Развитие речи у ребенка физиология

Развитие речи у ребенка физиология thumbnail

Речь вырабатывается в процессе индивидуального развития человека. Потенциальная возможность говорить зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения, — это развитие периферических речевых органов, обеспечивающих фонацию и артикуляцию. Пи один вид животных не имеет таких способностей. Даже самых способных обезьян, научившихся произносить отдельные простые слова, такие как «мама» или «папа», не удалось научить акустической речи и сложным фразам.

Развитие речи начинается с формирования звуков речи (рис. 6.15). Уже с первого месяца жизни ребенок произносит гласные звуки а и у> о отдельно и в сочетании друг с другом. С третьего месяца жизни начинается «гуление» — в звукоречевом репертуаре ребенка появляются заднеязычные согласные

Рис. 6.15. Развитие речи (а) и словарного запаса ребенка (б)

звуки г, к, х в различных сочетаниях с гласным, с пяти — семи месяцев появляется лепет — различные сочетания средне- и переднеязычных согласных с гласными, образование слогов. Параллельно с этим в звукоречевом производстве появляются различные интонации.

И. II. Павлов развил учение о второй сигнальной системе. Он считал, что первая сигнальная система — это система «сигналов действительности», воздействующих на наши органы чувств. Такая сигнальная система существует и у животных.

Вторая сигнальная система — это система сигнала «сигналов» или слово. Она возникла в процессе эволюции вместе с усложнением нервной системы в результате необходимости общения между людьми. Словом человек обозначает все, что действует на его органы чувств, при этом слово позволяет «оторваться» от конкретных предметов, мыслить о них абстрактно. Поэтому речь — это не только средство общения людей, но также форма и средство человеческого мышления. Чрезвычайно важно, что с помощью слова человек может получать информацию о жизни людей в другие эпохи и в тех местах, которые он никогда не посещал. Речь дает человеку возможность воспринимать информацию, накопленную другими людьми.

Было давно замечено, что если ребенок не находится в соответствующей языковой среде, его потенциальные возможности говорить и понимать речь остаются неиспользованными. Мозг ребенка не изобретает языка, он его даже не выбирает. На каком языке будет говорить ребенок — русском, китайском или английском — целиком зависит от той языковой среды, в которой он растет и развивается. Однако потенциальная возможность человеческого мозга обучиться говорить должна быть максимально использована в определенный период развития (как правило, до пяти-шести лет). Как показали клинические наблюдения за детьми раннего возраста, лишенными в результате различных заболеваний языкового общения, научить ребенка «слышать» или «видеть» речь тем труднее, чем он старше. Человеку отпущены определенные сроки на формирование речевой функции, о чем со всей убедительностью свидетельствуют неудачные попытки обучить человеческой речи детей, воспитывавшихся дикими животными. В мире известно около 40 таких случаев, но в каждом из них результаты обучения были неутешительны. Так, Камале (из Индии) понадобилось много лет, чтобы запомнить около 30 слов. То же самое произошло с Виктором, 12-летним мальчиком из Франции, к 60 годам так и не овладевшим полностью человеческой речью.

Для новорожденного ребенка приток афферентной информации уже в первые дни после рождения чрезвычайно важен для его общего развития. Как уже было показано, сенсорная информация оказывает влияние на формирование связей между нейронами различных структур мозга, обеспечивающих первые сенсомоторные реакции ребенка. Хорошо известно, что у новорожденного в возрасте 7—10 дней могут быть выработаны первые рефлексы на положение тела: например, в положении, которое он занимает при кормлении грудью, появляются сосательные движения; в свою очередь, сенсорное обеспечение этих движений немаловажно для последующего развития артикуляционных процессов. К концу первого месяца жизни можно выработать условные рефлексы на простые акустические раздражители.

Обычно с нолугода ребенок обращает внимание на звуки речи и предпочитает их другим звуковым стимулам; при общении с окружающими отдельные слова начинают приобретать для него сигнальное значение. Позднее совершенствуется и восприятие речи. В конце первого года жизни дети реагируют на тихую речь с расстояния 1,5—3 м, а полуторагодовалый ребенок выполняет словесную инструкцию с расстояния 4—7 м, причем хорошо локализует источник речи. С возрастом у детей развивается способность использовать речь как средство коммуникации. Тем не менее, у ребенка двух-трех лет чувствительность к речевой стимуляции на 14—16 дБ ниже, чем у взрослых. Процесс восприятия речи тесно связан со становлением функции лобных долей головного мозга и механизмов внимания.

