Развитие речи у ребенка первый класс
Развитие речи учащихся в 1 классе .
Введение.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Каждому учителю ясно , какое огромное значение имеет в обучении русскому языку развитие речи , обогащение словарного запаса детей.
Начинать эту работу необходимо с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Требования к речи учащихся 1 класса
Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя , ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной , однообразной , а иногда и мало понятной для слушателя. Конечно , семилетний ребёнок приходит в школу с довольно скромным запасом слов , и дело учителя , школы – обогатить , пополнить словарь начинающего школьника , уточнить многие речевые понятия его. Работа со словарём ребёнка – дело первостепенной важности. Перед школой поставлена задача – сделать речь ребёнка правильной как в грамматическом отношении , так и в отношении произношения : нельзя допускать таких выражений : «у маме» , «моя платья» , «шешнадцать» и т.п. С первых шагов учитель приучает ребёнка выражаться точно , ясно , произносить слова с правильным ударением , в меру громким голосом , интонируя повествовательную , вопросительную или восклицательную форму.
Перечень этих требований составляет основу программы по развитию речи в начальной школе и может быть осуществлён последовательно на протяжении всего периода обучения.
Развитая речь ученика – результат общей работы над языком. Каждый урок русского языка учитель обязан использовать в целях развития речи : чтение художественного произведения , беседа по прочитанному , занятия по письму , – всё , кроме прямого назначения , служит учителю также и для развития речи ребёнка.
Учитель должен весьма требовательно относиться и к собственной речи , помня о том , что его слушают дети , для которых речь учителя является образцом.
План работы по развитию речи учащихся
1.Выявление круга представлений и степени развития речи детей , пришедших в школу.
а) запас слов;
б) умение отвечать на вопросы;
в) умение рассказать о своей жизни дома , об играх , труде и т. П.;
г) умение рассказать сказку , прочитать стихотворение ;
д) выявление дефектов речи детей (шепелявость , картавость , сюсюканье).
2. Упражнение в громком , ясном и чётком произношении предложений и слов ( работа над дикцией и правильностью речи ): деление предложений на слова , слов – на слоги , выделение звуков.
3.Заучивание стихотворений со слов учителя.
4.Рассказывание народных сказок : «Репка» , «Колобок» .
5. Словарная работа :
а) уточнение и расширение запаса слов , имеющихся у ребёнка ;
б) классификация предметов: домашняя и классная мебель ; игрушки и учебные вещи; овощи;
в) знакомство с цветом предметов и их формой ;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом дома и в школе , на пришкольном участке и в живом уголке;
д) расширение и уточнение словаря детей на материале стихотворений ,загадок , сказок ;
е) название игр , организуемых учителем при проведении перемен : слова , употребляемые в играх , ориентировка во времени и пространстве.
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте , письму и счёту ( составление задач по картинкам , правильное название чисел до 10).
6. Работа над предложением.
а)упражнение в делении короткого , доступного пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию того , что предложение есть единица связной речи.
б) уменье ответить на вопросы полным предложением ;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям предметов.
Виды и приёмы работ по развитию устной речи в подготовительный период
Развитие речи у детей 1 класса связано со всеми школьными занятиями : чтением , письмом , математикой , окружающим миром , изобразительным искусством.
Дети 7 лет приходят в школу с запасом 3-4 тысячи слов , но речь их по структуре и по правильности заставляет желать очень многого. Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ученика не только на уроке , но и в разговоре с ним вне урока , осторожно исправлять неправильность его речи. Разумеется , учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Постоянной работой учителя должна быть борьба и с вульгаризмами , засоряющими речь ребёнка : «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «етот» (этот) , «кажный» (каждый) и др.
Разговор
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в разговоре. Каждый учитель должен найти время для индивидуального разговора с детьми в классе и для встречи с ним на дому. Это поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Знание бытовых условий ребёнка поможет учителю понять особенности его поведения и речи ( замкнутость , молчаливость , застенчивость , скромность , излишняя развязность , болтливость , хорошее и слабое развитие и т.д.)
Некоторые дети говорят неясно , приглушённо , а иногда предпочитают не отвечать.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и правильных ответов и отчётливого произношения.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова :
а) ответы на вопросы , поставленные учителем;
б) вопросы , предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии , поразившем ребёнка;
г) описание вещи , которую он сделал.
Беседа
Прекрасным средством развития речи учащихся являются беседы на определённую тему , в которые втягивается весь класс. Такие беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать , как учащиеся владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика учащихся
2) морфология и синтаксис
3) логика детей
В подготовительный период основной формой работы с детьми является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения ученика ;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному предмету ;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовиться:
1)продумать план беседы;
2)подобрать материал для её беседы ;
3) тщательно продумать систему вопросов беседы ;
4)продумать и записать формулировку выводов , к которым должны прийти дети.
Рассказывание сказок
Учитель должен помнить , что народная сказка рассказывается ритмично , в медленном темпе. Речь его должна быть образцом для детей – ясная , точная , выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед чтением сказки , или дети усваивают народные выражения в процессе слушания , когда эти выражения читаются с особой интонацией («тянут – потянут» , «большая-пребольшая») , путём протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма. Тогда действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить последовательный ход событий.
