Развитие речи ситуация письменной речи ребенка

СИТУАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Что это такое и почему она важна для дошкольника?

«Он уже говорит?» – вопрос, который с тревожным любопытством задают окружающие родителям.

«Говорит» – поначалу, применительно к двухлеточке, значит «объясняется словами, словами обозначает свои желания или протесты, словами отвечает на свои вопросы». Мы зафиксировали: да, речь стала для ребёнка способом общения, коммуникации.

Но подобное «говорение» – лишь старт речевого развития. Это уже не отдельные звукокомплексы с размытым смыслом, а узнаваемые грамматические конструкции. И слова в этих конструкциях начинают приобретать значение, близкое к тому, которое фиксируют словари. Ведь те «слова», которые ребёнок произносит до этого момента, не являются словами в привычным смысле. Они обладают другой ёмкостью, заменяют собой развёрнутые высказывания и не могут быть отнесены ни к какой части речи. Слово «мама», к примеру, для годовалого малыша означает много-много всего разного, в зависимости от ситуации: и «дай», и «страшно», и «хочу на ручки» и «пожалей-приласкай».

Иными словами, в тот момент, когда малыш раннего возраста «заговорил», речь как таковая только начинает формироваться. И это сложный, многоступенчатый процесс. Считается, что речью как способом коммуникации ребёнок овладевает к пяти годам. К этому возрасту он уже должен обладать достаточно богатым словарным запасом, строить основные грамматические конструкции использовать речь как средство самовыражения. Собственно, это последнее и является главным показателем развитости речи: развитая речь позволяет сочинять.

Но все эти достижения ребёнка существуют пока только в одной плоскости – в плоскости устной речи.

Когда он пойдет в школу, ему предстоит невероятно сложная задача: научиться делать все это ещё и на письме.

        Что сложнее – устная или письменная речь – вопрос дискуссионный. Конечно, письмо само по себе – сложный вид деятельности. Писать трудно. На первый взгляд труднее чем говорить. Но сочинение на письме допускает черновые варианты, поиск формулировок, повествовательных конструкций, подбор языковых средств. Устная речь должна сразу рождаться ясной и выразительной.

        Разным людям разные формы речи даются по-разному: это зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в процессе развития устная и письменная речь влияют друг на друга и стимулируют совершенствование друг друга.

          Какое отношение все это имеет к маленькому ребёнку? К проблемам развития речи в детском саду? Что-что, а уж самовыражение на письме – точно не дошкольный вид деятельности.

          Это так. Но оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы.

         В «ситуации письменной речи» сам ребёнок ничего не пишет. Он только рассказывает, а его речь записывает взрослый.

         Не все, что записано за ребёнком, – продукт ситуации письменной речи. Вы можете записывать за детьми забавные словечки и выражения, можете вести протоколы наблюдения за детской игрой, фиксируя детские фразы и диалоги. Это совсем другое.

        Ситуация письменной речи должна быть специально организована, когда ребёнок знает, что вы за ним записываете. Когда он сочиняет текст специально «для записи», «диктует» взрослому. А взрослый фиксирует устную речь, превращая её в знаки.

        Это своего рода магия, волшебство. Ведь что происходит? Слышимое, но невидимое превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребёнок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребёнок сочинил

         Почему это так важно?

         Во-первых, это наглядный урок на тему:» В чем смысл письменности?» И ребёнок узнает об этом смысле не из навязчивых и непонятных рассуждений взрослого, а из собственного опыта. Это своего рода пропедевтика, опережающие действия, создающие у дошкольника мотив к овладению новым видом деятельности. Если учесть, сколько пота и крови стоит первокласснику обучение письму, мотивация должна быть очень сильной.

