Развитие речи ребенка занятия по васильевой

Проведите анализ раздела “Развитие речи детей” используемой в Вашем ДОУ комплексной программы. Свои результаты занесите в таблицу. (см. “Таблица “Анализ раздела «Развитие речи детей» в современных образовательных программах”)

Анализ раздела «Развитие речи детей» в современных образовательных программах (программа М.А.Васильевой)

Критерии анализа

Возрастная группа детей

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

(старшая группа)

Старший возраст

(подготовительная группа)

Какие задачи развития речи выделяются?

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картинке.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса, дополняя высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.

Какие (ая) формы (а) развития речи являются ведущими?

1. Программные художеств. произведения для чтения, для рассказывания.
2. Специально организованное речевое воздействие воспитателя (рассказы о детях, о жизни группы, о себе, о трудных ситуациях и др.)
3. Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря.
4. Работа по различению и правильному произнесению звуков, отработка речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса.
5. Уточнение произношения звуков.
6. Усвоение грамматических норм.
7. Работа над синтаксической стороной речи (однородные члены).
8. Беседы по картинам.

1 Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2. Занятия для обогащения и активизации словаря.
3. Занятия по воспитанию звуковой культуры речи.
4. Работа по обучению детей монологической речи.
5. Описательные рассказы.

1. Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2 Овладение грамматикой родного языка:
– Развитие лексики
– Овладение правильным произношением звуков
– Разнообразие словарного запаса
– Морфологические средства языка
– Совершенствование синтаксической стороны речи
– Формирование звуковой культуры речи.
3. Обучение монологической речи.
4. Описательные рассказы и словесное творчество.

1. Программные художественные произведения для чтения, для рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2 Формирование словаря
3. Связная речь: обучение монологической речи
4. Формирование звуковой культуры речи
5. Подготовка к обучению грамоте.

Какие методы, приемы и средства используются?

Средства развития речи: – общение взрослых и детей;
– художеств. литература;
– изобразит. искусство, музыка;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Практические:
дидактические игры.

Дидактические упражнения

Хороводные игры.

Средства развития речи: – общение взрослых и детей;
– культурная языковая среда;
– обучение родной речи в НОД и внеНОД;
– художеств. литература;
– изобразит. искусство, музыка, театр;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Дидактические упражнения

Хороводные игры.

Средства развития речи: – общение взрослых и детей;
– культурная языковая среда;
– обучение родной речи в НОД и внеНОД;
– художественная литература;
– изобразительное искусство, музыка, театр;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Дидактические упражнения

Пластические этюды

Хороводные игры.

Средства развития речи: – общение взрослых и детей;
– культурная языковая среда;
– обучение родной речи в НОД и внеНОД;
– художественная литература;
– изобразительное искусство, музыка, театр;
– занятия по другим разделам программы.

Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Дидактические упражнения

Пластические этюды

Хороводные игры.

В каких видах деятельности развивается речь?

Выделяют 8 видов деятельности. Речь развивается во всех, если воспитатель грамотно выстраивает свою работу. Отличие только в «дозировке» по каждому возрастному периоду. И, в зависимости от вида деятельности, развивается та или другая сторона речи (связная, звуковая, грамматическая и др).

Источник

Лариса Авксентьевна Демченко
Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред. М. А. Васильевой

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи.

Л. С. Выготский отмечал, что “если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”. Этим и обусловлен выбор темы моей разработки.

Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее сензитивен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Работая с детьми раннего возраста, наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, у нас сложилось представление об уровне сформированности их речи. Речь большинства наших детей этого возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Многим проблемам не было уделено должного внимания и недостатки речи закрепились,.Среди них выделяются следующие:

•у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие-раздражительны, чрезмерно подвижны);

•артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок);

•недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Главные задачи речевого развития в этом возрасте:

•установление эмоциональный контакт с ребёнком;

развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со мной не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни.

развитие мелкой моторики рук;(используя дид/игры, пальчиковую гимнастику)

развитие слухового, зрительного восприятия (через использование дид. /игр наглядного материала)

развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)

развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений).

Основной формой педагогического процесса в детском саду является непосредственно-образовательная деятельность. Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Каждую образовательную деятельность мы стараемся сделать игровой, эмоционально привлекательной. Например, в своей непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с домашними и дикими животными» дети видят не только интересные звучащие игрушки животных, яркие картинки с их изображением, упражняются в звукоподражании, но и учатся узнавать и называть животных, группировать их по месту обитания, воспитывается заботливое отношение и любовь к животным, прививается интерес к художественному слову.

Для обучения в группе для детей представлено многообразие дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия.

•Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление, речь, обогащение и активизация словаря.

1.«Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

2.«Узнай фигуру».

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

3.«Какой предмет лишний?»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы, группировать их по общему признаку

4.«Помоги мишутке найти свою тарелку».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой – маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю, активизировать словарь.

5. Кубики «Мякиши» (тема «день-ночь», «один-много», «сказка»)

Цель: расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

•Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

1. «Эхо».

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

2. «Паровоз».

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

3. «Лошадка».

Цель: Учить правильно произносить звук «И».

•Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

1. Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

2. Разрезные картинки и кубики, пазлы (по темам: «игрушки», «овощи», «фрукты» и т. д.)

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет, называть его, группировать по признаку.

3.«Найди такой же предмет».

Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами, учить называть его.

4.«Ты чей, малыш?», «Чей домик?»

Цель: Учить узнавать и правильно называть животных и их детёнышей, места обитания животных, укреплять зрительную память, развивать мышление.

5.«Какого предмета не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, речь, умения детей группировать предметы по общему признаку.

Многие дидактические игры изготовили мы сами,например: «Посади бабочку на свой цветок», «Найди ключик», «Собери и назови картинку», «Дай Оле шарик», «Один-много», «Большой-маленький», различные шнуровки и т. д.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения, мы создали развивающую речевую среду, соответствующую возрасту детей, требованию программы. В неёвходят:

•разнообразный иллюстрационный материал;

•звучащие игрушки животных;

•куклы, кукольный уголок;

•книжная зона;

•театральная зона (театр на фланелеграфе, настольный театр)

•дидактические игры и упражнения

•уголок ряжения;

•музыкальный уголок.

Предметно-развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми речевыми задачами.

Работая с детьми данного возраста я использую различные методы и приёмы речевого развития, в зависимости от темы образовательной деятельности.

Наглядные методы:

•Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д.

•Наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д.

•Рассматривание игрушек, предметов и картин.

Практические методы:

•Дидактические игры;

•Дидактические упражнения;

•Хороводные игры;

•Игры – драматизации; инсценировки;

•Игры – сюрпризы;

•Игры с правилами.

Словесные методы:

•Чтение потешек, стихов, сказок с использованием наглядности;

•Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приём – это элемент метода. Приёмы бывают трёх видов:

1. Наглядные- показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении звукоподражанию;

2. Игровые- словесные,наглядные:

3. Словесные- речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

В своей работес детьми я использую следующие формы организации воспитательно-образовательного процесса:

•Образовательная деятельность : деятельность по подгруппам

•Совместная деятельность: режимные моменты;

индивидуальная работа,чтение художественной литературы;игры-драматизации;игры-хороводы; игры-забавы;дидактические игры по развитию речи;наблюдения и элементарный труд в природе;

*Самостоятельная деятельность:дидактические игры и пособия;(со своими детьми закрепляю знания, приобретённые в НОД);игры в уголках (обогащаю предметно-развивающую среду предметами, игрушками, новыми атрибутами).

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей, мы стараемся создавать в группе спокойную, доброжелательную обстановку.

Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Каждый день в индивидуальных беседах с родителями, мы обсуждаем вопросы адаптации и развития ребёнка в данном возрасте, находим компромисс в проблемных ситуациях.

Работа с родителями: родительские собрания;индивидуальные беседы;

анкетирование; консультации;информационный уголок;конкурсы;фотовыставки.

С родителями мы проводили родительские собрания по темам «Возрастные особенности речи детей данного возраста»,давались рекомендации и консультации в уголок для родителей: «Ребёнок начинает говорить», «Говоруны и молчуны – кто они такие?», делалось сообщение «Развитие речи детей раннего возраста» .Наши родители вместе с детьми изготавливали различные творческие работы и участвовали в городских конкурсах «Пасхальный колокольчик», «Нарядим большую ёлку», выставках и фотовыставках «Мой домашний питомец», «Моя семья», «Как я провёл лето».

Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе. Дети к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, включаются в игру и начинают договаривать текст потешки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами, заложенные в детстве, являются предпосылками успешного обучения русскому языку.

В перспективе планирую обновление и обогащение предметно-развивающей среды путём изготовления новых дидактических игр и пособий, использование в образовательной деятельности ИКТ, совершенствование профессионального мастерства через участие в городских мероприятиях и конкурсах, обмена опытом, используя интернет-ресурсы.

Источник

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе  группа

1. Словарь        

а. «Скажи, что это»

        Предлагается картинка, на которой по 2-3 предмета одежды, мебели, посуды, животных, овощей, фруктов. Воспитатель показывает предмет на картинке (например, чайник) и спрашивает: что это? Ребенок называет. Воспитатель обобщает: Чайник – это посуда, а есть еще на картинке посуда? Ребенок показывает и называет. Аналогично с  другими предметными картинками одежды, мебели, животных и т.д.

б. «Назови ласково»

        Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого  и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме:

        Большой ключ – маленький…ключик

        Большой дом –    маленький…домик

        Большая кровать – маленькая …кроватка

        Большая шишка – маленькая …шишечка

        Большое яблоко – маленькое …яблочко

        Большое ведро – маленькое…ведерко

2. Грамматический строй речи        

а. Единственное и множественное число (по картинкам)

Воспитатель выкладывает картинку, где один предмет и много таких же предметов. Воспитатель называет  один предмет, ребенок – много предметов.

Один утенок – много утят

Один котенок – много котят

Одна ленточка – много ленточек

Одна кукла – много кукол

Одно яблоко – много яблок

Одна слива – много слив

б. «Назови детенышей» (по картинкам)

У медведя – медвежата

У кошки – котята

У лисы – лисята

У собаки – щенята

У козы – козлята

У зайца – зайчата

3.Связная речь

а. Предлагается картинка с несложным сюжетом. Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке ( с наводящими  вопросами).

б. Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)

в. Расскажи любое стихотворение наизусть

 1. Словарь

а. «Для чего нужна вещь»

Предлагаются  картинки, ребенок должен объяснить назначение предмета:

Грузовой автомобиль – …для перевозки грузов

Сахарница – … для хранения в ней сахара

Стул – …для сидения

Игрушки – …чтобы детям играть

Ведро – …наливать в него воду

Полотенце – …вытирать лицо, руки после купания

б. «Назови вторым словом»

Предварительно дается образец:

Морковь – овощ

Тарелка – посуда

Медведь – животное

Воспитатель называет предмет, ребенок называет обобщающее слово

Капуста – …

Яблоко – …

Чашка – …

Платье – …

Собака – …

Воробей – …

Диван – …

Сапоги – …

Кукла – …

в. «Назови детенышей»

У собаки – …щенята

У кошки – котята

У курицы – цыплята

У коровы – телята

У зайчихи – зайчата

У утки – утята

У ежихи – ежата

У свиньи – поросята

2. Грамматический строй речи

а.  «Чего не стало»

Зеленое ведро – нет..зеленого ведра

Красное яблоко –  нет …красного яблока

Голубое одеяло – нет… голубого одеяла

Желтые утята – нет…желтых утят

Полосатые котята – нет… полосатых котят

б. «Много и один»

Показывают ребенку картинку. где много предметов и один:

Одна вилка – много вилок

Одна ложка – много ложек

Один помидор – много помидоров

Один огурец –  много огурцов

Один цыпленок – много цыплят

Один утенок – много утят

Один заяц – много зайцев

Одна кошка – много кошек

в. «Что изменилось»

Воспитатель меняет расположение предметов

Мяч на столе – …мяч под столом

Книга на полке – …книга в шкафу

Кубик за книгой – …кубик перед книгой

г. «Назови ласково»

Гриб – …грибочек

Сын – …сыночек

Цветок – …цветочек

Дом – …домик

Гном – гномик

Стол – столик

Стул – стульчик

Чашка – …чашечка

Ведро – ведерко

3. Развитие связной речи

а. Расскажи об игрушке (кошка, собака,заяц) – по образцу воспитателя

б. Расскажи по картинке (предлагается сюжетная картинка по возрасту)

в. Расскажи любимую сказку («Репка», «Колобок»)

г. Расскажи любое стихотворение  наизусть

1.Словарь

        а. Объясни значение слов (без картинок):

        холодильник     –      (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания     продуктов) ;

        вездеход       –    (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным) ;

        пылесос      –   (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).

б. «Кто заметит больше»

        Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):

платье – юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.

машина – колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.

