Развитие речи у ребенка дидактический материал

Развитие речи у ребенка дидактический материал thumbnail

Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития по ФГОС:

Овладением речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:

создание предметно-развивающей среды

подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий

использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.

личный пример педагога, его правильно поставленная речь

консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.

Активизация речи детей разнообразными средствами.

В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:

1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.

Например: берём картинку «Девочка с шарами»

Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»

2. “Угадай слова”

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.

3. Дидактическая игра “Подарки”

В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком “р”. Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.

4. Игры с перфокартами

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Перфокарты – это индивидуальные листы с интересными заданиями, заламинированные или можно вставить в толстый файл, для многократного использования.

Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.

5.”Ребусы”

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Сделать самим такие карточки нетрудно.

На картон приклеиваются 2 полоски, одна для вставки картинок на первый звук которых будет составляться слов, другая – ниже, для вставки букв.

Можно использовать разные варианты :

-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)

-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)

– составь схему

-расставь по схеме

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

6. “Слоговой тренажёр”

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Можно использовать в сюжетно-ролевой игре “Школа” с использованием следующих задний:

-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам

-исправь ошибки мишутки

-составь слоги

знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова

-определять звуки мягкие и твёрдые.

Индивидуальные тренажёры

Развитие речи у ребенка дидактический материал

7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Мною собрана картотека фонематических потешек

Развитие речи у ребенка дидактический материал

8. “Слоговое лото”

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игровая деятельность, через игру ребёнок познаёт окружающий мир, всесторонне развивается. Данные игры способствуют речевому развитию детей, надеюсь они буду и вам полезны.

Источник

Уважаемые родители,  Вы не знаете, как интересно и  познавательно провести выходной вечер с ребёнком? Я предлагаю Вам подборку дидактических упражнений и игр по развитию речи. Это будет интересно и Вам и вашему ребёнку.

Дидактические упражнения по развитию речи.

  1. Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ

Все пароходы, все паровозы

При помощи пара ходят и возят.

Все самолеты летают сами,

А пешеходы – это мы с вами.

Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».

– У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).

– У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…

– у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…

– у моржа длинные усы, поэтому его называют…

– у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).

– у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).

– у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).

– у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).

– у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).

– у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).

– у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).

Кто больше увидит и назовет.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).

 Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

Читайте также:  Коридоры развития ребенка таблица мальчиков до года

листья падают – листопад                сам ходит – самоход

снег падает – снегопад                мед носит – медонос

вода падает – водопад                звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад                сено косит – сенокос

разводит сады – садовод                везде ходит – вездеход

разводит леса – лесовод                база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз                воду возит – водовоз

сам летит – самолет                        пыль сосет – пылесос.

 Дидактическое упражнение «Сложные слова».

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит … (рыболов), пчел разводит … (пчеловод), сам летает … (самолет), лес рубит … (лесоруб).

Дидактическое упражнение  «Назови машину одним словом»

Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз;

Мешает бетон – … (бетономешалка)

Возит воду – … (водовоз)

Черпает землю – … (землечерпалка)

Укладывает трубы – … (трубоукладчик)

Дробит камни – … (камнедробилка).

Чтение и пересказ сказки

Спор машин

Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:

 существительное + глагол.

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

– Я сам могу груз сваливать, – сказал Самосвал.

– Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, – зашумел Бензовоз.

– Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.

– А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

– Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка,

Овощи резать – Овощерезка,

Мясо рубить – Мясорубка,

Кофе варить – Кофеварка,

Сок выжать – Соковыжималка.

– Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, – загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!

– Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой братокТепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

– Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, – загудел Пароход.

– Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

– Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

  1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
  2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
  3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
  1. Упражнение в образовании однокоренных слов  

   «Построй цепочку»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их  к данному слову.

Материал:  Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.

Ход игры:

Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:

Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.

Зима- зимушка – зимний – зимующий – зимуют.  

 Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.

Род – родной, родители, родственники, родина.

Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

 Какое слово «лишнее»?