          Во-вторых, ученые отмечают: в ситуации письменной речи речевое поведение детей меняется. Они невольно начинают говорить чуть медленнее, их фразы становятся длиннее и сложнее. Объяснения таким изменениям разные. У ребёнка к какому-то моменту уже есть образ письменной речи (если это нормальный ребёнок, которому время от времени читают). Он интуитивно чувствует, что письменная речь связана с более сложными грамматическими конструкциями и «не вырубается топором». К тому же в ситуации письменной речи он оказывается главным, а взрослый должен следовать за ним, подчиняться логике действий, заданной ребёнком, – и это очень острое переживание. За ребёнком записывают его фантазии! То есть проявляют интерес к нему, к тому, что у него внутри. Ведь слова, как ни крути рождаются «изнутри».

            Иными словами, ситуация письменной речи оказывается сильнодействующим средством развития устной речи дошкольника, мобилизирующего его речевые ресурсы. Только нужно правильно её организовать.

            Сформулируем некоторые правила, позволяющие психологически грамотно выстроить ситуацию письменной речи.

           Ребёнку нужно предложить интересную, близкую, личностно важную для него тему. С этой точки зрения предлагать детям составлять рассказ о зиме или о сезонных признаках осени неправильно. Эта тема традиционная, дидактическая, но к внутренней жизни ребёнка отношения не имеющая. И рассказы по картинкам для ситуации письменной речи не годятся. И даже рассказы по плану. Здесь нужно предоставить ребёнку свободу импровизации. Вопросы нужно задавать животрепещущие, на которые он внутренне откликнется.

Читайте также:  Программа развития детей до года в доме ребенка

          «С кем и во что я играю в детском саду?», «У меня дома есть игрушки», «какой подарок я попрошу у Деда Мороза?», «Что было, когда я болел?», «Я мечтаю, чтобы мне завели котенка». Можно предлагать «провокационные» темы, предварительно выяснив у детей, что они не любят: «Почему я не люблю понедельник?», «Почему я не люблю спать днём?», «Что я люблю и что не люблю есть за обедом?», «Когда я обижаюсь?» и т.п.

           Только когда ребёнок получит некоторый опыт высказываний на значимые для себя темы, можно перейти к придумыванию фантастических или волшебных историй. И – опять-таки – в этой ситуации главным персонажем таких историй должен быть ребёнок. Он про себя, про свои желания должен рассказывать.

            Взрослый, организующий ситуацию, должен показать ребёнку: ему очень важно, что тот скажет. Важно и интересно. Поэтому он готов за малышом записывать.

            Ребёнок должен видеть, как взрослый за ним записывает. Время от времени нужно показывать ребёнку текст, в который превратился детский рассказ. Время от времени уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда я зачеркну. Скажи ещё раз, чтобы точнее получилось.» Зачеркивание допустимо, потому что взрослый работает в черновике. Очень ванное замечание, и ребёнку нужно об этом знать. Наконец, в конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Ведь это итог. Это и есть результат «превращения» устного в письменное.

          Можно создать дополнительную мотивацию для ребёнка –рассказчика. Например, пообещать, что текст будет красиво оформлен. Результат опять надо показать ребёнку и обязательно записанное прочитать: вот что ребёнок говорил. Даже если он и сам уже что-то подзабыл, на бумаге в письменном виде, его слова сохранились.

          Ситуацию письменной речи можно организовывать для детей с четырех с половиной лет – когда они «дозревают» до коллективных игр, когда начинает заметно расширяться их социальный опыт и общение становится более разнообразным.

          Эффект от использования  ситуации письменной речи особенно заметен во взаимодействии с пятилетками и шестилетками.

           И эффект связан не только с предшкольной подготовкой. Ситуация письменной речи, организованная в семье, – прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.

Источник

Лариса Алексеева
Ситуация письменной речи

Практическое задание.

Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем.

Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения я начала с выбора темы. Тема была выбрана не случайно. Мы работали тематическую неделю «Веснянка». Надо сказать, что я работаю во второй младшей группе, это дети от 3-х до 4-х лет. Я прочитала детям сказку К. Ушинского «Утренние лучи», использую фланелеграф, знакомила с героями. Сказка оказалась интересной каждому ребенку,и мы решили пофантазировать: кого же еще могла разбудить солнышко?

