Развитие речи ребенка в условиях депривации

Специфика речевого развития  детей в условиях депривации 

В современных условиях при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества в доме ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по вине родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития. У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах деятельности, бедная речь, слабое внимание, снижение памяти. Нарушения речи носят системный характер.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений психическое развитие в той или иной степени запаздывают относительно возрастной нормы. Изучению особенностей развитию детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, посвящены исследования психологов и педагогов, таких как И.В. Дубровина (1982), А.Г. Рузская (по В.С. Мухиной, 1989), М.И. Лисина (1997), Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Денисевич (по В.С. Мухиной, 1989).

Проведенные ими исследования показали, что  в интернатных учреждениях дети испытывают дефицит общения, что вызывает у них состояние психической депривации.

Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлений поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.

Так, Н.Н. Денисевич (по В.С. Мухиной, 1989), принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где помощь и поддержка ограничены, и не удовлетворена потребность ребенка в любви и признании, можно считать критической. Выделяют 3 типа детей с психической депривацией личности :

– стремящиеся к компенсации;

– хорошо приспособленные;

– подавленные.

А. Ярулов (по В.С. Мухиной, 1989) при разработке программы психолого-педагогического содействия развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин его сиротства. Он условно делит детей – сирот на 4 группы:

Первая группа – дети-примитивы, поступающие, как правило, из дома ребенка, в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в обществе.

Вторая группа – социально запущенные дети, выросшие в крайне неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но отягощены отрицательным жизненным опытом. В своей речи они часто употребляют неформальную лексику, половое любопытство. В играх они в основном воспроизводят семейные пьяные сцены.

Третья группа – дети, у которых родители умерли. Они, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний.

Четвертая группа – дети с ЗПР и умственной отсталостью, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей. Они нуждаются в психолого-медико-педагогической помощи.

В связи с тем, что проблема психической депривации находиться в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретенной в процессе жизни. Не удовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдаются у детей, находящихся в детских домах интернатного типа. Другим видом депривации является сенсорная, связанная с ограниченной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств.

С этим видом депривации также приходиться сталкиваться в детских домах. Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать или она недостаточно эмоционально относиться к ребенку (так называемая «холодная» мать) и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация». При отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация.

Понятия «частичная депривация», «скрытая депривация» употребляются в том случае, когда речь идет не о разлуке с матерью, а об обедненности отношений: мать – ребенок. Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности. Таким образом, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций,  когда  ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере в течение достаточно длительного времени. Дети, попадающие в детский дом, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом, наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средств  для прерывания беременности. Нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают отставания в психическом развитии детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в эмоциональной невыразительности детей. Они овладевают речью значительно позже, это сказывается неблагоприятно на развитие ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с предметами быта. Наглядно-образное мышление воспитанников, которое формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения, значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное недоразвитие, способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети отличаются повышенной возбудимостью и утомленностью, что обуславливается постоянным пребывание в кругу сверстников, досугом, спланированным и организованным взрослыми. В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье.

Общение – это фактор, который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.

Воспитанники интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников, живущих вне семьи, характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия. Не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Иными словами они плохо владеют своим поведением и отстают по уровню произвольности .

Низкий уровень произвольной регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания. В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных направлениях:

– осознание своего отношения к окружающим (предпочтений, желаний, стремлений);

– установление связи между прошлыми и настоящими и будущими событиями и действиями.

У дошкольников, живущих в детском доме, осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются и обозначаются (еда, сон), но эти моменты однообразны, примитивны и не становятся персональными для самого ребенка, так как распространяются на всю группу.

Дети первого года жизни, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности  к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны .

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в детском доме к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7 лет из детских домов отмечается пассивность во всех видах деятельности, обеденная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто хорошо усвоил, что, где, когда и с какой целью можно  и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние .

Что касается средств общения и воспитанников детского дома, то они не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается весьма бедным содержанием и лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семьи. Недостаток общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками, которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семей не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Дети же из детского дома менее внимательны к действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.

Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общении со сверстниками  в детском  учреждении , с одной стороны  можно рассматривать как положительный факт, способствующий эмоциональной стабильности,  защищенности,  когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества,  что необходимо для избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение.

Нуждаясь в любви, он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание нервной системы, формирование психики).

Экспериментальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников детских домов с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые месяцы жизни последовательности и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у детей детских домов с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие как выраженные нарушения мозгового кровообращения .

Однако уже к 3 месяцам у детей детских домов нарастает отставание в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из причин – ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в темпе развития детей из детских домов и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения (щипание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять, переступать), подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи (уровень, соответствующий седьмому – восьмому месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития большинства детей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей детских домов к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором – третьем году жизни.

Как следствие у воспитанников детского дома на фоне органических нарушений центральной нервной системы развивается задержка психического развития, системное недоразвитие речи.

В тоже время, чем раньше у воспитанников детских домов диагностируется отставание в развитие и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

Нарушение лексики у детей, воспитывающихся в условиях депривации, с одной стороны обусловлено недоразвитием психических функций, дизонтогенезом всего речевого развития, а с другой – ограниченностью предметно-развивающей среды, недостаточностью речевой стимуляции, ограниченностью социальных контактов.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка.

Усвоение словаря, его количественный рост, качественные изменения, расширение языковой системы происходит постепенно, по мере обогащения жизненного опыта ребенка, усложнения его деятельности, развития общения с окружающими людьми, развития его мышления, памяти, по мере уточнения фонетико-фонематической и грамматической оболочки слов.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется.

В развитии лексики в онтогенезе принимают участие такие психические процессы, как восприятие любой модальности, внимание, восприятие, однако нарушение или снижение функции одного из процессов ведет к отклонению в развитии речевой функции связной речи. Следовательно, природа и механизмы нарушения или несформированности словаря могут быть разными.

Таким образом, целенаправленное комплексное воздействие в условиях детского дома должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее – в сотрудничестве с ним.

Источник

Ключевые слова: психическая депривация; словарь (атрибутивный, предикативный,  номинативный); психические процессы.

 Аннотация: работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования и развития словаря у детей с психической депривацией.  Предлагаются различные типы упражнений по данной теме, а так же последовательность их применения.

   Рекомендации по формированию и развитию словаря детей с психической депривацией

       Актуальность данной работы состоит в том, что на  сегодняшний день в развитии  нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Ежегодно увеличивается количество детей, полностью или частично лишённых полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами.  

      С учетом  принципов  и особенностей  развития активного словаря  у дошкольников с психической депривацией  определены следующие  направления коррекционного воздействия:

  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Формирование атрибутивного словаря.
  • Развитие предикативного словаря.
  • Уточнение номинативного словаря.

          В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы  авторов:  Л.В. Бохановой, Г.А Волковой, М.А. Ярмакович, И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой, М.А. Илюк, И.А. Коробейниковой, Л.В. Лопатиной, В.М. Слуцкого,  Е.В. Бордовской, С.А. Мироновой, А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых.

      Применение предложенных игровых приёмов  позволит детям охотно включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям.

      Представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Игры-задания для развития психических процессов

Задание №1

Название: «Каскад слов»

Цель – развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Задание: взрослый читает ребенку набор слов несколько раз, ребенок должен запомнить и повторить, как можно больше слов.

 Примерный речевой материал: огонь, дом, молоко, конь, гриб,  петух, солнце, крыша, пень, вода, свеча.

Задание №2

Название: «Четвертый лишний»

Цель – развитие внимания, мыслительных процессов,умения  выделять  существенные признаки, развитие памяти.

Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно «лишнее» слово, остальные слова обобщить в одну группу.

 Примерный речевой материал:

стол, кровать, стул, тарелка

лошадь, кошка, лиса, собака

 береза, земляника, дуб, клен

банан, огурец, репа, морковь.

