Развитие речи у ребенка курсовая
Иванс Анна
Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста»
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года)
1.1 Понятие «диалогическая речь» в исследованиях отечественных ученых
Под диалогом мы понимаем – не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид личностного взаимодействия, содержательного общения[5, с. 54], а диалогическая речь — (от греч.: беседа, разговор двоих) подразумевает форму (тип) речи, состоящую из обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта [6, с. 504].
Развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание многие педагоги, изучающие самые разные стороны воспитания дошкольников.
Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а после трех – учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения [14, с. 133].
Диалог взрослого с ребенком подразумевался и в системе воспитания Жан-Жака Руссо, воспитании, он подчеркивал, что не надо торопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу. Важно помнить при этом о мотивах, побуждающих ребенка говорить [36, с. 89].
В работах И. Г. Песталоцци разговор матери с детьми рассматривается как важное средство развития речи ребенка. К способам развития речи детей он относил и рекомендуемые им речевые упражнения, которые выполнялись на основе чередования реплик материи ребенка, а задания матери носили характер вопросов, на которые отвечал ребенок[36, с. 91].
Предусматривалось проведение ежедневных бесед директрисы с детьми и в системе М. Монтессори. Назначение бесед М. Монтессори видела в том, чтобы дети осознавали свои достижения и учились вести разговор на близкие им темы [36, с. 176].
А. Г. Рузской отмечал, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами[36, с. 190].
Л. В. Щерба отмечал, что своё бытие язык находит в диалоге, потому как монолог есть искусственная языковая форма [37, с. 67].
Ж. Пиаже утверждал, что именно в споре происходит осмысливание логических правил и значение дедуктивных рассуждений, потому диалоги дошкольников необходимо углубленно изучать [22, с. 74].
Ф. А. Сохин считал, что диалог есть первая школа овладения речью [30, с. 284].
Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е. И. Тихеевой. В работах Е. И. Тихеевой подчеркивалось, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного» [32, с. 179].
Е. А. Флерина считала, что вопросы развития разговорной (диалогической) речи ценны тем, что она лингвистически точно определяет содержание работы. К четырем годам, по мнению Флериной,ребенка нужно учить формулировать: вопросы и простые ответы; несложные поручения;
сообщать о виденном (о том, что он делал дома, что видел на улице) [35,c. 228].
Новое поколение программ дошкольного образования внесло изменения в процесс определения содержания работы по развитию диалогической речи у детей.
Программа «Радуга» предусматривает развитие не только умений задавать вопросы и отвечать на них, но и умений «делиться впечатлениями» [25, с. 54], «делиться наблюдениями и переживаниями» [25, c. 62]. Программа советует воспитателям второй младшей группы «подсказывать разнообразные формы обращений детей друг к другу» [25, c. 78]. Такая постановка задач уже позволяет уйти от ущербной «вопросно-ответной» формы диалога и рассматривать его как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик. В старшей группе программа предлагает учить детей высказывать свою точку зрения, сопоставлять ее с точкой зрения педагога, поддерживать беседу в разнообразных ситуациях, нестандартные по оформлению высказывания и т. д. [25, c. 113-114]. Достижением программы «Радуга» можно рассматривать и то, что обучение речевому этикету, включается как одна из задач развития диалогической речи.
Вышедшая в 1995 году программа «Детство» и ее переизданные варианты также представили уточненное содержание работы по развитию диалогической речи. В данной программе, начиная с третьего года жизни, предусматривается развитие умений детей «задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, выражать элементарные формы побуждения» [23, c. 49]. Поскольку инициативные реплики (вопросы, сообщения и побуждения) адресуются не только взрослым, но и сверстникам, то ясно, что при такой постановке задач предполагается, что дети параллельно будут учиться и соответствующим ответным репликам.
Наряду с этим, «Детство» включает освоение правил ведения диалога:
– использование дружелюбного, спокойного тона общения (с I младшей группы);
– в общем разговоре слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаться от темы беседы (со II младшей группы);
– проявлять внимание к ответам товарищей, говорить по очереди (со средней группы);
– исправлять ошибочные суждения товарищей, не ущемляя их достоинств (в старшем дошкольном возрасте).
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника.
1.2 Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. На протяжении дошкольного возраста диалогическая речь претерпевает существенные изменения. В раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Общение ребёнка носит ситуативный диалогический характер, так как его деятельность в этом возрасте осуществляется совместно с взрослыми или с их помощью.
Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама – Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:
– у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты;
– многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
– диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
– структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства, реплики краткие, содержат лишь ту информацию, которую запрашивал собеседник;
– в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики.
А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь [16, с. 167]. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Л. А. Пеньевская, чьё исследование было посвящено особенностям общения дошкольников с взрослыми, отмечает, что детям небезразлично,в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает, чем младше ребёнок, тем больше его инициатива в общении с взрослым связана с активностью последнего[20, с. 84]. Л. А. Пеньевская исследовала, как изменяется отношение к беседе с взрослым у детей дошкольного возраста. Для детей двух – трёх лет гораздо интереснее разговаривать с взрослым, чем прослушивать сказку. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе стараются поддержать разговор в меру своих возможностей. Дети трёх – четырёх лет начинают беседу с интересом, но после 2-3 вопросов начинают отворачиваться, ёрзать на стуле,а потом и вовсе заявляют:
«Я не умею так, я не хочу в это играть». И чем старше становиться ребенок, тем больше появляются инициативные обращения к взрослому.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский и др., считают, что в овладении речью,ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему,предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов.В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения (например: “наклонитесь”, “положите”, “повернитесь”, “похлопайте” и т. д.).
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать свои просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Поэтому умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвитии. Особенно важно формировать коммуникативно-речевые умения. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вести себя с учетом ситуации общения, пользоваться разнообразными языковыми средствами и т. д.
Источник
Введение.
Ранний возраст является наиболее
важным в развитии всех психических процессов,
а особенно речи. Развитие речи возможно
только в тесной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве
тесно связано с формированием различных
сторон психической деятельности: зрительного
и слухового восприятия, предметной деятельности,
мышления, общения и др. Поэтому основное
условие развития речи – всестороннее
воспитание ребенка. Вместе с тем овладение
речью существенно перестраивает всю
его психическую деятельность. Благодаря
слову восприятие, память, деятельность
ребенка начинают регулироваться, формируется
речевое общение. Речь – важнейшее средство
передачи ребенку социального опыта, руководства
его поведением.
В течение второго года, если
с ребенком разговаривают, с каждым днем
расширяется его активная речь, он все
больше и больше произносит слов. Исследования
показывают, что при благоприятных условиях
развития и воспитания к двум годам в речи
ребенка может быть до 250 – 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают
говорить (произносить первые слова) не
в 14 месяцев, а значительно позднее – к
двум и даже к трем годам. Такое отставание
может быть вызвано разными причинами.
Возможно, уделяется мало внимания в плане
общения с ребенком или взрослые пытаются
предвосхитить любой запрос малыша и ему
не нужно стремиться выражать их словами.
Среди причин могут быть и медицинские
показания, желательно обратиться к специалистам
(психологу, врачу – логопеду).
Овладение речью дается маленькому
ребенку нелегко: он еще и недостаточно
ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно
хорошо владеет своим речевым аппаратом.
Нельзя мешать правильному развитию речи
ребенка, подражая ему в неправильном
произношении слов. Чтобы речь ребенка
развивалась нормально, взрослым необходимо
произносить слова нормально, правильно.
Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро
овладеет хорошим, правильным произношением.
За год, от двух до трех лет,
значительно и быстрыми темпами развивается
словарь детей, и при хороших условиях
число слов, которыми владеет ребенок
этого возраста, достигает тысячи. Такой
большой запас слов позволяет ребенку
активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить
фразами, предложениями. Они уже могут
выражать словами свои желания, передавать
свои мысли и чувства.
При систематической работе
и при благоприятных условиях к трем годам
речь детей развивается настолько, что
они в состоянии выразить словами свое
желание, мысль, повторить то, что запомнили.
Они могут декламировать небольшие стихи,
петь песни.
В связи с тем, что в настоящее
время значительно возросло число детей
с речевыми нарушениями, а, как известно
правильная речь является одной из важнейших
предпосылок дальнейшего полноценного
развития ребенка, процесса социальной
адаптации, выявление и устранение нарушений
речи необходимо проводить в более ранние
сроки. Поэтому изучение развития речи
детей раннего возраста, а также выявление
отклонений в развитии речи в раннем возрасте
является наиболее актуальной темой
в настоящее время. Пластичность нервной
системы у ребенка не беспредельна и с
возрастом значительно понижается, поэтому
работа по диагностике, профилактике,
коррекции и формированию речи должна
начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А.
Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).
