Развитие речи у неговорящего ребенка
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т.Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
«Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Источник: https://karkusha.su/sovremennyie-metodiki-zapuska-rechi-u-negovoryashhih-detey/
Источник
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
- непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
Читайте также: Нейродинамическая Ритмопластика
«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
- Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
- «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Читайте также: Как развивать ребенка в 1 год
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
- Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Источник
Бывает, что дошкольник долгое время не разговаривает или произносит лишь самый ограниченный набор простых, односложных слов. В некоторых случаях эта ситуация не требует логопедической коррекции, так как есть дети, которые от природы молчуны, и это связано с замкнутым характером. Однако иногда задержка речевого развития требует консультации со специалистом логопедом или дефектологом. Игнорирование может привести к проблемам с обучением в детском саду и школе.
Когда начинать коррекцию
Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.
Начинать работу по системе можно, когда:
- маленький молчун полностью здоров;
- педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
- малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
- ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.
При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.
Вызывание речи у неговорящего ребенка
Для вызывания речи у неговорящего ребенка маленькому молчуну нужен мощный стимул. Самый лучший способ принудить малыша к произнесению первых слов — активно общаться с ним, ожидая ответной реакции. Даже если взрослым кажется, что дошкольник слишком мал и плохо понимает обращенные к нему слова, разговаривать все равно нужно. Как показывает практика, дети понимают гораздо больше, чем принято считать.
Почему развитие возможно только через игру
Классические методики развития речи основаны на игре. Специфика психики дошкольника заключается в том, что малыш хорошо воспринимает и запоминает лишь то, что ему интересно. В этом возрасте основным видом деятельности малыша является игра — подражание взрослым и животным, освоение новых физических движений, творчество. Дошкольники еще не умеют учиться, но с удовольствием откликаются на любое предложение поиграть. Эти особенности детской психики используют логопеды и дефектологи, представляя в игровой форме основные задания на запуск речи.
Анализ готовности к развитию речи
Анализируя готовность малыша к работе по системе, нужно учитывать следующее:
- хорошо ли слышит дошкольник;
- понимает ли он обращенную к нему речь;
- соотносит ли он слово с конкретным образом (предметом или картинкой);
- имеются ли у него физические дефекты, препятствующие произношению слов (например, укороченная уздечка языка или врожденные челюстно-лицевые аномалии).
Обратите внимание! Если дефектов не имеется, а на первые три вопроса родитель дает положительный ответ, ребенок готов к произношению первых слов. Возможно, нужно просто немного подождать, побольше разговаривая с сыном или дочерью.
Первые признаки неблагополучия
Первыми признаками неблагополучия можно считать проблемы со слухом и отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Врожденная глухота или тугоухость без лечения могут существенно затормозить речевое развитие малыша. Если же он не улавливает смысл слов и не сопоставляет их с визуальными образами, это может быть симптомом серьезного психического расстройства — аутизма. В этом случае следует проконсультироваться с детским психиатром и невропатологом по вопросу лечения заболевания.
Проверка слуха
Проверять слух лучше всего на приеме у ЛОР-врача, однако простейшие тесты можно провести и дома. Хорошо слышащий малыш всегда поворачивает голову на источник звука, узнает по голосу родных и близких, радуется громкой веселой музыке и пугается громкого шума. Если он не реагирует на слуховые раздражители и остается безучастным к ним, это может свидетельствовать о тугоухости. В этом случае запускать речь без устранения основной болезни нет смысла.
Обратите внимание! Во избежание нарушений слуха нельзя позволять детям дошкольного и младшего школьного возраста слушать музыку или просматривать мультфильмы в наушниках. Громкий звук агрессивно воздействует на нервную систему и может стать причиной повреждения барабанных перепонок.
Причины молчания, не связанные со здоровьем
Иногда причины молчания никак не связаны со здоровьем. В этом случае ребенок может долго не разговаривать из-за:
- сильного стресса;
- бесконтрольного просмотра телевизионных программ и сидения за компьютером;
- упрямого нежелания разговаривать;
- врожденной замкнутости и необщительности.
Обратите внимание! Эти причины легко устраняются в ходе работы с профессиональным детским психологом.
Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи. Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии.
Запуск речи у неговорящих детей: современные методики
Перед тем как запустить речь у ребенка, нужно мотивировать дошкольника к четкому произнесению слов, словосочетаний, а затем и полноценных фраз-предложений. Чтобы мотивировать его к коммуникации и стимулировать умственное развитие, нужно совершенствовать:
- осязание;
- тактильную чувствительность;
- сенсорику.
Для этого можно применять спектр детских развивающих игр с использованием дидактических материалов.
Игры на развитие тактильной чувствительности
Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.
Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом.
Развитие осязания
Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.
К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.
Как правильно развивать сенсорику
Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.
Когда нужны занятия с логопедом или дефектологом
Занятия с детским логопедом (групповые или индивидуальные) по вызыванию речи требуются в том случае, если:
- родители много разговаривают и играют с малышом трех лет, но речь по-прежнему не запускается;
- из-за речевых нарушений ребенку сложно адаптироваться в детском дошкольном учреждении;
- дошкольник старше трех лет плохо произносит некоторые согласные звуки, заменяя их другими;
- ребенок негативно воспринимает любые попытки его разговорить, предпринимаемые старшими.
Как показывает практика, в 90 % случаев своевременное вмешательство логопеда помогает легко решить проблему и снять диагноз ЗРР (задержка развития речи) за несколько месяцев систематического курса занятий по той или иной методике.
Главное, что должны запомнить родители: ни при каких обстоятельствах не стоит показывать ребенку волнения по поводу его отсталости в речевом развитии. Страх и паника взрослых передаются малышу, а это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Напротив, спокойствие старших поможет вызвать речь и преодолеть все трудности. Сперва можно попробовать самостоятельно все исправить, а если ничего не получится, то обратиться к специалисту.
Источник