Развитие речи ребенка зпр дома

Развитие речи ребенка зпр дома thumbnail
Занятия с детьми с ЗРР, игры и упражнения

С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.

Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР

ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.

Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.

Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:

  • развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
  • побуждение к общению;
  • пополнение словарного запаса (пассивного и активного).

Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.

Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:

  • несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
  • критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
  • для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
  • все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.

Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес  к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.

Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра

Описание

Угадай-ка

Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит

Имитация

Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков

На прогулке

Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их

Домашний оркестр

Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал

Скажи, что звучит

Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, игра

Описание

Монохромная мозаика

Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук

Повтори

Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)

Найти пару

Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

Лабиринт

Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуру

Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Читайте также:  Отставание в развитии детей дома ребенка

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи

Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.

Очень полезно  при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.

Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.

Техника выполнения занятия:

  • «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
  • «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
  • «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
  • «иии» — в стороны, вниз;
  • «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
  • «эээ» — движение рук в стороны, вниз.

Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».

При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.

Видео

095

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа № 11 города Новокуйбышевск Самарской области

 структурное подразделение «Детский сад «Надежда»

Консультация для родителей

Тема: «Как развивать речь у детей с

задержкой психического развития»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Лариса Георгиевна Дончук

г.о. Новокуйбышевск, 2015 г.

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимание на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова («мицанер» вместо «милиционер», «мотолок» вместо «молоток»), правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»), пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.  

Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребенка гораздо больше, чем только искаженное произношение звуков. Можно быть картавым человеком и иметь богатую образную речь, а можно верно произносить все звуки и не уметь построить простой фразы, составить рассказа, пересказать содержание сказки.

Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты. Почему?

Читайте также:  Подготовка к школе ребенка с нарушениями в развитии

Причина может лежать в несформированности речи. Ведь речь – основное средство общения, с помощью речи мы узнаем новое, выражаем свое отношение к окружающему. Из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие ученики не могут применить на практике ни одного выученного правила, недостаточно понимают объяснения учителя, не могут уловить смысл задачи.

Когда надо начинать беспокоиться и заняться развитием речи своего ребенка? Вчера! Не занимались этим раньше – спешите заняться сегодня, завтра, послезавтра, ЕЖЕДНЕВНО!

Занятия эффективны только тогда, когда они систематичны. Лучше заниматься по 5 минут каждый день, чем один раз в неделю по полчаса. Совсем бесполезны занятия от случая к случаю.

Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребенка, пользуясь несложными логопедическими тестами.

  1. Прислушайтесь, как говорит Ваш ребенок: «много красных карандашов» (карандашей), «лисапед» (велосипед), «упал а пол» (на пол), «дай мне красных куртку» (красную куртку). Запомните или запишите ошибки – они подскажут вам направление работы.
  2. Попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в еще не прочитанной книге). Обратите внимание: ребенок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево»)  или составляет предложение или рассказ о том, что происходит («Кошка залезла на дерево, это собака выскочила из дома и испугала её»). Помогите малышу составить развернутое предложение – ежедневная практика дает поразительные результаты.
  3. Попросите ребенка назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придется подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.
  4. Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает малыш, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны назвать 6 – 8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т.д.).
  5.  Может ли Ваш ребенок правильно назвать действия людей (лечит, строит, пишет, читает, отдыхает, вяжет и т.п.), способы передвижения животных (скачет, ползет, прячется, выслеживает, крадется, плывет). Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, всходит, заходит, скрывается), умеет ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, рычит, мычит, блеет, шипит и т.п.). Глаголы и прилагательные делают нашу речь образной и интересной. Ребенок с достаточным запасом таких слов не будет затрудняться в пересказе.
  6. Сколько признаков действий может назвать Ваш ребенок? Спросите его, как может передвигаться кошка (быстро, торопливо, медленно, тихо, тихонько, ползком, лениво, осторожно) или скажите, что на улице может быть тепло, и предложите ребенку продолжить (холодно, пасмурно, туманно, сыро, ветрено, солнечно, мокро, пыльно, грязно и т.д.). Признаки действий (наречия) появляются в речи

  детей позднее, чем другие слова – помогите своему ребенку усвоить их, обращая           внимание на погоду, природу, животных и т.п..

  1. Поиграйте в игру «НАОБОРОТ». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далёкий – близкий, ранний – поздний, старый – новый, темный – светлый, высоко – низко, грустно – радостно, медленно – быстро и т.д.). Такие слова не только показатель развития речи, но и показатель сформированности мыслительных процессов.
  2. Знает ли Ваш малыш, когда так говорят: светлый ум, светлая голова, светлый человек; тёплый взгляд, теплая встреча, теплые тона, теплый разговор; тяжелый характер, тяжелое настроение, тяжелые мысли; золотые руки, золотое сердце, золотая монета и т.д. Дети, не понимающие переносного значения слов, воспринимают речь конкретно и недопонимают смысла текстов и стихотворений. Чаще загадывайте детям загадки, сами пользуйтесь пословицами и поговорками и объясняйте, почему так говорят.
  3. Может ли ребенок объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад и т.п.  Знание законов словообразования позволит вашему ребенку быстрее усвоить и грамматические законы русского языка.
  4. Понимает ли ваш малыш разницу между словами: чист – часто – часть – честь; тень – темь; лист – лис – лес; долг – долго; гора – гореть – горечь – горе; речь – река; печь – печаль – печать? Тренируйтесь – понимание смысловой разницы слов обеспечит в дальнейшем грамотное письмо.
  5. Умеет ли он подобрать родственные слова (конь–конница–конь–конюх–конюшня; стройка–строитель–перестроить–строительный)? Такое умение позволит ребенку с легкостью освоить все правила русского языка в школе.

Итак, Вы протестировали вашего ребенка. Теперь у Вас два пути. Первый – учесть все ошибки и приступить к ежедневным 5 – 10 минутным занятиям (можно пользоваться этими тестами, как планом). Второй – не забивать себе голову проблемами ВАШЕГО ребенка, положиться на русское «АВОСЬ» или передоверить развитие речи ВАШЕГО ребенка воспитателям (у которых помимо него еще в группе много других детей). Выбирать Вам.

Если Вы выбрали первый путь, но не знаете с чего начать или сомневаетесь в чем-либо, обращайтесь за консультацией к воспитателям, логопеду, ищите популярные книги и пособия – главное сделать первый шаг. Когда заниматься? В любой удобный для Вас и вашего малыша момент, например, по дороге в детский сад и обратно.

 Успехов Вам и Вашему ребенку (пять минут общения с любимой мамой или с вечно занятым папой – только ради этого ребенок готов свернуть горы)!

Источник

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

Читайте также:  Что такое дефект развития ребенка

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

  • Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
  • Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
  • Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
  • Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
  • Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

  • Тяжело протекающие беременность и роды.
  • Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
  • Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

  • Педагогическая запущенность.
  • Стрессовая ситуация.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

  • Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
  • Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.
  • Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.
  • Учеба дается с большим трудом.
  • Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

  • Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
  • Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
  • Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
  • Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
  • Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Источник: https://karkusha.su/osobennosti-razvitiya-detey-s-zpr-sovetyi-roditelyam/

Источник