Заучивание стихотворений
Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и представить то , что они собираются заучить.
Примерный порядок работы :
1.Подготовительная беседа , подводящая детей к восприятию образов стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем
3.Вопросы по содержанию.
4.Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений и непонятных детям слов.
5.Обобщающие вопросы по содержанию в целом.
6.Устанавливаются тон , темп , ритм чтения.
7.Заключительное чтение (индивидуальное , хоровое , коллективная декламация).
8.Заучивание вслух по частям и в целом.
Звуковые упражнения
Обучение грамоте в школах проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу. Этот метод строится на базе фонетики – науки , изучающей звуки речи и их сочетания в словах. Звуки изучаются не изолировано от слов , а в целом слове , которое выделяется из предложения ; поэтому в подготовительный к обучению период проводятся звуковые упражнения , развивающие фонетический слух и технику речи учащихся. Образование навыков правильного , чёткого и ясного произношения слов зависит от правильной постановки звуковых упражнений , систематически проводимых на всех уроках обучения чтению и письму , начиная с добукварного периода.
Нужно развивать у детей уменье слушать и вслушиваться в такой мере , чтобы в маленьком рассказе учащиеся научились различать отдельные предложения , а в предложении – слова , в которых учились бы выделять слоги и слышать отдельные звуки слова.
Словарная работа
В 1 классе проводится исключительно большая работа над словом. Она начинается с момента прихода детей в школу и продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы в 1 классе следующие :
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка ;
2) обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов ;
3) забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов ; за каждым словом у ребёнка должно быть конкретное представление , точное понятие ;
4) борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
Словарная работа при планомерном проведении её обогащает лексический состав речи учащихся , уточняет значение слова , способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит учащихся к уменью делить предложения на слова и к пониманию того , что наша речь состоит из слов.
Логические упражнения
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления учащихся. Развивая мышление детей , учитель в то же время обогащает речь учащихся новыми словами и оборотами речи , необходимыми для точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
В 1 классе применяется самый простой вид логических упражнений – это классификация слов , обозначающих предметы по признаку принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы , которые дети видят вокруг себя : предметы мебели школьной и домашней ; учебные вещи и игрушки ; овощи.
Развитие речи детей при знакомстве с цветом предметов. Большинство детей 7-8 лет умеет определять только основные цвета , но многие из них плохо различают оттенки различных цветов.
Задача учителя – научить детей различать цвета и правильно называть их при определении цвета предметов. Эту работу удобно проводить при ознакомлении учащихся с формой предметов.
Знания и навыки , полученные детьми в добукварный период.
В результате работы в подготовительный период дети должны получить следующие навыки:
1. В итоге ряда бесед об организации детей на работу учащиеся приобрели элементарные навыки правильного поведения в школе.
2. Под руководством учителя дети уточнили ряд ориентировочных понятий и научились пользоваться ими в процессе работы: слева – справа , вверху – внизу, больше – меньше ит.п.
3. В процессе бесед , рассказов учителя , вопросов и ответов дети приобрели навыки уменья слушать учителя и товарищей и организованно отвечать.
4. Речь детей развивалась и обогащалась новыми словами при заучивании стихотворений.
5. В результате ежедневных систематически проводимых звуковых упражнений дети научились выделять по слуху предложения из связного рассказа , составлять предложения о разных предметах по картинке и натуре.
6. В процессе вышеуказанной работы по развитию речи дети научились произносить слова громко , правильно и отчётливо , сказки и стихотворения рассказывать выразительно.
Источник
Речевое развитие детей на уроках обучения грамоте и литературного чтения
в 1 классе
Приступая к работе, необходимо учитывать специфические возможности речевого развития, как отдельного ученика, так и всех учеников вместе, чтобы при обучении осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.
Работу по речевому развитию детей следует начать в подготовительный период при изучении гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы].
Здесь особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Можно использовать такие игровые упражнения:
1) Доктор смотрит горло.
Девочка баюкает куклу.
На доске запись: А-а-а-а-а.
2) Игра “Паровоз”
На доске запись: У-у-у-у-у.
3) Ребенок плачет.
Уа! Уа! Уа! Уа!
4) Болит зуб.
О! О! О! О!
На последующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетической зарядки увеличивается.
5) Как рычит собака.
Р-р-р-р-р.
6) Как пищит комар.
З-з-з-з-з.
7) Шарик лопнул.
Ш-ш-ш-ш-ш.
8) Как ежик фыркает.
Ф-ф-ф-ф-ф.
Задания по ленте букв:
АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ
- Называем быстро звуки по порядку;
- Произносим звуки нараспев;
- Называем звуки через один;
- Называем звуки, которые смягчают согласные;
- Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
- Пропеть звуки на мотив детской песенки;
- Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
- Прочитать как стихотворение.
Для более эффективной работы предлагается 10 вариантов набора согласных букв.
ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
НБСМНПРЛКФХЦЧШП
БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
ТРГХДКВЧТБЛМНЗК
ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК
- Произнесите согласные звуки отрывисто;
- По восходящей и обратно по нисходящей (громкость);
- Произнести через 1,2,3 буквы;
- Назовите правильно все буквы на ленте;
- Прочитайте прямые слоги с гласной по вашему выбору;
- Прочитайте обратные слоги с гласной по выбору;
- Прочитать в стиле скороговорки;
- Пропойте прямые слоги на мотив любой песни;
- Произнесите только твердые согласные звуки (мягкие, звонкие, глухие, шипящие).
Задания разнообразные, применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например:
- Чтение слогов по лесенке вверх-вниз;
- Чтение слогов в строчке, столбике с интонацией радости, печали, удивления, вопроса и т.д.;
Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.
на – на – на на – на – на на – на – на
но – но – но но – но – но но – но – но
ну – ну – ну ну – ну – ну ну – ну – ну
ны – ны – ны ны – ны – ны ны – ны – ны
ни – ни – ни ни – ни – ни ни – ни – ни
При изучении согласных звуков, трудных при произношении, я подбирается речевой материал, направленный на решение двух основных задач: автоматизация нового звука и его дифференциация от сходных звуков.
При изучении звука [ж] для автоматизации данного звука предлагается такая таблица:
жа – жа аж – аж жда – жда ажа – ажа
жо – жо ож – ож ждо – ждо ожо – ожо
жу – жу уж – уж жду – жду ужу – ужу
жи – жи иж – иж жди – жди ижи – ижи
Для дифференциации звуков [з], [ж] можно использовать следующую таблицу:
за – жа – за зда – жда – зда аза – ажа – аза
зо – жо – зо здо – ждо – здо озо – ожо – озо
зу – жу – зу зду – жду – зду узу – ужу – узу
зы – жи – зы зды – жды – зды ызы – ыжи – ызы
Работа с чистоговорками и скороговорками, развивает речевой аппарат учащихся, чистоту звука, а затем и интонацию. Скороговорки сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не выработано правильное произношение. Интонация отрабатывается с помощью заданий такого вида: “ Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, огорчить, пожалеть кого-либо. Прочитай с вопросом, с восклицанием и т.д.”.
Начать работу следует с более легких скороговорок. Например: “Сани у Сони”, “Пили пила пока остра”. Далее тексты усложняются, например: “У Кондрата куртка коротковата”, “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”, “Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры”. Для многократного повторения можно использовать стихотворения – скороговорки:
Забавной обезьяне
Бросили бананы,
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.
У быка губа тупа,
Тупа губа у быка.
Пять утят, пять опят.
У Вити утята, у Пети опята.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Дудку дал Додону дед,
Дед, которому сто лет.
Особое место в общем, развитии ребенка занимает игра. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: “Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных”. В методической литературе по логопедии выделяют 2 группы игр: подготовительные игры и игры для формирования правильного звукопроизношения. Подготовительные игры делятся в свою очередь на следующие группы:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие речевого слуха;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие физиологического дыхания;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие голоса.
В настоящее время имеется широкий выбор методической и специальной литературы, где предлагаются разнообразные, увлекательные, познавательные задания и игры по развитию общей речевой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задача учителя – разобраться в этом многообразии и взять для своей работы самые необходимые материалы.
Дети любят и хотят играть всегда и везде (на переменах и на уроках), с удовольствием придумывают новые игры, вносят свои поправки в давно известные. Кроме того, игра способствует вовлечению всех детей в творческий процесс, развивает интерес к учебе. Большую помощь в работе оказывают книги В.Волиной “Веселая грамматика” и “Учимся играя”.
Игры для формирования правильного звукопроизношения.
Тишина.
Цель: Автоматизация звука Ш.
Воробушки.
Цель: Автоматизация звука “ч” в звукоподражании.
Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульях (в гнездышке) и спят. На слова учителя:
В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают
Дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик – чик-чик, чирик- чик – чик!
Так весело поют. (Заканчивает учитель).
После этих слов дети разбегаются по классу. На слова учителя “В гнездышко полетели!” возвращаются на свои места.
Кто внимательный?
Цель: Автоматизация звуков с – з.
Оборудование. Картинки “Свисток” и “Звонок”.
Описание игры. Учитель показывает детям картинки и спрашивает: “Кто знает, как свистит свисток? (Дети отвечают: с-с-с…). А как звенит звонок? (Дети: з-з-з-…). А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук “с”, то звук “з”.
Знаешь ли ты эти слова?
Цель: Автоматизация звука “р” в словах.
Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает приз. Набравший большее количество призов выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра). Кто мычит ко (рова). Вокруг перка за (бор). Под землей у нас мет (ро). В воротах стоит вра (тарь). У крота в земле но (ра). Чтоб писать нужна тет (радь). На улицах светят фона (ри).
Пила.
Цель: Автоматизация звука “л” в тексте.
Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила
Зажужжала, как пчела,
Опилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Игры на развитие голоса.
Эхо.
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая – тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио.
Какие животные могут это делать?
Мурлычет –
Шипит –
Мычит –
Жужжит –
Каркает –
Ревет –
Виды чтения:
Чтение хором, вместе с учителем;
Чтение про себя;
Чтение шепотом;
Жужжащее чтение;
Чтение вслух в полный голос.
Источник