Развитие речи у ребенка отзывы родителей

Начну с того, что мой пост создан в помощь родителям, столкнувшимся со схожей проблемой- задержкой речи у детей. Не для осуждения моих действий, что я усердствовала с лечением/препаратами и пр., а просто поделиться тем что мы с мужем проделали и что в конечном итоге привело к положительному результату. Напомню, что при каждом лечении необходима консультация специалиста и все индивидуально. В свое время мы посетили только около 8 врачей неврологов, каждый назначал одни и те же препараты (для всех одно и то же, никакого индивидуального подхода). Проходило время, а результатов не было. Я била тревогу, много читала, ночами изучала опыт других мам в интернете, так как при нашем диагнозе просто сидеть и ждать когда он заговорит было бессмысленно.От всех врачей мы слышали одни и те же байки, что “мальчики позже начинают говорить”, ” сам заговорит когда в сад пойдет”, и пр. Это все СКАЗКИ! Если есть неврологическая проблема, то ждать бессмысленно. Если конечно не произойдет чудо! Видела достаточно случаев когда чудо не произошло и ребенку в почти 6 лет родители начинали бить тревогу. Это все очень печально.

Мы прошли огромный путь, чтобы услышать, наконец, речь своего сына. В какие -то моменты я просто отчаивалась, мы бились об стену, не видя результатов. Не говоря уже о деньгах, которые были потрачены на обследования, платных неврологов, специалистов и просто лекарства.

Что мы имели вначале нашего пути.

Ребенок, возраст почти 3 года. Речь на уровне мама, баба, би- би. Слов не много, все в таком духе…Новые слова не усваивает. Неусидчивый, быстро устает, боится окружающих людей.

Наше поведение осложняло ситуацию, один из врачей однажды нам сказал, что у нас прослеживаются симптомы аутичного поведения. Это был просто ад! проревев ночь от безысходности, мы продолжили обследование. В итоге диагноз аутизм не подтвердился! Но что мы пережили за эти дни… И врачи потом еще долго удивлялись как можно было без должного обследования при одном пункте в поведении “влепить” настолько сложный диагноз.

Итак, что мы проделали на пути к речи. Хочу сказать, что нормально Саша заговорил в 3,6 лет. То что нам действительно помогло напишу чуть ниже.

Конечно важный путь при назначении лечения это ОБСЛЕДОВАНИЯ. Нами пройдено:

1. Неврологическая диагностика: электроэнцефалограмма (ЭЭГ).Чем дольше сон при обследовании, тем лучше. ЭЭГ проходили в Республиканской детской клинической больнице и еще в диагностическом центре “Салюс” (на Холмогорова, 8); ЭхоЭГ; сканирование артерий головы;

2. Компьютерная томография черепа;

3. Узи;

4. Общее обследование в Реацентре перед началом лечения (по желанию);

5. консультация отоларинголога

6. консультация детского психиатра; логопеда; детского психолога.

Наше лечение:

Я не буду писать про многочисленные ноотропные препораты которые нам назначали и которые не помогли совершенно никак. Я знаю про накопительный эффект и пр., но этот эффект не наступал спустя годы…

Что нам действительно помогло:

1. мы пропили диакарб+панангин; димефосфон 15%; цераксон; танакан и через 3 недели с начала лечения подключили электрофарез с мидокалмом на диафрагму нижней челюсти. После электрофареза у него улучшилось произношение, “каши во рту” не стало.

2. прошли два курса кортексина. Он нам подошел. (при условии наличия обследования на судорожную активность).

2. Остеопат. Не пожалейте денег хотя бы на пару сеансов и консультацию. Нам он действительно очень помог. Конечно лучше к нему обращаться как можно раньше. Но у нас еще время было не совсем потеряно и после первого же сеанса поведение ребенка изменилось в лучшую сторону. Он стал спокойнее (значительно), стал лучше спать. К концу нашего лечения снизилась гиперактивность.

3. Массаж (общий), хотя бы курс в год, лучше 2 раза в год.

4. Заключительным действием после всех вышеуказанных мероприятий в нашем лечении стала поездка море на 3 недели.

В результате, с моря вернулся совершенно другой ребенок. Его просто было не узнать, он перестал бояться людей, стал общительным, появилась речь. Настоящая речь, пусть и не совсем четкая, но она была! С каждым днем все новые и новые слова! Я не верила своим ушам.

Плюс конечно же я с сыном много, очень много занималась. Упражнения на моторику, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, рисование. Что мы только не делали. Все шло в ход. Чем раньше начаты занятия, тем быстрее и успешнее будет результат. Да, сын не проявлял особого интереса, ему было сложно сконцентрироваться. Но я была настойчива, начинала от простого и с малого времени. Главное ввести это в привычку. Эффективность коррекции зависит не только от врачей и педагогов, но и от усилий родителей. Сейчас когда речь уже достаточно развита мы подключили занятия с логопедом.

Что у нас не вызвало никаких результатов:

1. Пройдено два курса лечения микротоковой рефлексотерапии в детском отделении неврологии рефлексотерапии ООО “Реацентр”. Сдвигов в поведении и речи совершенно никаких.

2. Препараты: пустырник, подушка с травами, глицин, фенибут, пантокальцин, аспоркам, актовегин, пантогам, церепро в нашем случае не имели результата.

Источник

Наталья Пятибратова, логопед-дефектолог

Рассказывают, что Раневская, с присущим ей чувством юмора, как-то заметила: «Оптимизм – это недостаток информации».

Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения! Справедливости ради стоит отметить, что не все досужие разговоры на детской площадке – сплошь мифы. Самые распространенные заблуждения мамочек мы сопоставим с научными знаниями и будем развивать и оценивать речь наших деток, ничего не боясь.

Мифы.

Миф №1. Если беременная мамочка часто говорит с животиком, малыш будет опережать сверстников по развитию речи.

Если бы дело обстояло так просто, логопеды исчезли бы за ненадобностью. Беседы с малышом – «пузожителем» необходимы, но для решения других задач. Создание эмоциональной связи мама-малыш, подготовка крохи к предстоящим родам, утешение в неприятных ситуациях, передача позитивного настроя крохе – ради этого нужно и важно разговаривать с пузиком. Известно, что любая мысль и чувство мамочки передаются малышу уже через О,1 сек, практически мгновенно. Однако на хорошее речевое развитие влияет множество других факторов: например, здоровая счастливая беременность мамы, благополучное течение родов, полноценное социальное окружение, состояние здоровья крохи т.д. Беседы с животиком никак не влияют на темпы и качество будущего развития речи.

Миф № 2. В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.

В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1,3- 1,4 – достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению.

Миф № 3. Один мальчик (девочка, племянница, внучка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.

Кто и когда первый это придумал – теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимы ущерб. Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло и к 2,6 годам – время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин, например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д. Предположим, что у такого малыша компенсаторные возможности высокие, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепета, нет звукоподражаний, то такой малыш, скорее всего относится либо к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития, например, аутизм, олигофрения и т.д. Очевидно, что такой малыш, сам заговорить не сможет. Каждому малышу будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – в 3. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начаты специальные занятия, тем эффективнее они будут.

Миф № 4. Пальчиковые игры помогают заговорить.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша и к ожиданию положительных результатов в плане речи. Очень многие малыши не любят пальчиковые игры, массаж пальчиков и ладошек, но миф о незаменимости таких упражнений вынуждает мамочек навязывать их малышу. Нередко мамы огорчаются, видя, что речь крохи ну никак не развивается быстрее, чем хотелось бы, а то и вовсе ЗРР ставят. Следовательно, предлагать малышу такие игры нужно и полезно, но оценка их полезности должна быть реалистичной. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Если малыш ее не любит, то и не стоит ее делать, а можно предложить, например, рисовать на подносе с тонким слоем манки. Можно купить в зоомагазине колючие резиновые мячики и предложить крохе проталкивать их в разные отверстия, например, в банку для специй. Мелкую моторику развивать нужно, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.

Миф № 5. Ждите до пяти лет!

Речь — это функция мозга. Нормы развития речи — это внешние показатели активации областей в мозге — зоны Брока и Вернике. Норма активации до 2 лет, поэтому если ваш ребенок перешел этот возрастной порог и у вас нет простейших предложений из 3-4 слов, нет активной обращенной речи в диалоге — это свидетельствует о том что эти зоны не активны, то есть поражены. Степень поражения или сопутствующие проблемы — тугоухость — показывают анализы, и чем дольше вы будете ждать — тем больше времени будет упущено, и тем сильнее патологически необратим будет процесс отсутствия речи.

Правда.

Правда № 1.Мальчики начинают позже говорить, чем девочки.

Это, действительно, так. Такая «несправделивость» связана с особенностями развития центральной системы мальчиков и заложена еще внутриутробно. Так называемый, вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро в вербальной форме реагировать на поведение свое малыша, общаться с ним, отвечать на бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают о своих сверстниц по развитию речи; «позже» – не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этом стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у двухлетнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться.

Правда № 2. Звукоподражания и лепет – это полноценные слова.

В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» – у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении – то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бо-бо» – первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.

Правда № 3. Если слишком много говорить с малышом – можно навредить.

На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде лучше идет развитие. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое главное – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается». Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, меньше говорят с детками и по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть уже не воспринимает поток речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, заданий, а, следовательно, задания идут одно за другим. Известный педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниями, ощущениями. Полезно устраивать «минутки тишины» на природе («Давай помолчим. Что ты услышал?»). А во время развивающих занятий нужно поменьше пользоваться речью, говорить только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам». Лучше побольше показывать и давать малышу совершать пробы и ошибки.

Правда № 4. Укороченная подъязычная уздечка может привести к нарушению звуков.

Эта маленькая связочка под языком имеет большое значение при формировании звукопроизношения малыша. С ее помощью мы можем произносить так называемые «верхние» звуки – ш, ж, р, л, при которых язык поднимается к твердому небу или к основанию верхних зубов. Укороченная уздечка приводит к тому, что малыш не в состоянии поднять язычок, облизать верхнюю губу, а в трудных случаях – даже высунуть язык изо рта. При подрезании уздечки она удлиняется, и становится возможным произнесение верхних звуков. Обычно эту быструю операцию делают в возрасте 1-2 мес или уже после 5 лет, когда причина нарушенных звуков у ребенка установлена. В легких случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.

Правда № 5. Запинки в речи малыша могут привести к заиканию.

Запинки и заикание – разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Запинки провоцирует нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Причиной запинок может стать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслью крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2-3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу – неврологическую, и запинки в этом случае, как правило, имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата при говорении). Исправление запинок и заикания абсолютно разное: если при запинках рекомендуется создание спокойной обстановки, занятия с психологом, психотерапевтом и логопедом, то при заикании важную роль играют назначения невролога, показаны занятия со специалистом логопедом-заикологом. Если не обращать внимания на запинки в речи крохи длительное время, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.

Правда № 6. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем лучше.

Это абсолютная истина и первый закон логопедии. Это настолько верно, что убедиться в этом несложно: бывает, что, начав логопедические занятия уже с двухлеткой, у которого отмечена ЗРР, к 4-5 годам речь выправляется полностью. Это касается в первую очередь исправления и стимуляции речи в целом.

Источник

Первым «словом» в жизнь ребенка становится его крик сразу после рождения. От первого крика до ведения полноценного диалога ребенок проходит долгий путь.

Сегодня я хочу поговорить о развитии речи на первом году жизни.

Специалисты выделяют несколько этапов.

Первый этап — это первый месяц, период неосознанных голосовых проявлений, плача.

В это время причины плача имеют негативную окраску. Ребенок сообщает, что он хочет есть, у него что-то болит, он описался, ему дискомфортно. В первые дни сложно понять, что именно хочет малыш, но важно обязательно обращать на него внимания. Уже к двум неделям плач наделяется разными интонациями и внимательные родители учатся их различать. В это же время появляется первый контакт с ребенком: когда малыш слышит голос матери, к нему обращенный, ощущает тепло ее тела, он сосредотачивается и немного замирает, а потом и улавливает взгляд взрослого.

Второй этап — со второго по шестой месяц, период первичной вокализации.

Он же период гуления. Это то самое время, когда ребенок говорит свое первое «агу».

Малыш получает возможность рассказать окружающим о том, что ему хорошо. В этот же период отмечается первой улыбкой, реакцией на взрослого, эмоциональным откликом, что называется «комплексом оживления».

Идет активное нарастание гласных звуков, таких как «у», «и», «ы», «э», причем детка начинает издавать звуки не только когда его что-то беспокоит, но и когда ему хорошо. Учится, можно сказать. Начавшееся на первом месяце разделение интонаций плача в зависимости от причин в этом возрасте продолжает развиваться. Так, когда малышу комфортно, мама услышит как он растягивает «аааааа», «ээээээ», а когда ребенку совсем хорошо — «ииииии». А вот если что-то волнует, в детской раздается «ооооо» и «ууууу».

Новые для себя звуки маленький человечек повторяет и повторяет. Это для него необходимость. Так он отрабатывает механизмы звукопроизношения, у него формируется фонетическая система речи.

Ну и третий этап от шести месяцев. Младенческий лепет.

Репертуар грудничка обогащается, появляются звуки «о», «е», «у» и, самое главное, малыш начинает комбинировать гласные и согласные звуки. Мама услышит «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», а к семи-восьми месяцам «дя-дя-дя» или «ти-ти-ти». Малыш учится комбинировать слоги, в его лепете появляются различные интонации.

Существует мнение, что в возрасте до восьми месяцев на развитие речи большей частью влияет генетическая программа, обуславливающая выражение своего состояния посредством звуков, а вот после восьми месяцев пальма первенства влияния переходит языковому окружению. В этом возрасте ребенок начинает активно запоминать родную речь и в это время закладывается, на каком языке он заговорит. Именно возрастающей ролью окружающих ребенка разговоров вызвано замолкание малыша в девять-десять месяцев. Он начинает понимать взаимосвязь между произносимыми им звуками и реакцией на них взрослых. Расширяются и упорядочиваются формы общения маленького человека с окружающими. Он начинает обращаться ко взрослым за помощью.

Вместе с первым юбилеем заканчивается так называемый доречевой период. Малыш понимает речь взрослых, у него самого появляются первые слова, хотя значение этих слов и своеобразно, не такое как в толковом словаре, но все же эти слова имитируют окружающих. Одним словом, грудничок пытается выразить смысл целого предложения. Появление этой способности завершает первый период и наступает новый: период становления активной речи, который приходится на возраст от года и до трех лет.

Расскажите, какие звуки и слоги были любимыми у вашего малыша? А может, вы поделитесь веселыми или трепетными историями, связанными с первыми звуками и первыми словами?

Источник