У нас в группе есть замечательный персонаж – игрушка Мишка, он просто сидит на стульчике на глазах у детей. Мишка никогда не учит детей, не делает замечаний, не дает оценок. Он всегда добрый, неумелый недотепа, которому дети всё объясняют, доказывают. Дети его учат. И вот мишке очень понравились рассказы детей о солнышке, которое кого то будило, но он не запомнил текст, забыл. А медвежата ждут, чтобы он им рассказал про солнышко. И мы решили помочь Мишке – я запишу рассказы детей, а Мишка прочитает их медвежатам.Нужно рассказать: когда солнышко проснулось? Кого оно разбудило и что тот стал делать?

Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, т. к каждый хотел помочь Мишке, ведь его ждут медвежата с рассказами – это являлось главной мотивацией при выполнении упражнения. У ребят блестели глаза, группа затихала когда кто-то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием.

Дети проявили огромный интерес к результату, когда я заканчивала читать рассказ, одни хлопали в ладоши,другие говорили: «Да, я так говорил!», «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже мало-активные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей.

Рассказы детей мы вместе с родителями оформили в виде книже-малышек. Один папа набрал текст, а для оформления титульного листа был объявлен конкурс рисунков, по теме «Утренние лучи». Рисунки получились замечательные, яркие, красочные, с юмором. Тогда мы решили их использовать не только для обложки, но и для иллюстрации страниц книжки. Надо отметить, что родители были очень заинтересованы и активны. Они узнали своих детей с другой стороны – это были не просто малыши, а писатели-сказочники, фантазеры. Когда книжки были готовы, мы одну торжественно подарили нашему Мишке, чтобы он прочитал медвежатам, а остальные подарил детям. Родители рассказывали что дома дет просил вновь вновь прочитать, рассматривали картинки. Даже если ребенок что-то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Я попросила родителей предложить дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуация письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителям и детьми.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста

Я довольна результатом проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О. Ушковой в «ситуации письменной речи», т. е. когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок невольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова –связки, дополнительные определения, распространенные предложения.Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» – прекрасное средство для развития устной речи, её самой сложной формы – монологчсеской.

Рассказы детей II младшей группы (от 3-х до 4-х лет).

Саша: Солнышко утром выглянуло, на рассвете, где-то в 6 утра. Оно разбудило белочку, белка стала чистить зубки, еще грызла орешки.

Никита: Солнышко встало утром, разбудило корову.Корова мычала: «Му-у, молока кому?».

Полина Р.: Утром проснулось солнышко, разбудило зайчат. Побежали они греться и собирать морковку.

Мира: Было утро. Солнышко проснулось, разбудило скворца своим лучикам за ноги. Скворец начал прыгать, зернышки клевать, потом полетел искать еду птенчикам.

Полина М.: Утром солнце встало, пригрело, разбудило петушка.Петушок проснулся и громко крикнул: «Кли-ки-ку».

Арина: Солнце в 4 встало, утром. Разбудило волка. Волк проснулся увидел зайчиков. Потом зайки испугались и убежали, а волк сонный.

Ксюша: Солнышко проснулось в 5 часов, утром значит. Оно разбудило ежика. Ежик проснулся, фыркнул и собирал грибы.

Дима: Утром проснулась солнышко, белку разбудило и зайчика. Они завеселились и стали гулять.

Влад: Солнце проснулось утром, пустило лучки и ежика разбудило. Он стал ловить мышей, утром было.

Алиса: Солнышко проснулось утром и разбудило корову, и она стала кричать «Му-у-у», травку ела сочную.

Источник

Для участия в «ситуации письменной речи» была выбрана тема « Мои питомцы», так как эта тема интересна нашим воспитанникам, дети любят рассказывать про своих любимцев. А так же рассказы по этой теме являются подготовкой к лексической теме «Домашние  питомцы», которую нам предстоит изучать следующей по нашему календарному плану.