Чтобы слово стало сигналом «сигналов», необходимо несколько раз повторить сочетание словесного обозначения людей, предметов с конкретными их образами. Например, если многократно называть и показывать один и тот же предмет, то уже при одном назывании предмета у ребенка появляется реакция «узнавания» его словесного обозначения.

Когда ребенок узнает слово и оно приобретает для него значение сигнала, ребенок, подражая взрослому, пытается произнести это слово самостоятельно. Акустическая имитация — процесс длительный и сложный. Сначала дети имитируют слова неверно, что связано с включением всех имеющихся элементов артикуляционного репертуара ребенка, поэтому и в звуковом, и в словарном составе речь маленького ребенка обеднена.

Обычно дети анализируют слова в их комбинации с движениями (жестами), но в силу гетерохронного развития моторных и сенсорных систем они не могут управлять своими жестами, чтобы достичь правильного моторного оформления речи. Ребенок не может воспроизвести немедленно последовательность жестов. Для него имеет значение специфическая акустическая структура слова взрослого человека — очертания вокального жеста, связь моторных и сенсорных механизмов. Учась говорить, ребенок многократно повторяет услышанное слово — это явление называется эхолалией. Речевое развитие сопровождается развитием тонкой координации мышц гортани и ротовой полости, участием нейрональных структур, контролирующих их активное движение, и относится к разряду очень сложно организованных процессов, иерархически зависимых от разных уровней нервной системы. Когда ребенок начинает пользоваться имеющимся запасом слов для общения с окружающими и воздействия на них, дальнейшее развитие и совершенствование речи происходит в процессе обучения и воспитания. Постепенно, вместе с развитием сенсорных, моторных и центральных компонентов речи увеличивается скорость образования поведенческих реакций ребенка и происходит их усложнение.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста и дошкольника

Развитие речи имеет два аспекта: универсальный (звуки речи) и языкоспецифический (звуки языка). Универсальный аспект характерен для всех людей и связан со становлением и преобразованием сенсорного и моторного развития в речевое сенсомоторное поведение. Становление звукового речевого поведения связано с развитием специфической речи и происходит в определенной языковой среде.

Развитие моторных программ языка в разные периоды онтогенеза имеет разное сенсорное обеспечение и происходит в несколько этапов. Первый этап — формирование «лепетного репертуара» ребенка, фонация и артикуляция — идут под контролем тактильных рецепторных образований языка и ротовой полости и становятся возможными лишь благодаря развитию механосенсорного аппарата. В связи с этим в звуковом репертуаре младенца до трехмесячного возраста появляются только гласные звуки, начиная с пятого месяца жизни — заднеязычные согласные (гкх’)у а к семи месяцам появляется среднеязычный согласный й. К девяти месяцам появляются переднеязычные звуки л д’ и др. Последователыюсть становления звукового репертуара младенцев первого года жизни определяется гетерохронным структурным становлением механорецепторных образований языка: сначала созревают тактильные рецепторы корня, а затем тела и кончика языка, что определяет возможность процесса артикуляции и последовательность появления язычных согласных. Об этом свидетельствует одинаковый возрастной репертуар речевых звуков младенцев всех национальностей. Интересен тот факт, что точно такой же репертуар и такая же последовательность появления звуков характерны и для лепета глухого ребенка. Это свидетельствует о том, речевое развитие на этом этапе происходит без слухового контроля.

Гетсрохронное развитие механосенсорных образований языка человека характеризуется более ранним становлением сосочков корня и тела языка в сравнении с его передней свободной поверхностью (кончиком) (рис. 6.16). К моменту рождения структурно оформляются сенсорные образования корня и тела языка. К этому времени в них есть тактильные выросты, что свидетельствует об их готовности к выполнению сенсорной функции, в то время как в сосочках кончика языка тактильные выросты отсутствуют. Они оформляются

Рис. 6.16. Гетсрохронное становление механосенсорных образований языка ко второй половине первого года жизни ребенка. Параллельно с этим в речевом звукопроизводстве появляются различные интонации.

Значительный прогресс в изучении развития речи был достигнут благодаря методу сонографии[1]. На сонограмме можно определить одновременно артикуляционные и голосовые особенности звуков речи (рис. 6.17).