Жаркий, тепло, теплица, теплый

Гора, горный, взгорье, гореть

Каменистый, камень, затвердел, окаменел

Водитель, вода, водоворот, подводный

Речь, река, речной, речушка

Заводной, заводить, водитель, водянистый

Разгорелся, горелый, горелка, горка

Лес, лесенка, лесной, лесник

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Корова, коровник, кора, коровий

Баран, бараний, баранина, баранка

 Подбери однокоренное слово к слову.

«ДОМ»  – домик, хата, изба, дома

«БЕЛКА» – побелка, у белки, бельчонок, белила

«ЧАС» – часовщик, время, минутка, частица

«МАЛЫШ» – ребенок, малютка, малыши, дитя

«УХО» – наушники, уши, уха, ушица.

  1. Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)

    «Четыре желания»

Цель. Продолжать  учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый – веселее – более веселый.
Высокий – выше – очень высокий.
Стройный – стройнее – более стройный.
Легкий – легче – очень легкий.

     Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).

Самолёт летит высоко, а ракета выше.

Самолёт летит далеко, а ракета дальше.

Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.

Самолёт мощный, а ракета мощнее.

Самолёт большой, а ракета больше.

Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

Самолёт просторный, а ракета просторнее.

Самолёт длинный, а ракета длиннее.

Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.

Подбери пару(образование сравнительной степени прилагательных)

Огурец большой, а кабачок больше.

Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).

Капуста большая, а тыква ….(больше).

Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).

Помидор красный, а свёкла….(краснее).

Редис мелкий, а горох….(мельче)

Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)

«Закончи предложение»

Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.

Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.

Ход игры:

Детям предлагается закончить предложение:

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 79 лучик

 Этот дом высокий, а этот еще … (выше)

Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)

Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)

Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)

Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)

 Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)

Источник

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

       «Покажи, кого назову»

Цель игры: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

Программное содержание: Дети сидят на ковре или просто играют.

Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья  и другие имена детей.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить имя». Игра  повторяется

«Кто что услышит?»

Цель игры: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Материалы и оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан

Программное содержание: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать

«Угадай игрушку»

Цель игры: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Развитие понимания речи взрослого

Материалы и оборудование: 3-4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок

Программное содержание: Воспитатель показывает детям игрушки. Надо сразу научить детей правильно называть предмет. Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а дети должны угадать эту игрушка.

«Во саду ли, в огороде?»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. Активизировать речь у детей

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Программное содержание: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»

«Поварята»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. 

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска изображениями изображение банки из-под компота и кастрюли

Программное содержание: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это?  Повтори, куда ты положишь фрукт?

«Кто с нами рядом живет?»

Цель игры: Учить узнавать, показывать и называть  птиц изображенных на картинках. 

Материалы и оборудование: Набор предметных картинок из серии «Птицы»

Программное содержание: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают

«Моя улица»

Цель игры: Развитие речи. Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность

Материалы и оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку,  игрушка- собака, кирпичики и кубики.

Программное содержание: Предварительно на прогулке воспитатель на прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет машина, кукла Таня идет, собака бежит. На занятии дети вспоминают, что они видели на прогулке. Затем воспитатель вместе с детьми строят улицу: из кубиков – дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют. Во время всех действий воспитатель отрабатывает навык речевой активности в употреблении общепринятых слов( машина едете, кукла идет).

«Чудесный мешок»

Цель игры: Уточнить и активизировать словарь по теме.

Материалы и оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Программное содержание: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

«Праздник елки в детском саду»

Цель игры: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Материалы и оборудование: Сюжетная картинка

Программное содержание:  Воспитатель используя картину рассказывает о празднике «Новый год» и просит повторять за ней.

«Кто внимательный»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материалы и оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Программное содержание:  Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

– Возьми мишку и посади в машину.

– Возьми мишку из машины.

– Посади в машину куклу.

– Покатай куклу  машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.        

«Олины помощники»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. 

