Развитие речи у ребенка двух месяцев

Развитие речи у ребенка двух месяцев thumbnail

Упорядоченность жизни необходима как условие его здоровья и развития, в том числе – речевого. Напомним: первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи.

Почему новорожденный кричит?

На 2 месяце жизни плач и крики по-прежнему остаются основным способом привлечения внимания окружающих: так малыш «сообщает» о своем физическом состоянии.

Во время плача ребенок слышит собственный голос в диапазоне звуков человеческой речи. Ученые установили, что при крике возникают те же нервные импульсы в органе слуха, что и при восприятии речи. Речеслуховые и речедвигательные зоны мозга малыша в этот момент активизируются и готовятся к овладению в ближайшем будущем более сложными функциями (воспроизведению членораздельных гласных, а затем согласных звуков родного языка).

Следовательно, крик ребенка – это его первая «речевая акция». Если учесть, что в крике запрограммированы интонационные составляющие, то его можно назвать первым проявлением эмоциональной реакции малыша на внешнюю среду (на взрослого, его речь, пение, на зрительные стимулы и т. п.).

Эмоциональная окраска детского крика, совпадая с ситуацией, дает взрослому возможность понять суть дискомфорта: ребенку жарко или холодно, голодно или скучно и т.п. Мама должна научиться понимать по внешним признакам и по интонациям крохи, почему именно он плачет.

Но крик крику рознь. Постоянный надрывный плач блокирует области центральной нервной системы малыша, отвечающие за развитие речи. Взрослые не должны допускать долгого надрывного плача. Он негативно влияет на общее и речевое развитие младенца.

Общение с малышом

Если родители не заметили у ребенка на 2 месяце жизни улыбки, значит, они мало улыбались ему, мало уделяли внимания, мало ласкали.

Душевное состояние крохи имеет не меньшее значение, чем физическое, потому что он рожден человеком и социализация – вхождение в общество людей -является непременным условием его существования. Взрослые обязаны создать для ребенка соответствующую развивающую среду:

  1. Продолжать развивать зрение. Стимулировать зрительные ориентировочные реакции на демонстрацию игрушек (предметов). Обогащать показы звуковыми стимулами.
  2. Создавать поисковые ситуации на звуки. Побуждать малыша к действиям, связанным с установлением источника звука.
  3. Развивать голосовые реакции ребенка, создавая специальные ситуации.
  4. Продолжать обогащать окружающую среду, включая в показы различные по тембру звуковые игрушки (металлофон, бубен, барабан, погремушка, ложки, трещотки, колокольчики).
  5. В короткие отрезки бодрствования класть малыша на живот, стимулируя удерживание головки, побуждающее ребенка оглядеться и «заинтересоваться» ближайшим окружением.

Особую роль играет эмоциональное общение с малышом. Взрослый взаимодействует с ним, придавая общению яркую социальную направленность. Он постоянно улыбается крохе, наклонившись над ним, нежно поглаживает, ласково разговаривает, побуждая ребенка «отвечать» улыбкой. Если между взрослым и ребенком устанавливается такой контакт, то очень скоро малыш начнет произносить короткие гортанные звуки («кхы», «гы»), в которых уже начинают «вырисовываться» звуки речи «г-г-г», «га-га», «гу-гу» и т. п. – первые речевые реакции, так называемое гукание.

Первое гукание может возникнуть уже в начале 2 месяца. На протяжении всего 2 месяца речевые возможности крохи совершенствуются. Умение общаться с ребенком приходит к родителям, которые вдумчиво относятся к этому и понимают задачи, стоящие перед ними.

Многие мамы не понимают, о чем можно говорить с младенцем, что ему рассказывать, как осуществлять речевое общение. На втором месяце жизни речевые «пассажи» взрослого могут быть более объемными, желательно чтобы они включали в себя звуки гукания самого ребенка. Это – пестушки, сопровождаемые ласковыми прикосновениями к малютке (массажи, пассивные игровые движения еще не рекомендуются).

Приведем для примера речевые образцы, составленные по народным мотивам.