Задание №3

Название: «Закончи предложения»

Цель – развитие понятийного мышления.

Задание: ребенок должен закончить предоставленное ему начало предложения.

Примерный речевой материал: 

Трава зеленая, а небо…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем…

Лимоны кислые, а сахар…

Задание №4

Название: «Кто кем станет?»

Цель – развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.

Задание: ребенок должен вспомнить и сказать, что получается в итоге из предложенного понятия.

Примерный речевой материал:

Мальчик (мальчик станет мужчиной);

Желудь (желудь станет дубом);

Котенок (котенок станет котом или кошкой);

Яйцо (яйцо станет цыпленком или утенком, черепашкой).

Задание №5

Название: «Внимание! Профессия!»

Цель – развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.

Задание: из предложенного ряда  слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши  (позвонить в колокольчик, ударить в бубен, поднять руку или флажок  и т.д.).

Примерный речевой материал:

Лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор; Карандаш, азбука, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, лентяй; Пекарь, шахтер, листок, экскурсовод,  сено, терпение, кондитер, очки;

Река, продавец, бумажник, каток,  учитель, снеговик, артист, маляр.

Задание №6

Название: «Раздели на группы»

Цель – развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать их.

Задание: ребенок должен предложенные изображения  предметов объединить в группы по общим, существенным признакам и назвать обобщающее понятие.

 Примерный наглядный  материал:

штаны, ботинки, сапоги,  шапка, рубашка, панама, сандалии,  юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.

Задание №7

Название: «Так бывает?»

Цель – развитие мышления,  внимания,  сообразительности.

Задание:  ребенок,  прослушав предложения, должен сказать, что может  быть, а что – нет;  исправить ошибку.

 Примерный речевой материал:

Папа идет  на работу. Рыба живет в траве, а кузнечик в воде. Кошка ест мышку. Почтальон принес письмо. Кролик кормит Ваню. Из жеребенка вырастет лошадь. Яблоко растет соленое. Лиса боится зайца. Волк бродит по лесу. Сын старше папы.

Игры-задания для формирования атрибутивного словаря

Задание №1

 Название:   «Что какое?»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету,   развитие мышления, слухового внимания; формирование и развитие навыка согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

 Задание:    логопед предлагает выбирать картинки по предлагаемому признаку.

Примерный речевой материал: нарядные, хрустящий (соленый, зеленый), детские, мягкое, домашние, высокий, теплые, резиновый, свежий (мягкий, вкусный), деревянный (кирпичный, уютный), спелая (сочная, ароматная, сладкая), высокое (крепкое), мягкая (новая, диванная).

 Примерный наглядный материал: туфли, огурец, ботинки, кресло, тапки, жираф, валенки, мяч, хлеб, дом,   клубника, дерево, подушка.

Задание №2

Название:   «Что какое?» (усложненный вариант)

Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыка правильного употребления и подбора предмета  к признакам,   развитие мышления.

 Задание:      логопед  не предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам, а предлагает придумать подходящее слово – предмет.

Примерный речевой материал:

Зеленая, колючая -…;

Желтый, полезный – …;

Высокий, кирпичный -…;

Крепкая, деревянная -…;

Маленькая, пугливая -…;

Хрустящий, соленый -…;

Ароматное, сочное -…;

Вязаная, зимняя -….

Задание № 3

Название:  «Подбирайка»

Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыка правильного употребления и подбора  имени  прилагательного к нескольким существительным, развитие мышления.

Задание:     логопед предлагает добавить одно общее слово к двум словам с использованием вопроса.

Примерный речевой материал:

Мяч, яблоки – какие?-…

Сахар, мед – какие?-…

Вода, молоко – какие?-…

Задание № 4

Название:  «Наоборот»

Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени  прилагательного.

Задание:     Логопед поочередно бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Примерный речевой материал:

Хороший-…, добрый-…, больной-…, маленький-…, худой-…, жаркий-…, северный-…, черный-…, сладкий-…, высокий-…, широкий-…, дневной-….

