Развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха

Развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха thumbnail

Многие неслышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими детьми или взрослыми, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы.

Поэтому родителям следует очень четко представлять взаимосвязь развития речи от состояния слуха у детей, в этой статье подробно представлен механизм влияния нарушения слуха на общее развитие речи детей. Описана роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха. Выделены главные условия формирования речи. Раскрыты способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми. Представлены характерные особенности развития речи у позднооглохших детей.

Вся воспитательная работа в школе или дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды.

Развитие личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника. В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы. Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил поведения и речевого общения с окружающими.

Зависимость развития речи от степени снижения слуха

Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха у ребенка возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем сильнее степень снижения слуха у малыша, тем больше нарушений, которые возникают в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При тяжелом снижении слуха ребенок остается полностью без речи – то есть глухонемым. Не слышащие дети овладевают речью только в процессе специального обучения, которое организует сурдопедагог в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением слуха.

Зависимость нарушения речевой функции от времени полной потери слуха

Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции.

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития.

Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи.

Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.

При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение.

Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.

Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери слуха

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи.

Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.

Роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха

Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений разви­тия глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специаль­ное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают на­рушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных на­рушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной дея­тельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.

Условия формирования речи у детей с нарушением слуха

Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование речи у глу­хих (неслышащих) детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помо­щью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового (с использованием ЗУА) восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и кинестетических ощущений.

Учитель показы­вает ученику, как должен функционировать его речевой аппарат для образова­ния речи, а также контролирует своим слухом правильность звучания речи ре­бенка. Он помогает глухому ученику сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими произношению звуков, слов, фраз с использова­нием ЗУА.

Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях интенсивной работы по развитию слухового вос­приятия как одного из компонентов речевой деятельности. Одновременно сур­допедагог обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное обще­ние.

Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми.

Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием индивиду­ального аппарата. Возможность даже неполного восприятия речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному овладению устной ре­чью, хотя и с различными ее нарушениями.

Читайте также:  Препараты для улучшения развития речи ребенка

Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание значимости речевых движений, про­исходит осознание смысла слов, фраз. Звуковые искаженные комплексы, напо­минающие слова, приобретают у слабослышаших детей определенные значе­ния. Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых обра­зов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый запас слов.

С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и овладения грамматическим строем речи. Формирование речи слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а затем и в процессе специального обучения в школе отличается от формирования речи глухого ребенка.

Это отличие связано, прежде всего, с воз­можностью слабослышащего самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени, с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружа­ющими. Эти особенности требуют различных условий специального обучения глухих и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и др.



Источник

При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка.

Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на сформированности речевой функции. Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате сформированной речи. Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным — он определяет уровень развития речи. Незначительное понижение слуха у детей в возрасте до 3 лет приводит к задержке или недоразвитию речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи. Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие (с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры).

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного общения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятельно, но с различными нарушениями. При создании условий интенсивного развития и использования слуха возможность самостоятельно овладеть грамматическим строем речи быстро возрастает.

Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи. До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших имеют тяжелую степень слухового дефекта. На первый план коррекционного обучения ставится задача формирования восприятия речи на зрительной основе либо на слухозрительной (с помощью звукоусиливающей аппаратуры). Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они отличаются от остальных детей с нарушением слуха.

Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

В первые 2-3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не определяются (Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау). Крик и гуление глухого ребенка мало отличаются от таковых у слышащего. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности контроля за своим произношением.

Читайте также:  Центры развития ребенка в мурманске

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдельных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении со взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности. Ребенок начинает применять различные звукосочетания для обозначения предметов и действий. Однако эти сочетания звуков не похожи на слова родного языка, и их понимает только ограниченный круг близких ребенку людей. Звукосочетания используются вместе с неречевыми средствами общения — такими, как естественные жесты, взгляды, указания на предметы и т.д. Без обучения количество голосовых реакций с возрастом сокращается, они становятся более однообразными, потом исчезают совсем. Речевое развитие слабослышащих детей в младенческом возрасте характеризуется большим разнообразием, что связано с состоянием их слуха. Формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. У детей с легкой и средней тугоухостью в раннем возрасте наблюдается много голосовых реакций. На 2-м году жизни появляется лепет, более бедный, чем у слышащих детей, но отличающийся от лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам появляются лепетные слова, слова, обозначающие названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произносятся с большим количеством грамматических и фонетических искажений. У небольшого числа слабослышащих детей появляется короткая фраза. Дети с тяжелой тугоухостью по состоянию речи в раннем возрасте внешне похожи на глухих. Однако у них больше голосовых реакций, чем у глухих, лучшее подражание речи взрослых.