Развитие речи в 2 месяца

Задачи речевого развития

  1. Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человеческий голос, отличая его от других звуков (музыка, шумы).
  2. Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая свою речь.
  3. Способствовать развитию речевого слуха. Побуждать к узнаванию материнского голоса и эмоциональной реакции на него (улыбка, замирание или возбуждение и пр.)
  4. Побуждать ребенка к речевым реакциям доступными для него средствами. Способствовать возникновению «гукания».
  5. Овладевать приемами пестования ребенка на основе лучших традиций народной педагогики и фольклора.

Примеры игр и заданий

Кирюшка

У Кирюшки звонкие игрушки:

Колокольчик – «Дон-дон-дон!»,

Погремушка – «Бом-бом-бом!»,

Барабанчик – «Там-там-там!»

Слушают ушки,

Ушки Кирюшки…

Что слушают?

Колокольчик – «Дон-дон-дон!»,

Барабанчик – «Там-там-там!»,

Погремушку – «Бом-бом-бом!».

Вот какие ушки у нашего Кирюшки!
(Л. Павлова)

Зозможна замена имен на Илюшка, Ванюшка, дюшка, Настюшка, Танюшка и др.

Развитие речи

Дочка

Солнышко-солнышко,

Свети-свети в оконышко,

Прошла-прошла ночка,

С добрым утром, дочка!

Скорей глазки открывай,

Голосок свой подавай:

«Гу-гы-гу!», «Гу-гу!»,

Что еще сказать смогу?
(Л. Павлова)

Сыночек

Мой сыночек маленький,

Даже меньше валенка!

«Кхи-ко-кхи!», «Гу-га!»

Вот и все его слова.

Он гусеночком кричит,

Он цыпленочком пищит,

Ты не смейся, дружок,

Скоро будет говорок!

Да? Да-а-а!
(Л. Павлова)

Взрослый прибегает к разным способам социального контакта:

  • визуальному – вглядывается в глазки малыша, наклонившись над ним;
  • вербальному – активизирует малыша речью: называет по имени, интонирует, имитирует звуки голосом; пользуется речитативом, растягивая гласные, и акцентируется на подражании гуканию самого ребенка, дает правильный образец произношения в разговоре и пении;
  • эмоциональному – формирует двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки. При этом ребенок видит меняющуюся мимику лица взрослого, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.

Как правило, ребенок улыбается в ответ на ласковое общение с ним. К концу месяца улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот. В эти чудные моменты и раздается гукание как «всплеск» радости, удовольствия и… желания выразить себя!

Примерные игры-занятия

«Где была сорока?»

Задача

Развивать речевой слух ребенка, используя интонационно выразительные произведения детского фольклора.

Побуждать к речевым проявлениям всеми доступными малышу средствами.

Материал

Русская народная потешка «Сорока-сорока».

Содержание игры

Малыш лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, дает образец речевых звуков. Если кроха издает какие-либо звуки, взрослый копирует их, показывая возможность речевого подражания.

Читайте также:  Программа развития речи ребенка 3 лет

Затем вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонаций:

– Сорока-сорока,

Где была?

– Дале-о-ко!

– Что делала-а?

– Зерна собира-а-ла!

– Зачем?

– Деток скликала.

Кашу варила,

Деток кормила…

– Где же детки?!

– Кашу съели и улетели!

– Куда улетели?

– Дале-е-ко-да-леко,

Отсюда не видно…

Да-а-а!

Этот речевой пассаж насыщен интонациями, которые должны быть выполнены взрослым ярко, эмоционально и даже артистично. Малыш пока не понимает смысла потешки, но на. выразительную речь реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Развитие речи

«Динь-динь-динь!»

Задачи

Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).

Материал

Мелодичная погремушка или колокольчик.

Содержание игры

Слева на расстоянии 50-60 см от ребенка позвенеть колокольчиком, дождаться, когда малыш услышит звон и повернет головку в его сторону. Не показывая малышу источник звука, переместить колокольчик вправо и снова позвонить. Выдержать паузу и вновь позвонить, побуждая кроху снова повернуть голову в сторону игрушки. Повторить всю последовательность несколько раз.

Под конец показать малышу звенящий колокольчик. Его можно украсить яркой лентой.