Эмоциональность ребенка, его потребности,
интересы, темперамент, характер – весь
психический склад личности выявляются
в речи. Общение со взрослым имеет определяющее
значение для развития речи. В то же время
развитие речи раскрывает для ребенка
возможности развития общения.
Гипотеза исследования:
можно предположить, что уровень развития
речи в группе детей раннего детского
возраста развит недостаточно.
Объект: дети раннего возраста.
Предмет: речевое развитие детей в раннем
возрасте.
Цель: изучить психические особенности
речевого развития детей в раннем возрасте.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психические
особенности речевого развития детей
раннего возраста.
3. Проанализировать полученные
результаты и сделать выводы
Структура исследования: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1.
Теоретические аспекты развития речи
у детей в раннем возрасте.
1.1 Психолого-педагогические
аспекты речевого развития детей
раннего возраста.
В настоящее время проблемы
диагностики и коррекции речевых нарушений
чрезвычайно актуальны. Развитие личности
ребенка определяется тремя факторами:
1) предпосылками: генотипом,
с врожденными особенностями;
2) условиями, в которые
входят социальное окружение, семья,
образовательно-воспитательное учреждение,
другие социальные структуры
и ситуации, определяющие развитие
личности посредством заинтересованных
близких и профессионалов;
3) внутренней позицией
самого человека, формирующийся
в процессе его индивидуального
развития в зависимости от
ценностных ориентаций семьи.
Социально-нравственный эффект
помощи детям огромен, он демонстрирует
принципиально новые возможности педагогики
и отражает степень зрелости социальной
политики общества. Возраст с рождения
до 3 лет является наиболее важным периодом
в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сенситивный период
формирования многих функций на этом возрастном
этапе определяют большие потенциальные
возможности коррекционно-педагогического
процесса. Наличие ранней и адекватной
помощи ребенку позволяет более эффективно
компенсировать нарушения в психофизическом
развитии малыша и тем самым смягчить,
а возможно, и предупредить отклонения.
При ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном воздействии в
целом и в речи, в частности на первом-втором
году жизни, часть детей, несмотря на сложность
дефекта, к трем-пяти годам приближаются
по уровню общего и речевого развития
к возрастным стандартам. Это позволяет
рекомендовать для них интегрированное
обучение в массовом детском саду, а в
дальнейшем и в школе, при условии сохранения
систематической коррекционной помощи
со стороны педагога-логопеда, психолога
и т.д.
Выдающиеся советские психологи
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
показали, что психика ребенка развивается
в основном путем “социального наследования”,
“присвоения” общественного опыта.
Если у животных, вплоть до антропоидов,
решающее значение в развитии имеют две
формы опыта: родовой (он заложен в нервной
организации и передается по наследству)
и индивидуальный (он приобретается в
ходе жизни и приспособления к окружающие
среде), что у человека доминирующую роль
играет третья форма опыта, полностью
отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический
опыт предшествующих поколений людей,
воплощенный в продуктах материальной
и духовной культуры. На протяжении детства
ребенок усваивает наследство отцов. В
процессе такого усвоения – обучения в
широком смысле слова – и совершается подлинное
развитие его психики. Ребенок усваивает
не только отдельные знания и умения –
у него происходят коренные изменения
различных психических процессов. Обучение
ведет за собой развитие: – говорил Л.С.
Выготский.
Непременным условием для всестороннего
развития ребенка является общение его
с взрослым. Взрослые – хранители опыта,
накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не
иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее
средство человеческого общения”.
Дети раннего возраста, усваивая
родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения – устной речью. Речевое
общение в его полном виде – понимание
речи и активная речь – развивается постепенно.
Речь представляет собой очень
сложную психическую деятельность, подразделяющуюся
на различные виды и формы. Речь – специфически
человеческая функция, которую можно определить
как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере
овладения языком, речь проходит несколько
этапов развития, превращаясь в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.
Советский врач и педагог Е.А.
Аркин указывал; “Жестами, мимикой, хлопаньем
в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает
часто того, что ему в этом периоде жизни
наиболее нужно, то есть любви, помощи
и подчинения себе взрослых”.
Эмоциональное общение является
стержнем, основным содержанием взаимоотношения
взрослого и ребенка в подготовительный
период развития речи – на первом году
жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на
ласковый разговор с ним. Улыбка рождает
покой и устанавливает взаимопонимание.
Она – приглашение к общению, выражение
положительных эмоций. С улыбкой пробуждается
психика ребенка, улыбка предваряет его
речь, улыбкой он как бы сообщает о его
готовности к общению. Это именно эмоциональное
общение, а не речевое, но в нем закладываются
основы будущей речи, будущего общения
с помощью осмысления произносимых и понимаемых
слов.