В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Отмечаются различные голосовые реакции, звукосочетания, лепет. Без обучения число голосовых реакций сокращается, они остановятся более однообразными, к пяти-шести годам исчезают совсем. Иногда старшие дошкольники, не обученные речи, осознают свои речевые проблемы, неохотно идут на общение с людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется. Появляется больше естественных жестов, которые дети копируют у взрослых или придумывают сами. Развиваются разнообразные взгляды, характеризующие их эмоциональное состояние.

После четырех лет различия в речи глухих и детей с тяжелой степенью тугоухости становятся более заметны. У слабослышащих детей даже без специального обучения увеличивается число произносимых слов. Некоторые дети овладевают короткими аграмматическими фразами, типа: «Мама, ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи является организация слухоречевой среды, которая предполагает постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Эта работа проводится длительно, в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха на 2-3-м году жизни имеет более высокий темп. В связи с познанием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Важно учить ребенка понимать значения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз. С детьми дошкольного возраста продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Воспитание и обучение происходит в течение всего дня, включая режимные моменты, игры, свободную деятельность. Занятия, включающие различные виды работ, проводят ежедневно. Создание слухоречевой среды предполагает речевое общение с ребенком всех членов семьи.

При работе с ребенком используется слуховой аппарат.

Всестороннее развитие ребенка включает в себя физическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, развитие изобразительной деятельности, работу по развитию речи, формирование элементарных математических представлений, а также обучение чтению. При поступлении ребенка в школу работа по развитию речи, восприятия, памяти и мышления в целом будет продолжена.

Источник

Развитие речи ребенка при нарушении слуха

Нарушение слуха определяется как сенсоневральное, если оно вызвано патологией внутреннего уха и улиткового нерва, кондуктивное при поражении наружного или среднего уха, и смешанное при поражении обеих структур. Сенсоневральная глухота также может быть центрального происхождения, если она вызывается аномалиями центральной нервной системы, которые поддерживают функцию слуха и находятся проксимальнее улиткового нерва.

Всемирная организация здравоохранения определяет снижение слуха на основе средней остаточной остроты слуха лучше слышащего уха на частотах 0,5, 1,2 и 4 кГц (ВОЗ, 1991) как легкую потерю слуха (ПС) 26-40 дБ, умеренную ПС 41-60 дБ, тяжелую ПС 61-80 дБ, глубокую ПС >81 дБ.

Далее нарушения слуха можно классифицировать на основании возраста обнаружения и этиологии. Врожденным нарушением называется нарушение слуха, выявленное при рождении, или которое считается существующим с рождения. Прогрессирующее ухудшение может быть выявлено при рождении или в постнатальном периоде, или прогрессировать со временем. Нарушение слуха может также возникнуть и позже, однако термин «приобретенное нарушение» используется в случаях, когда идентифицирована экзогенная причина.

В странах, в которых проводится универсальный скрининг слуха новорожденных (Morton, 2006), частота перманентных нарушений слуха у детей средней и тяжелой степени приблизительно равна 1 на 1000 живых новорожденных. Однако не все нарушения слуха проявляются в неонатальный период, и, следовательно, в педиатрической неврологической практике обязательно особое внимание даже в отношении детей, прошедших скрининговое обследование. Fortnum et al. (2001) сообщили о частоте в Великобритании 0,91 на 1000 (95% ДИ 0,85-0,98) у трехлетних детей, возрастающей до 1,65 (95% ДИ 1,62-1,68) у детей в возрасте 9-16 лет.

Следовательно, примерно половину всех случаев составляют дети старшего возраста, у которых нарушения были выявлены в возрасте старше трех лет; эта группа включает в себя случаи врожденных нарушений, которым скрининг в неонатальном периоде не выполнялся или его результаты были ложноотрицательными, и детей с приобретенными или поздно проявившимися нарушениями. К последним относятся дети с наследственной патологией, дебютирующей в более старшем возрасте.

Классификация степени нарушения слуха

Многие пациенты, встречающиеся в детской неврологической практике, подвергались воздействию неблагоприятных перинатальных факторов, которые в настоящее время связывают с 27% случаев значительной потери слуха у детей; 20 лет назад эта цифра оценивалась значительно ниже. Если учесть опыт проведения интенсивной терапии новорожденных в сочетании с отягощенным по потере слуха семейным анамнезом и видимые при рождении краниофациальные аномалии, можно идентифицировать около двух третей всех случаев потери слуха.