Особое внимание в играх с ребенком следует уделить развитию тактильной чувствительности ладоней. В раннем младенчестве детская ручка напоминает «птичью лапку» – пальчики прижаты близко к ладошке (это проявление гипертонуса). У младенца сильно выражен ладонный (цеплятельный) рефлекс. Если вложить в ладошку палец, кроха крепко его обхватит и может удерживать даже собственный вес.

Известно, что мелкая моторика пальцев рук оказывает влияние на развитие речи ребенка, потому что зоны мозга, отвечающие за эти виды деятельности, располагаются рядом и влияют друг на друга. Это позволяет понять, почему ребенку необходимы игры на развитие мелкой моторики. Полезно сделать игрушки-вкладыши из разных фактурных материалов.

«Цепкие пальчики»

Задачи

Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т. п.

Материал

Две ленты – атласная и джутовая (ширина 1-1,5 см), тонкий шнурок (длина 20 см) с узелками.

Содержание игры

Взрослый накручивает атласную ленточку на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит им по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично действуют с джутовой ленточкой и шнурком.

Через 3-4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не наматывая их на палец. Малыш обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает (необходимо поочередно играть и с левой, и с правой ручкой).

Рекомендации по речевому развитию

  • Создавать ситуации, побуждающие прислушиваться к звукам речи.
  • В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирования речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  • Осуществлять подготовительную артикуляторную работу: побуждать к гуканию: звукам «кгы», «кга», «г-га-га», «к-гу-гу», возникающим у ребенка на выдохе в моменты высокой эмоциональности.
  • Включать в игры-занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать музыкальный слух.
  • В общение с ребенком вводить младенческий фольклор, используя старинные образцы речевого контакта с самыми маленькими – пестушки, потешки, песенки, побасенки, присказки и т. п.

Источник

Младенческий возраст включает в себя период от рождения до 1 года. В это время проходит так называемый довербальный этап развития речи: от первого крика до первого слова.

Ступени речевого развития:

  1. Крик.
  2. Гуление.
  3. Лепет.
  4. Лепетные слова.
  5. Первые слова.

А теперь перейдём непосредственно к календарю (в конце расскажу о «тревожных звоночках» в поведении малыша, при которых необходимо обратиться к дефектологу, поэтому если не все месяцы интересуют – пролистайте вниз – это очень важно).

Первый месяц

Крик младенца – чистый, громкий и звонкий. При резком звуке он вздрагивает и моргает глазками.

Примерно со второй недели – замолкает при звуковом раздражителе, прислушивается.

А уже в 3-4 недели Вы можете заметить «ротовое» внимание (малыш приоткрывает ротик, когда с ним общается взрослый).

Второй месяц.

Крик ребёнок становится дифференцированным: вы уже можете по интонации определить, что малыш голоден или его что-то очень беспокоит (крик резкий и непрерывный) или что он просто устал (приглушённый, мягкий крик, ребёнок будто жалуется).

В момент речи взрослого сосредотачивается (причём больше внимания уделяется тихому голосу, недели громкому), а, начиная с 6-7 недель, малыш будто пытается «отвечать» короткими гласными на речь взрослого.

Звуки, которые произносит: а, э в сочетании с похожими на согласные г, х (например: эхе, ге), гортанные звуки (эк-хе, эррхе).

Третий месяц.

Голосовые реакции становятся интонационно выразительными.

Уже появляется гуление (певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к а, у, ы, часто в сочетании с похожими на согласные звуками г, х, к).

Интересный факт: младенцы разных народов гулят одинаково.

А к 10-12 неделям ещё и громко смеётся.

Четвёртый месяц.

Младенец, услышав речь, начинает издавать звуки, а также уже начинает произносить свои первые слоговые цепочки (сочетания согласных в, ф, м, б с гласными)

Младенец активно гулит, радостно вскрикивает. Уже вы можете наблюдать «комплекс оживления».

Реклама:

“Комплекс оживления” у младенцев – что мамы должны об этом знать: узнать подробнее.

В ответ на ласковую речь мамы малыш поворачивает голову и улыбается ей.

