Развитие речи у ребенка аутиста

Развитие речи у ребенка аутиста thumbnail

Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.

СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма

Характеристики речи у детей с аутизмом

Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.

Повторяющаяся или однотипная речь

Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.

Развитие речи у детей с аутизмом

Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.

С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.

Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.

Узкие интересы и исключительные способности

Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме. Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.

Развитие речи у детей с аутизмом

Неравномерное развитие языковых навыков

Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.

У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.

Плохое невербальное общение

Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.

Развитие речи у детей с аутизмом

Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:

  • имитации (вербальной/невербальной);
  • общего навыка концентрации внимания;
  • навыка использования жестов;
  • поведенческих запросов;
  • скорости общения;
  • восприятия навыков;
  • понимания смысла действий и слов.

и уменьшение:

  • стереотипного поведения;
  • невнимательного поведения.

Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.

Развитие речи у детей с аутизмом

Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/

Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это  учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.

Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.

Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.

Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.

Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.

Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.

Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме

Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор. Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей. Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.

Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.

Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.

Что такое скриптованная речь?

Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.

Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).

Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.

Развитие речи у детей с аутизмом

Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь». На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации. Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.

Читайте также:  Тесты на развитие речи ребенка трех лет

Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/
https://stopautism.ru/полезное/речь/

Положительные Отрицательные

Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина)

Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля)

Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда)

Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика)

Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света)

Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина)

У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита)

 У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня)

Вывод

Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 7 апреля, 2020

Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. В случае тяжелого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития.

Ребенок закрывает рукой рот, чтоб не говорить

Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чем потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.

Особенности речи при аутизме

Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.

Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:

  1. молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
  2. эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
  3. набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
  4. неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
  5. трудности с произношением отдельных звуков;
  6. неумение использовать личные местоимения;
  7. грамматические ошибки;
  8. буквальное понимание значения слов.

Ребенок держит искусственную руку

Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребенка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.

Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей.

Развитие понимания речи

Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.

Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.

Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.

Как донести важность общения ребенку с аутизмом

Для этого разработаны такие рекомендации:

Читайте также:  Программа индивидуальной траектории развития ребенка инвалида

Взрослые играют с ребенком в сказку

  • Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
  • Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
  • Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
  • Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира.
  • Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
  • Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить.
  • Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются.

Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша выныривать из своего мира во внешний.

Содают и закрепляют навыки,  как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.

Взрослая описывает ребенку происходящее вокруг

Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребенок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.

Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.

Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.

Как разговорить аутиста

Чтоб разговорить ребенка-аутиста, разработаны ряд подходов:

Взрослый привлекает ребенка к своей работе

  • Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием «Какой ты молодец, как здорово получается».
  • Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам.
  • Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.

Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся.

  • Speak the language of autism. McCravy S, Johnson A, Wetsel MA, Konz L. Nurse Pract. 2010 Apr;35(4):26-33; quiz 34. doi: 10.1097/01.NPR.0000369939.77975.54
  • Autism Speaks Toolkits: Resources for Busy Physicians. Bellando J, Fussell JJ, Lopez M. Clin Pediatr (Phila). 2016 Feb;55(2):171-5. doi: 10.1177/0009922815594587.
  • Russian Journal of Education and Psychology, 2018, Volume 9, Number 3 https://ej.soc-journal.ru
  • Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.
  • Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья.1999. № 2. С. 6–22.
  • Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Мне прислали очень интересный вопрос, может ли ребенок когда-нибудь преодолеть семантико-прагматическое расстройство речи, характерное для аутизма?

Ну, во-первых, я не специалист – я профессор кислых щей, т.е. обычная мама ребенка с РАС и сенсорной алалией. Во-вторых, именно исходя из моего опыта и опыта других мам, могу вам ответить: НЕ ЗНАЮ!

Объясню почему. Речь ребенка с РАС развивается по своим законам, которые практически ничего общего не имеют привычными нам ОНР.

ОНР – общее недоразвитие активной речи, это классификация сложности речевых проблем говорящего ребенка.