Помимо этого 30-40% детей с подтвержденной потерей слуха имеют задержку развития или другие функциональные нарушения. Хромосомные аномалии вызывают сенсоневральную глухоту примерно у 5% детей с нарушениями слуха. Необходимо отметить, что на молекулярном уровне из приблизительно 30000 или более генов человека только 1% обеспечивает функцию слуха. Многие наследственные заболевания, вызывающие потерю слуха, являются синдромами, хотя клинически это может проявляться не сразу, так как другие проявления синдрома первоначально могут быть не распознаны.

Гены, вызывающие сенсоневральную потерю слуха, участвуют и в процессах, связанных с развитием и функционированием ЦНС Они включают структурные гены, факторы транскрипции, опухолевые супрессоры, процессы передачи сигнала, такие как ионный гомеостаз и внутриклеточный транспорт, и митохондриальные гены, ответственные за окислительное фосфорилирование и выработку энергии. В этой области развитие идет быстрыми темпами и лучшее понимание роли генов и их взаимодействия с факторами окружающей среды должно привести к разработке методов более ранней и более точной диагностики и эффективного лечения неврологических расстройств и потери слуха (Smith, 2001).

Нарушение слуха и развитие речи. Для овладения речью дети должны слышать произносимые звуки. Большой вклад в разборчивость речи вносят высокочастотные речевые фонемы минимальной акустической мощности. Нарушения восприятия высоких частот препятствуют распознаванию звуков «с», «th», «ш», «х», «к» и «т», так как первичная акустическая энергия этих звуков превышает 2000 Гц. Это нарушает восприятие фрикативных фонем, составляющих, например, 50% согласных звуков в английском языке, служащих маркерами грамматических категорий времени, числа, принадлежности и пола. Даже потеря восприятия частот выше 4000 Гц обычно имеет негативные последствия, так как ребенок может полностью или частично не воспринимать множественное число в английском языке, особенно когда он слушает специфические голоса, например, женские или детские.

Помимо этого, потеря восприятия высоких частот может снизить способность распознавать низкочастотные элементы речи. Потеря восприятия высоких частот у взрослых и подростков обычно не приводит к нарушениям распознавания речи, пока не нарушено восприятие частот ниже 3000-4000 Гц. Это происходит потому, что пациенты в этом возрасте уже овладели знанием языка, а также семантическими и грамматическими механизмами, помогающими компенсировать снижение восприятия звука. В отличие от них маленькие дети, еще только овладевающие языком, не имеют достаточного опыта для эффективного использования этих механизмов.

Важно также понимать, что обычно маленькие, правильно развивающиеся дети с ненарушенным слухом, испытывают гораздо большие трудности, чем взрослые при распознавании речи в условиях шума и вибрации; причина заключается в отсутствии языкового опыта и факторах развития. Следовательно, пониманию речи в условиях шума еще больше препятствует потеря восприятия высоких частот. Также необходимо отметить, что обучение ребенка в определенной степени зависит от случайного подслушивания чужих разговоров, что утрачивается при потере восприятия высоких частот (Stelmachowicz et al„ 2004). Потеря этих возможностей социальной коммуникации может иметь далеко идущие последствия, и даже после оказания помощи у таких детей обнаруживаются задержки в развитии «ментализации», то есть способности представлять себе и понимать мысли и побуждения других людей (Peterson, 2004).

Нарушение слуха очень рано оказывает воздействие на овладение языком. Младенцы обладают способностью учить язык только лишь при звучании в окружении речи в первые шесть месяцев жизни, еще до того, как они сами начнут использовать слова. Примерно к шести месяцам погружение в языковую среду приводит к формированию языковой специфичности; в этом возрасте младенцы гораздо лучше воспринимают фонетический рисунок родного языка в отличие от младенцев в возрасте нескольких недель, имеющих одинаковый паттерн фонетического восприятия, независимо от того, в какой языковой среде они родились. Эти данные свидетельствуют о том, что овладение процессом языкового восприятия является краеугольным камнем когнитивного развития (Kuhl et al., 1992).

– Также рекомендуем “Обследование ребенка с нарушением слуха”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 9.1.2019

Источник

Читайте также:  Психолингвистика развитие речи у ребенка