Развитие речи у глухого ребенка скачать

Развитие речи у глухого ребенка скачать thumbnail

Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

        Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми  потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

        У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется  на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

        В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

В 7-8  месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов. 

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова,  накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) – дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи.  При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это  словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).         

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка образец

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.   

    Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора – яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь. 

Источник

Развитие речи у глухих детей в различных видах деятельности

Красильникова О.Н., учитель начальных классов

Читайте также:  Тест развития ребенка трех лет

ОГКОУ «школа-интернат № 87»

К началу обучения в школе глухие дети, с которыми не проводилась подготовительная работа, как правило, не имеют словесной речи. При этом отмечаются вялость мышц артикуляционного аппарата и поверхностное речевое дыхание. Общение детей с окружающими взрослыми (главным образом с матерью) осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов.

Иногда свое отношение к окружающему дети выражают голосовыми реакциями: эмоциональными криками, смехом или плачем. Речь же окружающих оказывается недоступной для понимания необученных глухих детей и спонтанно, вне направленного обучения, не развивается.

Целью работы учителя является формирование и развитие у глухих детей устной речи в различных видах деятельности.

Задачи заключатся:

– в координировании всей работы по формированию у глухих детей словесной речи;

– в упорядочении и приведении в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;

– в планомерном развитии значений слов и целых высказываний;

В отработке конкретных речевых действий и развитии разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).

В целях реализации задач речевого развития глухих школьников предусмотрены различные условия, в которых обеспечивается работа над речью:

а) речевое развитие детей и бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т.п.);

б) речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим и овладения разными видами деятельности на специальных занятиях (игра, изобразительная деятельность, труд, физическое воспитание и т.п.);

в) обучение разными видами речевой деятельности, работа по усвоению значений слов и фраз, отработка звуко-буквенной структуры усвоенных речевых средств в процессе специально организованных наблюдений над языковым материалом на занятиях по развитию речи;

г) обогащение и развитие сенсорной базы для восприятия речи и отработка ее звуковой стороны на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению;

д) закрепление усвоенных речевых навыков и усвоению новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).

На специальных занятиях по развитию речи работа ведется в следующих направлениях.

1. Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); подражание предметным и речевым действиям взрослого; умения применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; умения соотносить устное, письменное (а позже – дактильное) слово с обозначаемым содержанием; умения улавливать аналогии в языковых формах.

2. Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, дактилирования, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.

3. Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по данным темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения.

4. Специальные языковые наблюдения в целях овладения значениями усвоенных слов, отработки звуко-буквенной структуры или грамматической формы слов в структуре целых предложений (четыре типа логической фразы: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание).

Данное направление работы предусматривает условия для переноса усвоенного речевого материала и речевых умений в новые ситуации общения.

Слова даются преимущественно во фразовом материале и сопоставляются по смыслу при различной их группировке по мере введения в речь новых слов.

Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка.

Сначала детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.

Потом детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме. Ведется интенсивное накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведении.

В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах в соответствии с условиями их функционирования. Дактилология на всех годах обучения используется как вспомогательное средство (для овладения чтением, осознанным говорен6ием, письмом).

Ведущей формой работы является фронтальное занятие.

Методами обучения речи являются: побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.

Строго регламентируется объем материала по той или иной теме. Глаголы в словаре представлены, как правило, в двух формах, что показывает последовательность их употребления в речи (например, первоначально в словаре дается глагол иди, а через несколько слов идет как новое слово).

Большинство глаголов используется только в повелительном наклонении (например, поставь, покажи).

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Словарь обучения входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения, Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъявления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности школьника и часто повторяются. Затем следуют глаголы с более ограниченной сферой употребления. Кроме того, в общем словаре глаголы представлены в двух формах: в повелительном наклонении и в инфинитиве. Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех видах занятий педагога и воспитателя, кА не только на занятиях по развитию речи.

Эффективным средством закрепления речевого материала, усвоенного на уроках, а также основой для дальнейшего его обогащения в условиях непосредственного общения с более широким, чем на уроках, кругом людей являются различные виды внеклассной работы, органически включающие в себя трудовую и игровую деятельности учащихся.

Вывод: Одной из важнейших задач, стоящих перед специальной школой, является формирование и развитие устной речи у глухих детей. Достичь успехов в этом направлении возможно лишь на основе единства обучения и воспитания. Спецификой соединения воспитания и обучения в школе глухих является тесная взаимосвязь работы по формированию речи на уроках и во внеклассное время.

Источник

Развитие устной речи у глухих школьников, Методическое пособие, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В., 2003.

  Пособие посвящено актуальной и недостаточно разработанной в сурдопедагогике проблеме дифференцированного подхода к формированию восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников.
Для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, сурдопедагогов сурдологических центров, а также студентов дефектологических факультетов.
Пособие рекомендовано Управлением специального образования Министерства образования Российской Федерации.

Развитие устной речи у глухих школьников, Методическое пособие, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В., 2003

Восприятие на слух и воспроизведение изменения высоты основного тона (мелодика речи).
1. Восприятие на слух и воспроизведение разной высоты голоса (низкого, среднего и высокого) при произнесении слогового материала.

Перед испытуемым лежат три картинки, на которых нарисованы медведь, заяц и птичка. Учитель предлагает: «Послушай, как говорит медведь (заяц, птичка), и повтори.»

Учитель воспроизводит слогосочетания папапапа голосом разной высоты, моделируя ее высотным положением руки (средний голос -рука посередине, высокий – выше, низкий – ниже срединного положения) и передавая выражением лица характер сказочных героев. При этом высота голоса остается в пределах естественного диапазона, сила и тембр голоса, а также темп речи не меняются.

Ученик при повторении за учителем стремится точно передать положение руки, соответствующее выражение лица, по возможности соответствующую высоту голоса.

При анализе полученных результатов особое внимание уделяют тому, умеет ли ребенок при изменении высоты голоса сохранять его силу и нормальный тембр. Это отмечают в протоколе в примечании.

Содержание
Предисловие    
Часть I. Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей     
Введение    
Глава 1
Дифференцированный подход к обучению устной речи (ее восприятию и воспроизведению)    
Глава 2
Комплексное педагогическое обследование слуховой функции, состояния устной речи (ес восприятия и воспроизведения)    
Глава 3
Содержание дифференцированного обучения восприятию и воспроизведению устной речи    
Приложение. Карта первоначального обследования устной речи (ее восприятия и воспроизведения)    
Часть II. О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей     
Введение     
Задачи работы в слуховом кабинете    
Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета    
Функциональные обязанности учителя-дефектолога слухового кабинета    
Требования к оснащению слухового кабинета    
Программа работы в слуховом кабинете    
Приложение. Материалы для обследования учащихся    
Список использованной литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Развитие устной речи у глухих школьников, Методическое пособие, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В., 2003 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 25.12.2015 15:36 UTC

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: Кузьмичева :: Яхнина :: Шевцова

Следующие учебники и книги:

  • Развитие креативности у учащихся, Гаврилова Г.Н., Гаврилова Е.В., 2012
  • Введение в практическое тестирование, Казиев В.М., 2016
  • Педагогика, Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2014
  • Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Бюхи П., 2011

Предыдущие статьи:

  • Программа учимся успешному чтению
  • Учимся успешному чтению, Галактионова Т.Г., 2012
  • Учим успешному чтению, Книга для учителя, Книжное дерево моей семьи, 5 класс, Время открытий, 6 класс, Галактионова Т.Г., Красновская Е.М., Назаровская Я.Г., Ширяева С.А., 2013
  • Педагогика текста, Опыт семиотического решения, Галактионова Т.Г., 2013

Источник