Различают 4 стадии:

ОНР 1 – скудная речь, лепетные слова, предложений нет (биби, ням ням, киса);

ОНР 2 – простые, в основном нераспространенные предложения, много аграмматизмов (дай ляблоко, кошка ушел);

ОНР 3 – распространенные предложения, сложных мало или они построены неправильно (папа подарил машинку как я хорошо вел)

ОНР 4 – речь с небольшими речевыми ошибками.

Дети с диагнозами ОНР1-ОНР3 учатся коррекционных школах, ребенок с ОНР 4 может посещать обычную школу, при условии, что продолжит занятия с логопедом.

При расстройстве аутического спектра все не то и не так!

1 стадия. Понять смысл общения. В норме полностью немой, но нейротипичный ребенок будет стремиться выстроить с вами коммуникацию, используя мимику, жесты и понятные действия.

Для аутиста польза речевой коммуникации непонятна и неочевидна. Он может молчать и смотреть в стенку, гадая, когда вы его покормите, скандалить, что нет любимого мишки, хотя он этого мишку даже и не просил. Он может и говорить, но его речь и взгляд ни к кому не обращены, слова часто не имеют для него смысла, подключается эхолалия – повтор ради “удовольствия”.

Как помочь? На этой стадии задача педагога – научить ребенка просить (жесты, ПЭКС, слова) и объяснить, что коммуникация – штука всестронне интересная и полезная, т.е. ты общаешься – ты получаешь какие-нибудь привилегии: еду, игрушки, прогулки, мультфильмы.

2 стадия. Непосредственно работа логопеда. Когда ребенок убежден, что педагог – хороший и полезный человек, поэтому лучше не кидать в него стульями и не биться головой о стену, начинается исправление речевых дефектов. У аутиста они могут быть любые. Специфические и характерные для других детей.

Читайте также:  Классическая музыка для развития речи у ребенка

Как помочь? Найти логопеда(ов) по профилю. Есть логопеды, которые ставят ш, ж, р, л, другие -классно работают с нарушением понимания речи, третьи – запускают речь при моторной алалии. Иногда, если много речевых дефектов, нужно несколько логопедов.

3 стадия – обобщение. Научившись говорить, нейротипичный ребенок довольно быстро обобщает этот навык. Какие то шерохооватости будут заметны, но через небольшой промежуток времени ребенок сможет применять знания, полученные у логопеда, на практике.

При высокофункциональном РАС обобщение занимает не меньше года, а иногда – несколько лет.

Какие бывают проблемы у детей с РАС?

  • ребенок говорит с логопедом на занятиях по карточкам – не пользуется речью в быту
  • говорит с логопедом и дома – в садике/школе/на площадке молчит.

Мы сейчас с ребенком на стадии обобщения. Мой ребенок заговорил в 3 годика, в 3,5 пошел в садик. То, что ребенок говорящий, воспитатели заметили ближе к 4-м :), когда он понял, что у воспитателя можно выпросить яблоко. И даже в свои 5-ть ребенок не до конца обобщил свои умелки.

Приведу пример. Мой ребенок – говорит распространенными предложениями и сносно может объяснить, чего хочет.

Вчера мой сокиiл захотел поиграть с соседом в догонялки. Он взял листик и с сердитым выражением лица начал бегать за соседским Максимкой – лупить его этим листиком по плечам. Т.к. фраза ” Давай играть в догонялки” не прозвучала, Максимка испугался и спрятался за мамой.

Иногда мне кажется, что я вожу на прогулку доисторического человека. Мое солнышко, которое вообще не закрывает рот дома, на прогулке выдает сплошные: “у”, “ы”. Простые b ljcnegyst csye умелки вроде, поздороваться, спросить как зовут назвать свое имя, я выжимаю из него клещами.

Об одном таком мальчике написана книга “Сири , с любовью”, где с помощью голосового помощника Сири мальчика учили разговаривать с окружающими.

Как помочь?

1. Если ребенок говорит с логопедом, но не с вами, не доработана стадия 1. Вы не убедили ребенка, что общаться словами – полезно.

2. Существуют специальные техники для развития навыков диалога и рассуждения. Ребенку задают вопрос и показывают картинку-подсказку. Это может быть рисунок или фото. Потом эти костыли убирают.

