речи.

При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе по заданию учителя-логопеда в старшем возрасте используем чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и написанное слово помогает запомнить, как они произносятся.

Глобальное чтение (чтение целыми словами) играет большую роль у слабослышащих детей в развитии языковой системы и речи. Читая слово,  ребёнок с КИ запоминает, как называется предмет.

Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания. С этой целью по каждой речевой теме подобраны пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю коррекционную гимнастику, НОД, физминутки и мини – разминки.  Словесное сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию интонационной выразительности речи, развитию слухового внимания и памяти, восприятию ритма речи.

Очень важно, для дальнейшей безопасности жизни, чтобы ребёнок  с КИ научился узнавать окружающие звуки. Они помогают ориентироваться в пространстве, понимать, что происходит вокруг, и что делают взрослые люди. Для быстрого запоминания следует производить действие, которое этот звук вызывает (например, при включении крана обратить внимание на звук льющейся воды).

Звуки, к которым можно привлекать внимание ребёнка, при посещении ДОУ

.

Звуки группы

На прогулке

Транспорт, звуки природы

Звуки человека

Домофон, телефон, тиканье часов, магнитофон, щелчок включения и выключения света, стук в дверь, звук льющейся воды

Движущаяся машина, тормозящая машина, клаксон машины, сирена машины, самолёт.

Шум ветра, гром, шум дождя, шум листьев.

Шаги, хлопанье в ладоши, смех, плач, кашель, чихание, усиленное дыхание, сопенье, цоканье языком, щёлканье пальцами, звуки при жевании, свист, поцелуй.

        В коррекционной работе по развитию связной речи используем

комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком».

Это комплект методической литературы, необходимой для ребенка с нарушениями слуха, выполненный в мобильном формате, разработанный ведущими сотрудниками ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».

Рабочие тетради по развитию слухового восприятия, фонематического слуха и распознавания устной речи, а также настольно-печатные игры прекрасное развивающее пособие и значительный шаг к развитию слухового восприятия и устной речи у детей с КИ.

        Речевое развитие детей с КИ является многоплановым процессом. В совместной деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой деятельности происходит постоянное общение слабослышащих детей со сверстниками и взрослыми людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь.

        [Приобретаемый опыт повседневного общения детей с КИ со слышащими сверстниками даёт больше шансов для их успешной социализации в мире слышащих.]1

          Реабилитация дошкольников с  КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью можно рассматривать подготовку для обучения в  массовой школе.

Литература:

  1. Т.А.Малахова, С.Р.Абольянина «Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей» (журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2, 1912)
  2. И.В.Королёва, П.Янн «Дети с нарушением слуха»
  3. И.В.Королёва «Кохлеарная имплантация и дети»
  4. Зонтова О.В. «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом»

Источник