Становление механосенсорных образований языка в раннем постнатальном онтогенезе обеспечивает гстерохронное становление процесса артикуляции и у детей с нарушенным слухом. Исследование генерации звуков речи у таких детей на первом года жизни показало отсутствие различий в репертуаре генерируемых звуков речи и такую же последовательность их становления, как у слышащих детей: сначала появлялись задне- и среднеязычные согласные, а затем в конце первого года — переднеязычные (рис. 6.18).

Последовательность морфофункционального становления согласных звуков речи в репертуаре глухих и слышащих детей свидетельствует в пользу того, что на ранних этапах онтогенеза артикуляция и оформление звукового репертуара

Рис. 6.17. Становление гласных и язычных согласных звуков у детей первого года жизни (метод сонографии)

Рис. 6.18. Становление язычных согласных звуков у слышащего и глухого ребенка девяти месяцев жизни

Сонограммы «да—да—да» (метод сонографии)

идут не под контролем слуха, а обеспечиваются тактильными рецепторными образованиями.

Следующий этап развития речи ребенка связан с развитием словесных языкоспецифических звукосочетаний (паттернов) и полностью зависит от его языковой среды. Формирование языкоспецифического репертуара ребенка в этот период главным образом идет под влиянием слуховой информации. Уже в семь месяцев в лепете ребенка могут встречаться типичные для натурального языка звуки и звукосочетания. В репертуаре глухих детей звуки речи, характерные для их языкового окружения, не формируются. У таких детей лепетный репертуар, сформированный без участия слуха иод влиянием только вибротактильных рецепторных образований языка, к году распадается.

Все интонации языка формируются в течение первого года жизни ребенка (рис. 6.19).

Рис. 6.19. Последовательность формирования интонаций у детей первого года развития

Источник

17.       Физиологические основы речи, развитие речи

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов — к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.

Читайте также:  Влияние гормонов на развитие ребенка

В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование — фонация — и образование звуков речи — артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды Колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют речевым трактом.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.

Образование элементов языка (звуковые фонемы) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движеиию, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта. Например, при образовании (фонация) гласных звуков в речевом тракте для воздуха сохраняется свободный проход.

Каждому педагогу, особенно учителям русского языка и литературы, необходимо знать, что точность восприятия речи зависит также от фонетической, фонематической, слоговой, морфологической и смысловой (семантической) характеристики слов. Например, точность восприятия отдельных слогов и слов обусловлена их фонетическими особенностями, при восприятии предложений — синтаксическими особенностями. Важное значение имеет длина слов и предложений. Точность восприятия односложных слов на фоне шума составляет 12 %, а шестисложных слов при том же уровне шума — 40 %. Слова, начинающиеся с гласных звуков, воспринимаются на 10 % точнее, чем начинающиеся с согласных. Оказалось, что предложения длиной более 11 слов воспринимаются хуже. Чем длиннее фраза, тем меньше точность ее восприятия.

Органы речи у детей и подростков имеют свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются в 5—7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14—16 лет). Приблизительно до 10 лет половых различий в строении гортани у девочек и мальчиков почти не существует. У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых связок у мальчиков в сравнении с девочками начинается с 12 лет, поэтому до 12 лет голоса девочек и мальчиков довольно похожи.

В связи с морфофункциональным созреванием органов речи и прежде всего гортани с 11 —12 лет и до 17—18 лет идет перелом голоса — мутация. У девочек мутация наступает обычно на полгода или один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5—2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже — с 14—15 лет, а в южных раньше — с 10—12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.

18.       Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера

Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение для совершенствования учебно-воспитательной работы и разработки естественнонаучных основ теории воспитания и обучения имеет учение о типах высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов.

Читайте также:  Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка с овз

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создателя учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных процессов: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.

Таким образом, под типом высшей нервной деятельности человека мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, обусловленные совокупностью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания.

Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова (1935), выделяли лишь четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью) .

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности далека от практической действительности, так как в жизни мы редко встречаемся с подобными ярко выраженными представителями основных типов.

Соотношение типов высшей нервной деятельности человека с особенностями темперамента и характера. Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее. Ниже приведены типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

Тип высшей нервной деятельности Темперамент

Сильный неуравновешенный, «безудержный» Холерик

Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник

Сильный уравновешенный инертный Флегматик

Слабый Меланхолик

Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 267972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1.    Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2.    Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3.    Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4.    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …

… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …

ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. …

… : ð   изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð   рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð   определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …

Источник