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Материалы и оборудование: кукла

Программное содержание: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле …(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Читайте также:  Психо развитие ребенка 5 лет

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

«Мама купает ребенка»

Цель игры: Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Материалы и оборудование: Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

Программное содержание: Воспитатель показывает картинку и дает детям возможность рассмотреть ее. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», – говорит Петя. Как говорит Петя? Диана, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Вымоет мама Петю и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».

«Жучок»

Цель игры: Развитие речи. Соотносить глагол с действием,  которое он обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение Н. Юрковой «Жучок»

Программное содержание: Воспитатель, детям читают стихотворение Н. Юрковой «Жучок», а затем предлагают изобразить, каким грустным сидел жучок в коробке и как радостно он из нее улетел.

Жу-жу! Жу-жу!

Вы слышите?

Жу-жу!

Здесь я   – жучок.

Меня зачем-то поселили

Мальчишки в коробок.

Не повернуться в коробке,

Не встать на лапки мне.

Нельзя расправить крылышки.

Прижатые к спине.

Так тесно –

Даже не могу

Пошевелить усами…

Но неужели

Жу-жу-жу,

Не знаете вы сами.

Что очень плохо.

Плохо мне,

В закрытом коробке,

Что я мечтаю

В темноте

О свежем ветерке.

Там на лугу –

Трава, цветы,

И бабочки в полете.

А мне так грустно

В коробке.

Ну как вы не поймете?

«Оса»

Цель игры: Соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение  В. Приходько «Оса»

Программное содержание: Воспитатель детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.

Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.

На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотворенье

За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.

А я возьму варенье в ложку,

Немножко капну на ладошку

И крикну: – Вот тебе, оса,

Посадочная полоса.

Приятно маленькой сластене

Варенье пробовать с ладони.

 Прильнет, и усики нагнет,

И красный сок сосать начнет.

Проходит длинная минута,

 А мне не страшно почему-то,

Ведь не ужалит без нужды Оса,

Не чувствуя вражды?

Оса

Мне кожу пощекочет.

Оса

Сказать как будто хочет:

– Дружи со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.

«Профессии»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь 

Материалы и оборудование: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Программное содержание: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

–   Пашет, сеет, хлеб убирает, кто?  (Хлебороб.)

–   А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

–   Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

–   Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

–   К нам приходит с письмом

–  Прямо в дом – кто же он? (Почтальон.)

– Служит дорогой Отчизне

– Старший брат. Охраняет наши жизни, Он …  (Солдат.)

– Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и честно трудиться

«На приеме у врача»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь

Материалы и оборудование: кукла

Программное содержание: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Добавь слово»

Цель игры: Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы и оборудование: кукла Ваня

Программное содержание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Ваня. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Ваня, дети должны будут сейчас угадать.

Ваня.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол … (подметать).

Я умею пыль … (вытирать).

Я умею посуду … (мыть, полоскать).

Я умею постель … (застилать).

Я умею цветы … (поливать).

Я помогаю стол … (накрывать).

Я помогаю тарелки … (расставлять).

Я помогаю вилки … (раскладывать).

 Я   помогаю   крошки   …  (сметать).

 Я   помогаю   комнату   …  (убирать).

При  повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят  к индивидуальным (глагол   называет тот, к кому непосредственно обратится кукла Ваня).

Список литературы

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко.- 2-е изд., дораб.-М.Просвещение, 1991.-160с., ил.
  2. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе [Текст]: 2-4 года: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. В. Гербова. – Москва : Владос, 2003. – 157 с.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младше группе детского сада /В.В.Гербова.- М. :Мозаика- Синтез, 2007. – 96с.
  4. Сорокина А.И. дидактические игры в детском саду: (ст. группы) Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1982.- 96с.
  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко. – Москва: Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2006. – 166 с.
  6. [Электронный ресурс].

 Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-oznakomleniya-s

7. [Электронный ресурс].

 Режим доступа:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/25/kartoteka-rechevykh-igr-dlya-detey-rannego-vozrasta

Источник