Большинство детей для участия в «ситуации письменной речи» были взяты из средней группы, в которой я работаю. Я взяла тех детей, которые были на тот момент в группе и речь которых мне понятна. Потому что есть дети говорящие очень плохо и дети, для которых русский язык не родной. Большинству детей 4 года. Все дети имеют разный уровень психологического и коммуникативного развития. Есть дети очень зажатые и неразговорчивые. А также я взяла одного ребенка 5 лет и одного ребенка 6 лет ( племянницу и дочь). Мне было интересно посмотреть как меняется речь детей по мере взросления. Мой эксперимент показал, что их рассказы полней, но не на много.

Участвовать в ситуации детям понравилось. Все с удовольствием рассказывали о своих питомцах, правда с начала дети рассказывали неохотно, а уже в процессе раскрывались и наговаривали все больше и больше. Были дети, у нет питомцев, но им так хотелось поучаствовать в упражнении, что они рассказывали про игрушечных животных.

Рассказы получились очень интересными, у некоторых детей они получились неожиданно большими и полными, так как эти дети обычно в саду не разговорчивы. А те дети, которые обычно разговорчивы сказали очень мало. В рассказах детей было очень много повторов, например такие слова, как он, она, у неё и т.п.Абсолютно всем детям был интересен результат. Так же дети захотели повторить упражнение, и я им предложила тему «Моя любимая игрушка». Рассказы на эту тему получились еще более полными, с большим количеством уточнений. Дети смотрели на то, что у нас получается и им хотелось говорить побольше, чтобы рассказ получился длиннее.

Родителям было очень интересно читать рассказы детей, были родители которые очень удивились тому, что их дети столько много рассказали. Некоторые захотели повторить дома «ситуацию письменной речи».

Тярина Василиса.

У меня есть дома, здесь, собака, то есть в сарае. У неё есть ошейник белый от блох. От него блохи убегают и спрыгивают с Марты. Она живет в большой, огромной будке. У меня Марта один раз убежала от бабушки Светы. Мы искали, искали её и нашли. Мы с бабушкой все гаражи обошли, потом вышли на дорогу и увидели её с каким-то дедушкой. Я люблю с ней играть, только она на меня прыгает.

А ещё у меня есть кот Васька. Он живет тоже с Мартой в сарае. У него есть ошейник синего цвета. Он постоянно бегает у нашего дома. Ещё забегает домой. Мы с ним постоянно играем, только он на улице от меня убегает, и под машины бегает ещё.

У меня ещё есть Рыжик. Это мой кот. Он постоянно меня царапает. У него болит ухо  здесь ( показывает). Оно каким-то непонятным цветом покрашено, бабушка покрасила. Мама говорит не трогать, потому что я заражусь от Рыжика болезнью. У него давно болел хвост, он его не мог держать и задними лапами ходил на мысочках.

И про Кешу теперь. У меня есть Кеша. Он мой попугай. Он живет у бабушки в клетке на гардеробе. Гардероб очень высокий, на котором Кеша живет, и приходится бабушке всегда вставать на стул. Кеша гладкий, хвостик длинный у него. Головка белая, тут он весь голубой (показывает туловище), а перышки беленькие и черные на них пятнышки, и хвостик на конце у него черненький. Мы Кеше с мамой купили друга, он как статуя. Кеша у нас как будильник. Бабушку раньше чем на работу пора будит. Мы такую белую штуку для клюва повесили, и он её клювом вот так тук-тук. И ещё у него такая же есть розовая. А другую белую штучку сняли, и он как в футбол играет. И он её за корзину для еды ложит. И за эту миску он запинает.

Читайте также:  Центр развития ребенка 387 казань

Горчаков Илья.

У меня живет кошка. Она белого цвета. Носик чуть-чуть коричневый. Роста средний. Папа ходит с ней гулять. И я хожу с ней гулять. Кошка ходит по нашему дому. Она любит молоко. Она любит играть с маленьким шаром.

Баженов Валера.

