Развитие речи у ребенка доклад

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Доклад

«Развитие речи у детей дошкольного возраста на занятиях»

Подготовила: Шекшаева А.С.

2016г.

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игры, скороговорки, детские стихи, загадки,  дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста. Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения. Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  • 3–4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3–4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  • 4–5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  • 5–6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  • 6–7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера. Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша. Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи. Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

 С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме. Варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные» Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» – рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» – томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает» Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

 «Объект и его действия» Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» – птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

«На что похоже» Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года девочка что должна уметь ребенок

«Буквы и цифры» Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку» Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

 «Аргументируй» Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5–7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций. Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда» Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы – плавники и т.д. Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов» Данная категория игр замечательно развивает речь, пополняет словарный запас, активизирует память и внимание ребенка. Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим некоторые из них. «В корзину я положил…» Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу. Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история» Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности, но и сохранения смысла предложения. Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово – цветок. Один ребенок придумывает начало истории – вырос цветок. Другой ребенок продолжает – на поляне вырос цветок. Третий малыш – на поляне вырос прекрасный цветок и т.д. Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения. Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения. Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Пример занятия по развитию речи (из опыта работы) «Семья»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я — семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я — семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладони три хлопка,

Читайте также:  Центр развития ребенка на лескова

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ»

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

В образовательном процессе ДОУ велика роль обучающих занятий, особенно специальных занятий по обучению родной речи. Теория и практика дошкольного образования доказала необходимость специально организованной деятельности по развитию речи, развивающих занятий по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, усвоению полисемических отношений, овладению связной монологической речью и др.

При организации занятий следует помнить, что занятия с дошкольниками — это не школьный урок. Форма занятия должна соответствовать его содержанию: дети могут свободно передвигаться по комнате, сидеть на стульях или на ковре, переходить от столика к столику и т.д. Нельзя переносить в детский сад школьные методы и школьное содержание обучения.

Основные направления работы с детьми на занятиях -подбор языкового материала и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых способностей. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план методы формирования речевого высказывания. Обучение важно проводить в системе, на высоком уровне трудности, с учетом возможностей детей, применять дифференцированный подход в работе с детьми разного уровня речевого развития и подготовленности.

Наблюдения показывают, что в процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снижается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ответить на вопрос, повторить, пересказать… и не всегда учитывает, есть ли у ребенка потребность это делать. Не продумываются мотивы речевой деятельности детей, от которых зависит качество речи. Очень важно создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения.

Например: “Расскажем про куклу, которая так хочет поиграть с детьми”, “Незнайка просит научить его рассказывать…”, “Придумай сказку для малышей”, “Самые интересные сказки запишем и составим книгу”.

В настоящее время во всех возрастных группах детского сада можно проводить разные по структуре занятия:

•   занятия, посвященные решению определенной речевой задачи (пересказ, заучивание стихотворения, экскурсия, занятия по звуковой культуре и т.п.)

•  занятия, состоящие из 2-3 частей, на которых решаются разные программные задачи и на разном речевом материале (Гербова В.Н.).

К сожалению, работа по этой схеме ставит перед педагогом ряд вопросов: как обеспечить речевую активность? Переключать внимание детей с одного содержания на другое? Обеспечить решение всех речевых задач? и др.

•  комплексные занятия, где решаются различные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – основную задачу развития связной речи.

Преимущество данных занятий – в обеспечении системы работы по формированию речевых способностей ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей, у ребенка формируется поисковая активность в сфере языка и речи. Обучение стимулирует саморазвитие языковой способности, проявление словесного творчества детей. Данные занятия разработаны коллективом ученых под руководством О.С. Ушаковой.

•   интегративные занятия строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной и др.) и разных средств речевого развития. При этом можно использовать разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность и интегрировать их по тематическому принципу. Например: 1. Чтение самостоятельной деятельности рассказа об осени. 2. Коллективная аппликация осени. 3. Составление детьми описательных рассказов об осени.

В настоящее время ряд педагогов отдают предпочтение именно этим занятиям, однако, это не всегда оправданно. Данные занятия целесообразно использовать как итог определенной работы, когда необходимые речевые умения уже сформировались.

Выбор структуры занятий определяется рядом факторов, но прежде всего программой, по которой работает ДОУ. Так, программа “Радуга” предполагает проведение 2-3 частных занятий, разработанных Гербовой В.Н.; а программы “Детство” и “Истоки” (Алиева Т.Н., Антонова Т.В., Арноутова Е.П., и др.) ссылаются на комплексные занятия, разработанные О.С. Ушаковой.

Развитие речи ребенка осуществляется не только на речевых занятиях, но и на занятиях других видов, построенных на речевом общении детей со взрослыми и сверстниками (обращение детей с вопросами, суждениями, высказываниями, ответы на вопросы и высказывания других детей и т.д.) Организация разнообразных по структуре и видам занятий обеспечивает формирование личностных черт – общительности, доброжелательности, эмпатии (сопереживание другому человеку), рефлексии (самопознания), понимания, доверия, дружелюбия и других.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в раннем возрасте кризис трех лет

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие.

Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит еще формальный характер, лишено личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения.  Неумение организоватьz

постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности и интересы ребенка приводит подчас к недоразвитию речи.

Задача воспитателя – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнеры, во многом определяет успех работы.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: “наклонитесь”, “положите”, “повернитесь”, “похлопайте” и т.д.

С детьми 5-7 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям,

Развитие речи Остей в нерегламентированной и самостоятельной деятельности спрашивает, нет ли затруднений у ребенка. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад. Используя вопросы, побуждения, наблюдения воспитатель активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляет в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и детьми, оценивая его высказывания.

Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и на занятиях. Время занятия не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребенка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому в повседневной жизни работа, начатая на занятии, должна продолжаться в специальных речевых играх и упражнениях. Так, в младшем дошкольном возрасте в утренние или вечерние часы педагог может проводить упражнения (индивидуально или с группой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи “Угадай;””, “Кто назвал”, “Кто как кричит”, “Эхо”, “Подуй на снежинку” и другие. Кроме того, в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речи, которая вызывает у ребенка затруднения.

Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Достижению результативности деятельности ДОУ по речевому развитию ребенка способствует создание психолого-педагогических условий, соответствующих требованиям (критериям) стандарта дошкольного образования.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Изд. Академия, 1997.

2.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М,: АПН РСФСР, 1961.

Литература

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.. 1937.

4.  Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1988.

5.  Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: изд. РАО, 1997.

6.  Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: “Совершенство”, 1998.

Источник