Развитие речи у ребенка начального школьного возраста

Развитие речи у ребенка начального школьного возраста thumbnail

Речь — это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н. И. Жинкин

Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.

Но речь — это не только выражение мыслей, но и орудие формирования их. «Речевое оформление мыслей, — пишет М. Р. Львов, — способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли». Следовательно. Вместе с развитием речи учитель развивает у детей и их мышление. Очень своевременно вспомнить слова К. Д. Ушинского по поводу речи и мышления детей. Великий педагог считал, что развивать у детей «дар слова» — это значит почти то же самое, что развивать у них логичность мышления. При этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли, это повело бы к развитию у детей болтать.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.

Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.

Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.

По определению М. Львова, «под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой». Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности. Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.

Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи — задача не только для уроков русского языка, но и других учебных предметов тоже. Однако для уроков предмета русский язык эта задача является основной. На каждом уроке данного предмета учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать свои мысли.

Большое значение в этом плане имеют и уроки по другим предметам. На уроках математики дети знакомятся с большим количеством терминов, слов и словосочетаний: «равенство», «неравенство», «слагаемое», «сумма», «делимое», «делитель», «частное», «разрядные слагаемые», «произведение», «уравнение» и другие. Словарный запас учащихся постоянно пополняется — это союзы (для того чтобы, если), наречия (сначала, еще, потом), много всевозможных числительных. В своей речи детям становится необходимым использовать предложения с придаточными причины, цели и другие (если к сорока восьми прибавить двадцать шесть, получится…, для того чтобы узнать…).

Работа над речью на уроках математики способствует овладению связным, логически последовательным рассказом с элементами рассуждения. Составляя задачи типа: «Вася и Миша собирали огурцы в огороде бабушки. С одной грядки они собрали 20 огурцов, с другой — на 8 огурцов больше, а с третьей — на 30 огурцов меньше, чем с первой и второй вместе. Сколько огурцов собрали с трех грядок?», учащиеся составляют небольшой рассказ. Решая же задачу, учащиеся рассуждают о том, что следует сделать, чтобы узнать, сколько всего огурцов собрали дети.

Сочинение сказок — ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Читайте также:  Развитие творческих способностей у ребенка инвалида

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки — это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Работа над словарем — это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

–          объяснить значение слов

–           по описанию определить, что это за слово

–          объединить по несколько слов и составить предложения

–          составить рассказ на тему.

Знакомство со словом сентябрь начинаю с обычных вопросов:

— Какой сейчас идет месяц? Какой это месяц по счету?

Далее объясняю значение слова.

Название первого месяца осени сентябрь произошло от латинского слова «сэптэмбэр», которое обозначает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем, начиная с марта.

Послушайте стихотворение:

Сентябрь в окошко стучится,

Стаями птицы летят,

Падают желтые листья,

В школу ребята спешат.

Сентябрь — это начало осени, золотая осенняя пора.

Знакомимся с рассказом Н.Сладкова «Как наступает осень».

«Ранняя осень похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацветают цветы. Бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но это оживление перед долгим затишьем.

Птицы улетят, зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи, лягушки уйдут под землю, под мох».

— Чем ранняя осень похожа на весну?

— Для кого сентябрь является месяцем прощания с Родиной?

Сентябрь — месяц контрастов, рядом уживающихся противоположностей. Прекрасен сентябрьский лес! В нем рядом живут грусть и радость.

«Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы.

Сверкающий иней и бабочки.

Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песня и тишина.

И грустно и радостно!» (Н. Сладков)

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программу например, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах. Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления — это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

В 6–10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.

Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т. к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом». (Шанский)

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

Литература:

1.      Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. М, 1984.

2.      Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. — Спецвыпуск — 2005.

3.      Канакина В. П. Особенности лексики младших школьников. / Начальная школа. — № 6–1997.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года книга

4.      И. И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

5.      Крайнюк В. М. «Речевое развитие младших школьников» / “Начальная школа”.-№ 3–1984г

6.      Обобщение собственного опыта работы.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, значение слов, ранняя осень, родной язык.

Источник

Характеристика речевого развития младших школьников

Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9-11 лет.

Младший школьный возраст – это период воспитания, накопления знаний, освоения по преимуществу. Характерной чертой этого возраста является доверчивое подчинение авторитету, каким является для него в первую очередь учитель, повышенная восприимчивость и наивно игровое отношение к тому, с чем они сталкиваются в своей деятельности. В этом возрасте дети с удовольствием овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.

Важной особенностью является желание подражать взрослым, героям книг и фильмов. Эта особенность помогает детям в учении, помогает организовывать и планировать. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

Этот возраст является сенситивным периодом в овладении знаний умений и навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считают развитие речевой деятельности.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи, обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 – 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, даже обедняется.

Р. С. Немов отмечает, что с поступлением ребенка в школу в число ведущих выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная речь, что следует из работ психолога Л. Зеньковского.

Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речь.

Обогащая лексикон детей, нужно понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено.

Читайте также:  Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе

Н. В. Новотворцева пишет: «Письменная речь лишена жеста, интонации и должна быть (в отличие от внутренней) более развернутой, однако для младшего школьника перевод внутренней речи в письменную речь вначале очень труден».

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многих психологов, А. Ф. Обухова констатирует, что изначально повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, то есть поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание, а к концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции.

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, то есть достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности.

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками. Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, то есть интериоризация чтения. В результате обнаружено несколько форм речевого поведения детей.

1. Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

2. Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

3. Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

4. Вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

5. Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Таким образом, изучив особенности развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, мы узнали, что в своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы

1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. − 214 с.

2. Львов М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов – М.: 2015. – 23 с.,218 с.

3. Лурия А.Р. Язык и мышление/ А.Р.Лурия – М.:2015.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов/А.Г. Маклаков – Спб.:2012. – 582 с.

5. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики. М.: Изд-во МГУ, 2016. 121с.

6. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2012. 247 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.]

Несколько авторов

8. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 2014. 556 с.

9. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2015. 65 – 67 с.

10. Ушаков Н. Н. Материалы по грамматике русского языка. М.: Просвещение, 2013. 332 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ https://минобрнауки.рф

13. https://logoprav.ru/diagnostika/diagnostika-rechevogo-razvitiya

14. .ru/files/diagnostika

Источник