в. «Кому что нужно для работы»

Самолет – …летчику

Лейка – …садовнику

Весы- …продавцу

Термометр – …врачу

Микрофон – …артисту, певцу

Швейная машинка – …портнихе

Руль – водителю, шоферу

г. «Третий лишний»

        Капуста, морковь, яблоко

        Диван, стакан, стул

        Медведь, заяц, воробей

        Платье, сапоги, юбка

2. Звуковой анализ слова

        а. Придумай слово с определенным звуком

        С – санки, самолет, снег

        К – кошка, корабль,

           кровать

        А – аквариум, апельсин,

            арбуз

        Р –  рыба, робот, растение

б. «Найди рифму»

(дается образец воспитателя)

кукушка – …хлопушка, подушка

чашка- …ромашка, рубашка

утка- …дудка, шутка

рак- …мак, лак

3. Грамматический строй речи

а. «Назови ласково» (дается образец)

Дом – домик

Стол – столик

Кошка – …кошечка

Окно – …окошечко

Яблоко – …яблочко

Серый – …серенький

Рыжий – …рыженький

б. «Где что хранится» (дается образец)

Сахар –… в сахарнице

Хлеб –… в хлебнице

Молоко –… в молочнике

Соль –… в солонке

Масло –… в масленке

в. «Какой, какая, какое»(по картинкам)

Яблоко – сочное, красное, сладкое

Трава – зеленая, мягкая, нежная

Лиса – хитрая, рыжая

Лимон – кислый, ароматный, желтый

г. «Из чего сок»

Из свеклы – свекольный

Из яблок – …яблочный

Из моркови – …морковный

Из капусты -… капустный

Из арбуза – …арбузный

д. «Один – много»

Один стул – много стульев

Один стол –  много столов

Одна чашка – много чашек

Одна кукла- много кукол

Одно ухо – много ушей

Одно колесо – много колес

4. Связная речь

а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)

б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)

в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)

г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

1. Звуковой анализ слова

а) «Похожие слова»

        Вспомним разные слова, похожие слова  (воспитатель дает образец: птичка-синичка или мак-рак)

        машина- …малина, Марина

        усы-…часы, весы

        жучок-…паучок, сверчок, волчок

б) «Придумай слова с определенным звуком»

        С – санки, слон, собака

        К – корова, кровать, кошка

        А – арбуз, аквариум, автобус

в) «Назови части слова»

        РА-МА (какой первый слог, какой второй?)

        ША-РЫ, РЫ-БА, МА-ЛИ-НА, БЕ-РЕ-ЗА

2. Грамматический строй речи

а) «Закончи предложение»

        Мы не ходили гулять, потому что…(шел дождь; было холодно)

        Мы позвонили маме, чтобы… (она не беспокоилась; поздравить с днем рождения)

б) «Скажи наоборот»

        весело – грустно

        тяжело – легко

        далеко- близко

        высокий – низкий

        день – ночь

        сухой – мокрый

        сладкий – горький

        жарко- холодно

в) «Скажи по-другому» 

(дается образец воспитателя: роса сверкает – сверкающая роса):

листья шуршат – …шуршащие листья

ручей журчит – …журчащий ручей

ребенок рисует–… рисующий ребенок

девочка поет –… поющая девочка

г) «Назови одним словом»

        яблоки, груши, абрикосы – …фрукты

        лиса, медведь, еж – … дикие животные

        собака, кошка, лошадь – домашние животные

        стол, шкаф, кровать – мебель

        сапоги, туфли, босоножки –  обувь

        кастрюля, стакан, тарелка – посуда

        Назови профессии людей: столяр, художник, продавец…

        Назови деревья: дуб, клен, тополь ….

        Назови транспорт: автобус, велосипед, самолет…

д) «Чего не стало»  (родительный падеж множественного числа):

        Были сапоги – нет …сапог

        Были туфли – нет…туфель

Были яблоки –  нет…яблок

Были груши – нет…груш

Были флажки – нет…

 флажков

3.Связная речь

а) Пересказ (Воспитатель читает 2 раза, ребенок пересказывает, как запомнил) – («В лесу» или «Котята», стр. 259-260 «Речевые игры» Селиверстов)

б) Рассказ по картинке (из серии «Моя семья» или «Игры детей»)

в) Опиши игрушку (кошка, или машина, или пирамида)

г) Расскажи сказку (любую на выбор ребенка)

д) Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

Источник