На этом этапе важно добиться произвольных речевых реакций. Это когда в ответ на ваш вопрос последует не заученный ответ, но “авторский” комментарий от ребенка или даже рассуждение, например.

-Почему ты себя плохо ведешь?

– Потому что это весело/ потому что я непослушный.

Что сегодня делал в садике?

– Я ел хлеб, а Дима потерял шапку.

3. Ребенок должен много разговаривать с другими людьми, желательно там, где взрослый может управлять разговором и делать подсказки ребенку. Большим плюсом будет, если каждая реплика вашего ребенка будет получать усиление, простыми словами: другие люди будут позитивно и понятно реагировать на попытку вашего ребенка общаться.

Это:

  • коммуникативная группа;
  • дружелюбные дети на улице;
  • друзья и ровесники в семье.

4 стадия. Семантико-прагматическое расстройство речи: борьба с бестактностью.

К этой стадии мы с ребенком только подбираемся. Нейротипичный ребенок около 7 лет обладает чувством такта. Он знает, о чем можно/нельзя говорить с другом/учителем/родителями, к кому обращаться на ты, а к кому на вы, что для человека – оскорбительно, а что – приятно.

Аутист этого не понимает!

Даже если аутист говорит как бог и не имеет видимых речевых расстройств, он легко выявляется по семантико-прагматическому расстройству речи.

Когда ребенок-аутист начинает говорить на этом уровне, вы начинаете молиться, чтобы он замолчал.

Вот красноречивые примеры:

Мама и папа вчера занимались сексом.

– У меня был запор, мама ставила мне свечку.

– Марь Ванна, дай мне яблоко.

Или вот интересный пример, описанный психиатром:

Ваня не имел видимых проблем развития. Но в школе он не находил общего языка с детьми. Его называли придурком. Одна из причин конфликта: дети договорились, что будут сидеть тихо и притворяться, что в классе никого нет. Когда учитель подошел к классу и спросил: “Вы в классе?” , мальчик ответил:

– Василий Иванович, мы от вас спрятались…

Некоторые люди преодолевают стадию 4 или преодолевают ее частично, а другие – застревают в ней. О чего это зависит?

  • степень аутичности и степень развития речи, чем “высокофункциональней” аутист, тем легче ему понять окружающих, также чем лучше его речь – тем больше шансов подобрать правильные слова;
  • работа родителей, окружающих, теплая дружелюбная атмосфера, широкие возможности для общения;
  • возраст не менее 11 лет (ребенок должен научиться критически и логически анализировать свою речь и поступки);
  • желание ребенка.

Последний фактор – самый важный. Многие аутисты до старости избегают общения с незнакомцами, не зная о чем с ними говорить.

Известный психолог Ольга Сергеевна Никольская условно поделила высокофунциональных аутистов на 2 группы:

  • Группа 3 – аутисты, которые поглощены своими особыми интересами, неуступчивы и не готовы вести себя в соответствии с ожиданиями других людей (условно интроверты).
  • Группа 4 – аутисты, которые общаться “хотят, но не умеют” (условно экстраверты).

Я бы поспорила, что “тройки” не хотят общаться совсем. Просто они быстрее выматываются, часто им вполне достаточно друзей из социальной сети или похода в магазин, чтобы наобщаться на всю неделю вперед. У многих от шумов, криков, освещения просто наступает сенсорная перегрузка. Кроме того, они слишком дорожат своим особым миром, чтобы идти на уступки.

Как помочь? На этой стадии мы, родители, просто предлагаем шаблоны поведения: личным примером, подсказками, социальными видеороликами, тематическими мультиками, беседами в семье и с психологом.

Каждый ребенок возьмет оттуда столько, сколько сможет, и еще не факт, что ваша модель – самая правильная. Если ребенок настойчиво не хочет общаться с людьми, нужно подумать о бытовой адаптации: как он будет работать и учиться, ходить к врачу, вызывать мастера, вызывать полицию и т.п.

Кроме того, в таком случае имеет смысл вернуться на стадию 3 – к поискам доброй, принимающей среды, позитивного опыта общения.

Источник