У меня есть Барсик. Его зовут мальчик. Я хожу с ним гулять. Барсик играет с мячиком, у меня есть мячик. У меня есть ещё Мотя. Мотя белого цвета. Они вообще дерутся, они ещё бегают. Они вообще бегут, бегут и быдыщ. А Мотя меня защищает от Барсика. Они дерутся. Ещё Барсик меня ощарапал. Когда я ходил гулять, потом я пришел домой, и он меня ощарапал, и укусил, и ощарапал. Ещё котик умеет прыгать. Всё.

Трепова Ульяна.

У меня есть собака. Её зовут Ирма. У Ирмы порода алабай, она овчарка. Ей нужно много бегать, потому что эта порода охраняла овец. Ирма большая, она белая и у неё почти нет ушей. Она любит купаться, ещё она любит побегать. Я с Ирмой играла в мяч на участке, я мячик кидала, а Ирма за ним бегала. Потом она приносила мяч к Вовиному домику, а я брала и  бросала, а Ирма его опять приносила. А ещё Ирма у Вовиного домика закопала косточку и накрыла её плёнкой.

Когда мы приходим её кормить, она стоит на будке и «танцует». Ирма так виляет хвостом, что всё её тело трясётся. Она любит кушать мясо, макароны и грызть кости. Я с ней гуляю в лесу, мы ходим гулять с ней к речке. Она, когда мы с ней идём, перепрыгивает через поваленные деревья. А когда она приходит с прогулки, то все собаки на неё лаят и она на них.

А у бабушки есть дома щенок Максик. Его порода называется чихуа-хуа. Он у меня маленький, даже когда он вырастет, он будет не большой. Он любит погрызть кость, которая больше него. Я хожу с ним гулять на поводке. Мы с ним ходим вместе на диван мультики смотреть. Максику будут делать 4 мая прививку, его нельзя будет брать на руки, потому что ему будет больно.

Когда Вова уезжает на работу, Вова мой крёстный, он всегда дразнит Макса. И Максик кусается. Он меня кусает. Моя сестричка Вика боится собак. А когда мой братик Толя хочет взять Макса, он его кусает.

Мне Макс нравится, потому что он маленький и его можно положить на куклину кроватку, но он оттуда убегает. А Ирму люблю, потому что она нас охраняет и с ней можно поиграть в мячик.

Фролова Соня.

У меня есть попугай. Мы его кормим семечками. Даём ему воду. Он сидит в клетке. Он большой. Он желто-зелёный, крылышки зеленые, а тело желтое. Он просыпается раньше всех. Он нас будит в сад. Он всегда чирикает. Я сплю на 2 этаже, а его даже на 2 этаже слышно. Я его назвала Соня. Он девочка. Он не играет, потому что сидит в клетке.

Шельгова Оксана.

У меня есть собака, её зовут Тузик. Мой Тузик охраняет от врагов. Я с ним играю. Я его кормлю. Он белый, он маленький, у него овальное туловище, у него круглая голова, у него хвостик похож как у волка. Он покрыт шерстью. Я его люблю, потому что он хороший, замечательный.

Егорова Таня.

У меня есть черепаха, и кошка, и собака. Я хочу рассказать про черепашку. У нас черепашка живет в воде. Она может ползать по столу нашему, ей иногда мама разрешает. И мы её кормим. Мы её очень любим. Мама когда у ходит на работу, мы её вместе кормим: няня, баба, я и деда. Она зелененькая с лапками и плавает в аквариуме обыкновенном. Может она по столу.

Филаткин Илья.

У меня есть собака и котик. Его зовут Мася. Он большой и ещё тяжелый. Он не щарапается. Он цветом черный. Он ещё не умеет играть. Дана тоже не умеет играть- это моя собака. А попугаев у меня нет. Они все едят корм, Мася и Дана. Дана ещё быстро бегает, что её никто не догонит. Она самая быстрая. Это всё. Я больше не знаю таких слов.

Алексеев Ярослав.

У меня есть собака. Её зовут Джесика, она девочка. Папа идет с ней гулять, мы тоже идем с папой. Она большая, шерсть у неё коричневая. Она дома у нас живет. Она ест корм. Она нам нужна, чтобы охранять нас с Даней. А ещё играть с нами. Мы её любим и за ней ухаживаем.

Источник