Различают несколько этапов
развития потребности в общении ребенка
с взрослым:
1. Потребность во внимании
и доброжелательности взрослого.
Это достаточное условие благополучия,
ребенка в первом полугодии
жизни.
2. Нужда в сотрудничестве
или в соучастии взрослого. Такое
содержание потребности в общении
появляется у ребенка после
овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном
отношении взрослого. Она возникает
на фоне познавательной деятельности
детей.
4. Потребность во взаимопонимании
и сопереживании взрослого.
Ребенок стремится добиться
общности взглядов с взрослым.Н.М. Щелованов
и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисов,
М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно
включают предречевые вокализации в состав
“комплекса оживления”, который является
видом социального поведения ребенка.
По их мнению, именно реакция оживления
является началом развития речи ребенка.
В настоящее время современные
психолингвистические, психологические
и педагогические исследования основываются
на двух принципах: принципа развития
и принципа деятельности.
В логопедии психолого-педагогический
подход сформулирован Р.Е. Левиной.
Одним из психологических принципов,
лежащих в основе овладения речью детьми,
является принцип развития, согласно которое
все психические процессы, в том числе
и речь, имеют определенные качественные
стадии в своем развитии. Развитие психических
процессов протекает в тесном взаимодействии
друг с другом.
Как отмечал известный советский
психолог Л.С. Выготский, слишком позднее
начало обучения не играет той роли в развитии,
какую оно играет тогда, когда происходит
в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный
для развития речи период ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором
осуществляется общение .
“Обучение только тогда
хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда
оно идет впереди развития. Тогда
оно пробуждается и вызывает
к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего
развития”.
А.А. Леонтьев в рамках деятельностного
подхода рассматривал речь как деятельность.
Определяя речь как деятельность, необходимо
выделять ее компоненты: цели, мотивы,
речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной
детям дошкольного возраста, является
слияние целей и мотивов речевого общения,
а также перемещение речевого мотива в
какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности
формирует у ребенка потребность в овладении
речью. Наличие мотива – важное условие,
как для восприятия речи, так и для активного
пользования, ею в общении. В результате
этого речь быстро становится объектом
наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее
полно представить себе развитие речи
детей раннего возраста необходимо обратиться
к речевому онтогенезу.
1.2 Этапы развития
речи.
Процесс становления у детей
первой функции речи, т.е. овладения речью
как средством общения, в течение первых
лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще
не понимает речи окружающих взрослых
и не умеет говорить сам, но здесь постепенно
складываются условия, обеспечивающие
овладению речью в последующем. Это довербальный
этап. На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к
ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит
свои первые активные слова. Это этап возникновения
речи. Третий этап охватывает все последующие
время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно
использует ее для общения с окружающими
взрослыми. Это этап развития речевого
общения.
Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют
факторы коммуникативного характера.
Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная
– функция речи не только генетически исходная,
но и основополагающая в становлении речи.
Ребенок начинает говорить только в ситуации
общения и только по требованию взрослого
партнера.
Анализ поведения детей раннего
возраста проведенный Лубовским В.И. показывает
ничто в их жизни и поведении не делает
для них необходимым употребление речи.
Лишь присутствие взрослого, который постоянно
обращается к детям со словесными высказываниями
и требует адекватной на них реакции, в
том числе речевой, заставляет ребенка
овладевать речью (25).
Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н.
выделяют следующие этапы развития речи
детей в процессе общения (1).
Довербальный этап
развития речи
Подготовительный этап охватывает
1-й год жизни детей.
Срок небольшой по сравнению
с продолжительностью человеческой жизни.
Однако он имеет чрезвычайное значение
в генезисе вербальной функции ребенка.
На протяжении первого года
ребенок, меняет по крайней мере две формы
общения с окружающими взрослыми. К двум
месяцам у него складывается ситуативно-личностное
общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется
следующими чертами:
общение находится на положении
ведущей деятельности детей, опосредуя
все их остальные отношения с миром.
содержание потребности детей
в общении сводится к нужде в доброжелательном
внимании взрослых, ведущим среди мотивов
общения является личностный мотив.
основным средством общения
с окружающими людьми, служит для младенцев
категория выразительных движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок,
овладевший хватанием, переходит на уровень
второй, более сложной формы общения со
взрослыми. Это ситуативно-деловое общение.
Оно отличается такими особенностями:
Источник