Пятый месяц.

Наступает – истинно певучее гуление.

Малыш протяжно и длительно произносит слоговые цепочки (складывается впечатление, что он “поёт”), даже когда остаётся предоставленным самому себе.

Новые звуки, которые мы можем услышать: п, б, в, ф, м, т, д..

Интересный момент: когда говорит взрослый, младенец внимательно следит за его губами, а также пытается повторить его интонации.

Читайте также:  Определить уровень развития ребенка 8 лет

Шестой месяц.

Вступает в «диалог» со взрослым (отвечает звуками гуления на обращённую речь взрослого).

Появляется лепет.

Чем лепет отличается от гуления?

Если при гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные (г, к, х) в сочетании с гласными, то лепет характеризуется большим разнообразием (подключаются фрикативные и переднеязычные согласные – м, п, т, д, б и др.).

Малыш произносит слоги, состоящие из согласных п, б, м, г, д и др. в сочетании с гласными. Слоговые цепочки произносит выразительно, меняя интонацию, пробует произносит новые звуки.

Седьмой месяц.

Уже реагирует на своё имя (услышав, поворачивает голову). Узнаёт голоса близких взрослых, даже если их нет в поле зрения.

Начинает искать маму на вопрос «где мама?».

Пытается издавать несколько звуков на одном выдохе.

Совершает попытки произносить “случайные” слова родного языка (но происходит это неосознанно).

Восьмой месяц.

Лепет становится ещё активнее и разнообразнее, эмоциональнее и громче, пытается участвовать в “беседе” мамы и папы.

Малыш будто подражает сам себе.

Иногда вокализации наблюдаются и при манипуляции с игрушками.

По просьбе взрослого находит глазами знакомые предметы.

Девятый месяц.

Вы можете услышать слоговые сочетания «ма-ма», «па-па». При поощрении речевой активности (взрослый хвалит) старается говорить ещё больше и чаще.

Малыш использует речь как средство взаимодействия со взрослым.

Вокализирует при манипуляции с игрушками.

Десятый месяц.

Малыш начинает подражать фонемам родного языка, старается повторять за взрослым новые слоги. 

Старается выполнять простые просьбы: показывает части лица у взрослого или у куклы. Понимает значения слов «дай» и «нельзя».

Одиннадцатый месяц.

Малыш начинает осваивать интонации (удивления, отказа, просьбы и др.).

Начинает произносить первые осмысленные слоги (простые лепетные слова, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (гуси), «ко-ко» (курочка) и т.п.).

Двенадцатый месяц.

Начинает пользоваться жестами (например: «пока» – машет ручкой, «нет» – качает головой и т.д.). Малыш подпевает песенкам на своём языке. Уже гораздо лучше владеет интонацией (лучше, чем произношением).

По просьбе взрослого выполняет действия с игрушками.

Начинает произносить первые осмысленные слова («мама», «папа», «дай»).

«Тревожные звоночки»: в каких случаях обращаться к дефектологу?

Не смотря на то, что границы нормы немного размыты и у каждого отдельно взятого ребёнка развитие протекает индивидуально, – всё-таки на нормативы (на которые опираются специалисты в области медицины и педагогики) закрывать глаза не стоит. Лучше лишний раз проконсультировать с неврологом и дефектологом, чем потом услышать «А где ж вы, мамочка, раньше были? Почему не забили тревогу?»

Что же вас должно насторожить?

1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».

2. В 4 месяца ребёнок не гулит.

3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову). 

4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.

Не ждать появления тревожных звоночков и обратиться за консультацией к дефектологу необходимо в случае, если у ребёнка нарушение слуха или зрения, расщелина губы и нёба, синдром Дауна и др.

На консультации дефектолог даст рекомендации по организации дома занятий для профилактики речевых нарушений, расскажет о том, как создать благоприятную среду для развития речи и ответит не все интересующие вас вопросы.

Благодарю за внимание и за каждый «лайк».

Если вам интересна тема детского развития, подписывайтесь на мой канал!

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Читайте также:  Особенности развития основных функциональных систем ребенка

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории – слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика “развития понимания речи” хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник