Развитие речи ребенка в условиях семьи и детского сада

МОБУ детский сад  присмотра и оздоровления “Колобок”

г. Данилов Ярославская область

Конспект

родительского собрания

 «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Воспитатели: Ю.  А. Луговая

Е. С. Кудрявцева

Ноябрь 2014 г.

Цель: 

формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи: 

  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
  • привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
  3. Практикум
  4. Заключительная часть.

Вступительная часть.

 Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.  

Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.  

К 5 – 6 годам  современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова – “ребенок”, “сидеть”.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе;  на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых   игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая  среда:  мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

     Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

  • Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

  • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

 Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

  • Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

  • Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Практикум

А сейчас мы  предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»

Играя с куклами, у ребенка развивается  память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Остановка  «Творческая» игра с шарами

Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
– снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
– человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
– луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры,  что активизирует речь.

3) Остановка «Наши руки не знают скуки» 

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой – отвечает за голову
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Остановка «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» – говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» – замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 Остановка “Артикуляционная гимнастика”

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик, 
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и 
большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких 
Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед – назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка – втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка

Итог собрания

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!

Источник

Светлана Ваккер
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Родительское собрание

МБДОУ “Проскоковский детский сад “Теремок”

Конспект родительского собрания

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Выполнила:

Воспитатель

I квалификационной

категории: Ваккер С. А.

2018г.

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Форма проведения: круглый стол

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада;

познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

воспитывать культуру общения;

вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей

2. Изготовление пригласительных.

3. Подбор наглядного и раздаточного материала.

4. Подбор педагогических ситуаций

5. Подбор музыкального фона.

6. Видеозапись ответов детей.

Ход собрания:

(Звучит музыка)

Воспитатель: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

– Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ – кем для вас является ребенок в семье (солнышко, звездочка, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь является одной из сложных высших психических функций человека.

Цель собрания: давайте поставим перед собой цель к собранию, что бы вы хотели узнать нового, чему научится?

(высказывания родителей)

До школы осталось немного времени. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование с психологом, учителями. На что в первую очередь обращается внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны).

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Не так давно у вас было анкетирование по развитию речи ваших детей, да-вайте подведем итоги.

Итоги анкетирования:

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет.

У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей, всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (педагог записывает на доске во второй столбик):

Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;

Бедная речь – недостаточный словарный запас;

Слова – «паразиты» – употребление нелитературных слов и выражений;

Неправильное звукопроизношение;

Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была (педагог зачитывает слова из 1-го столбца, а у нас (педагог зачитывает слова из 2-го столбца).

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

– составлению творческих рассказов

– составлению рассказов по картине, по серии картин

– пересказам

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему?».

И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быст-рее.

А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним. У вас в папочках лежат рекомендации, чем можно заняться с ребенком дома.

Что дома делать надо: (раздать каждому родителю)

В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ре-бёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

(Воспитатель, передает родителям шарик).

Я предлагаю под музыку передавать шар до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?

Объясняете ли вы ребенку значение трудных слов? (например: конку-ренция, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.)

В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?

Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Объясняете ли вы ребенку что означают фразеологические обороты? (например: Сесть в калошу – попасть в нелепую ситуацию.

Водить за нос – тянуть время, обманывать.

Надуть губы — сильно обидеться.

Как снег на голову – неожиданно.

Считать ворон – тратить время зря.

Тянуть резину – терять время.)

А хотите узнать, что отвечают дети на эти вопросы?

(показ видеозаписи детей)

Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».

В связи с тем, что дети плохо представляют значения трудных слов, не могут объяснить, что означают фразеологические обороты, я предлагаю ввести в жизнь семьи и детского сада традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры – увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово, либо крылатое выражение, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне – имя того, кто его принёс. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочерёдно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достаёт карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребёнок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Воспитатель: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ. Если ребенок постоянно задает вопросы и не получает на них никаких ответов, то он вскоре просто перестанет их задавать. Потеряется интерес говорить о чем – либо. Родители должны внимательно выслушивать все, что говорит маленький человечек, важно не оставлять “почемучек” без ответа ни на один интересующий их вопрос.

Воспитатель: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом. А как вы думаете, что еще способствуют развитию мелкой моторики руки? (пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры).

Играете ли вы дома с детьми в пальчиковые игры?

(ответы родителей)

Мы с ребятишками придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Детям эти игры и упражнения очень нравятся. Они с удовольствием выполняют упражнения с носовым платком. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПЛАТКОМ – уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры максимально эффективны для развития ребёнка. Сейчас мы с вами проведем небольшой мастер-класс игр и упражнений с носовыми платочками.

(МАСТЕР – КЛАСС)

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Воспитатель: Поделитесь своим опытом, когда Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Отправляясь на прогулку с детьми в детском саду, мы говорим о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкармливаем птиц, наблюдаем за их поведением и повадками. Учимся смотреть вокруг себя и видеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадываем загадку и находим отгадку. Ищем приметы времени года, знакомим ребёнка с народными пословицами и приметами. Читаем стихотворение, вспоминаем песенку, играем с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Воспитатель: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и откры-вать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к сле-дующим словам: ветер, дождь, луна, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР – слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА – яркая, круглая, полная, месяцеподобная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА – черная, полезная, хищная, сварливая, болтливая, каркающая;

ЖУК – добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК – длинный, короткий, дождевой, ползучий.

Воспитатель: А хотите посмотреть как с этим заданием справились дети?

(просмотр видеозаписи детей)

Динамическая пауза

Выходят в круг и хлопают в ладоши те родители, которые любят сладкое.

Выходят круг и танцуют те родители, которые: любят работать в огороде.

Выходят круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.

Выходят в круг и делают «фонарики» те родители, которые любят тратить деньги.

Выходят в круг и кружатся те родители, которые любят путешествовать.

Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят сво-их детей. Молодцы! Замечательно у нас получилась!

Упражнение «Положительный пример»

Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребенку пример.

Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи, и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождем, пока придет папа и откроет дверь».

Ситуация 3. Ребенок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится на-строение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убралась, а пол опять грязный. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».

Воспитатель: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

(видеозапись детей)

Воспитатель: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Как зовут президента РФ? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

(видеозапись детей)

Воспитатель: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем по очереди и сделать вывод о всем вышесказанном в слове – эстафете. (предложить микрофон- кеглю)

Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

– много разговаривать

– объяснить

– раскрашивать

– лепить

– рисовать

– читать и т. д.

А теперь скажите, какую цель мы поставили в начале нашего собрания? Как вы думаете, мы ее достигли? (ответы родителей)

Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. (Раздать буклеты)

Рефлексия

Перед вами яблонька. Ее нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоньку зеленым яблочком.

(Звучит музыка, родители поводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)

Приложение

Анкета

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы или подчеркните ответ.

1. Ф. И. О. вашего ребёнка.

2. Сколько детей воспитывается в семье?. 3. Имеется ли у ребёнка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?. 4. Имеются ли в игровом уголке: художественная литература;. . произведения народного фольклора. 5. Напишите названия сказок. стихов. загадок. которые знают ваши дети. 6. Ежедневно ли вы читаете своему ребёнку? В какое время суток?.

7. Обращаете ли вы внимание ребёнка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл?.

8. Задает ли ваш ребёнок вопросы после чтения или рассматривания книжек?. Задаёте ли вы вопросы после чтения?..

9. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребёнку. 10. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?. 11. Берёте ли вы детские книги из библиотеки для вашего ребёнка?. 12. Что из перечисленного считаете важным для своего ребёнка: привитие любви и бережного отношения к книгам; игра в компьютер; просмотр телевизионных передач (каких? 13. Сколько времени в день ваш ребёнок проводит перед: телевизором;. компьютером;. планшетом;. телефоном. 14. В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? …

15. Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?. …

16. Достаточно ли развита его речь?.

17. Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?.

18. Есть ли проблемы у вашего ребёнка в звукопроизношении?.

Источник