Развитие речи у ребенка 5 класс
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
- Н.Д. Максимова
- учитель МОУ СОШ № 1
- ст. Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край.
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие речи – это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития .
На уроках русского языка дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.
В пятом классе учащихся следует знакомить с правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:
- умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный материал;
- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
В процессе работы над текстом формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Новый год в нашей семье”, “Мой четвероногий друг”.
При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи.
Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:
- Выделение опорных слов.
- Работа с деформированным текстом.
- Редактирование текста.
- Составление цепочек связи.
- Изложение текта.
- Сочинение собственного текста
Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное. Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.
На уроках развития речи я решила отказаться от стереотипов и шаблонов; главными принципами моделирования уроков творчества стали непредсказуемость творческого действия и свобода воображения. Сочинение должно стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни. В основе любой деятельности – мотивация. Мотивацией на уроках развития речи может быть потребность рассказать о любом событии: посещении музея, экскурсии, о прочитанной книге, встрече с интересным человеком, о любимой игрушке и т.д. Главное, тема сочинения не навязывается учителем, а выбирается ребенком. Он сам решает, о чем ему писать.
Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. При обучении сочинению составлена следующая памятка:
- Определи тему сочинения .
- Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
- Составь план сочинения.
- Определи, о чем рассказать подробнее.
- Напиши сочинение.
- Не забудь проверить свою работу.
При подготовке к изложению ребята используют памятку:
- Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
- Найди в тексте опорные слова, обрати внимание на языковые выразительные средства.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
- Найди слова с изученными орфограммами.
- Еще раз внимательно прочитай текст.
- Напиши изложение.
- Не забудь проверить свою работу.
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
- подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
- подбор к данному слову антонимов;
- работа над прямым и переносным значением слов;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками.
Избежать речевых ошибок помогают такие упражнения, как:
1. Найти в предложении лишнее слово.
- В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
2. Найди повторы в предложении, исправьте:
- Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную
поляну.
- Составьте из двух предложений одно.
- .Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
- В предложении вставьте слово «который» в нужной форме.
- Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.
- Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
- Пирожки с повидлой, шесть карандашов.
6. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.
Исправьте и запишите.
- В библиотеке дети читают книги. Во дворе много маленьких малышей.
Конечная цель по речевому развитию учащихся– научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся обеспечивает решение задачи. Развитие речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать школьникам доступные их возрасту и пониманию знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Использовалась литература:
- И.И. Политова “Развитие речи учащихся ”. Москва, “Просвещение” 1984 г.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998..
- Львов М. Р. Методика развития речи школьников. – М.:Просвещение, 1985.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
Источник
Развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Бабиной Ю.А.
Тема: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах.
Актуальность.
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, « мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».
Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.
Цель и задачи работы над темой.
Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1). Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме.
2). Развивать интерес к своему предмету.
3). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
4). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
5). Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
6) Описать свой опыт работы по данной теме.
В связи с этим я считаю, что развитие речи – это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с развивающими и воспитательными функциями; с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку, а также и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирование языковой компетенции. Мы должны формировать личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью.
По-моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.
Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.
Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими:
немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.
Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке; после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1. Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.
Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:
– музыкальные;
– читательские;
– жизненные;
– фантазийные
3. Устные дискуссии .
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
4. Устная или письменная газета
5. Языковые игры:
– «Корректор»
– «Вставь слово» слайд
– Буриме
– Продолжи рассказ по его началу…
– Собери текст.
– Распространи предложение
– Найти третье лишнее и др.
6. Минутки поэзии слайд
7. Мини-изложения, мини-сочинения.
8. Творческие диктанты на основе картин.
9. Почему так, а не иначе.
10.Пересказ художественного текста от лица героя
Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)
11.Сообщения .
12. Театрализованные сценки, спектакли.
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная
Задание: «Вставь слово»
(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н Сладков.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.
Такие же задания разработаны по теме «Глагол», «Имя существительное» и др.
Ключ. Текст 1.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)
Ключ. Текст 2.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Задание «Продолжи»
Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.
1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…
Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.
2. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото…
Ключ. (Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца.) В.Белов.
Задание. «Составь рассказ».
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
Задание. «Редактирование текста».
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.
Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом. Потемнела прозначная вода в озере.) По Д.Мамину-Сибиряку.
Задание. Составь рассказ по его началу.
1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия.
…. бежит, Например: Серый волчище быстро бежит,
… дрожит. Заинька белый сильно дрожит.
Звонкий ручеек бежит,
Вода, как стеклышко, дрожит.
Лисица по лесу бежит,
А заяц под кустом дрожит.
… солнце Например.: Глядит весеннее солнце
… оконце В мое любимое оконце.
Вот взошло большое солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.
На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, ( сухой) и ( колкий) .
И вяз озяб, и дуб замерз
Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,
Листья (пожелтелые) по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.
Упражнение « Распространите предложения».
День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.
Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам :
– летний дождь,
-осенний дождь,
– весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Задание. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» («Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»).
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя Необходимо обращать на удачные образцы речи самих детей.
Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.
Результативность.
Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах.
Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
1. Сформирование устойчивой мотивации и интереса к предмету. Качество знаний по предмету – 58-60%
2. Участие в конкурсе «Русский медвежонок», призовые места в этом конкурсе в районе.
3. Участие в районных конкурсах
4. Участие в областных конкурсах.
5. Участие в школьных олимпиадах: из 12 человек – 10 участвовало в олимпиаде.
Сайт разработан Центром информатизации и оценки качества образования на базе CMS Joomla!®
Вологда, 2010
Loading…
Источник