Задание № 5

Название:   «Подбери  слова»

Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени  прилагательного.

Задание:      логопед предлагает детям назвать нужное слово, закончив начатое им предложение.

Примерный речевой материал:

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Задание № 6

Название: «   Чей, чья, чье?»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря.

Задание:      логопед просит  внимательно слушать словосочетания и построить свое словосочетание по образцу.

Например: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки,  хвост крокодила, уши зайца, хвост лисы, рог барана, копыта коровы.

Задание № 7

Название: « Кто хозяин?»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря, навыков согласования существительного и прилагательного.

Задание:     на наборном полотне  картинки с изображением  частей тела животных и птиц.  Детям предлагается посмотреть на картинки, определить и сказать, чья это голова (хвост, крыло, лапа).

Примерный наглядный материал:

Лошадиная голова, гусиная лапа, лисий  хвост, лебединая шея, вороний клюв.  

Задание № 8

Название: « Найди  ошибку»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря.

Задание:      логопед произносит словосочетания с правильными и неправильными прилагательными, детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат произнесенное  неправильно словосочетание.

Примерный речевой материал:

папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, павлинье перо, баранина сало, собакина будка, медвежья берлога, котины усы.

Задание № 9

Название: « Из чего – какое?»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря, представленного относительными прилагательными.

Задание:      логопед произносит словосочетания  и просит образовать слово – признак. Например: «Скамья из дерева – какая?- деревянная»

 Примерный речевой материал: сковорода из чугуна, платье из шелка, сапоги из резины, варежки из шерсти, сервиз из фарфора, браслет из серебра, одеяло из ваты, стакан из пластмассы, пакет из полиэтилена, воротник  из кружева. 

Задание № 10

Название: « Составляйка»

 Цель: развитие атрибутивного  словаря,  умения образовывать слова – признаки.

Задание:      логопед предлагает детям подумать и составить словосочетание из двух слов, предложенных в начальной форме. Например: зима и месяц – зимний месяц.

Примерный речевой материал:

осень и дождь…

май и праздник…

ночь и патруль…

день и сон…

лето и отдых…

море и берег…

библиотека и книга…

берег и охрана…

утро и ветерок…

зима и лес…

больница и халат…

март и капель…

Игры-задания для развития предикативного словаря

Задание № 1

Название:   «Предмет-действие»

 Цель: развитие предикативного словаря, умения находить подходящее по смыслу слово.

Задание:  логопед называет предметы и действия, а дети должны послушать и назвать действие,  не подходящее к этому предмету.

Примерный речевой материал:

Утка – плавает,  ходит, бегает, летает, рисует, клюет,  крякает.

Машина – едет, стоит, спит, гудит, тормозит,  поет, разгоняется.

Самолет – летит, едет, гудит, порхает, плывет, приземляется.

Кошка – спит, летит,  лает, мяукает, моется, бежит, прыгает.

 Задание № 2

 Название:   «Действие-предмет».

Цель: развитие предикативного словаря, умения  выделять подходящие предметы к действиям.

 Задание:    логопед называет действие, а дети должны хлопнуть, если действие подходит к этому предмету.

Примерный речевой материал:

Летает – утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет.

Поет – синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

Идет – человек, кошка, самолет, поезд, медведь, дерево, время.

Задание № 3

 Название:       «Тренировка».

Цель: развитие предикативного словаря путем  практического подкрепления, развитие слухового внимания, памяти, моторики. 

Задание:    предлагается выполнить  в определенной последовательности все перечисленные действия.

Примерный речевой материал:

Встань – подними левую руку;

 Сядь – встань – попрыгай на одной ноге;

Попрыгай на одной ноге – сядь – подними руки;

Попрыгай на двух ногах – подними руки вверх – руки к плечам – опусти вниз.

Задание № 4

Название:       «Выполняй»

Цель: развитие предикативного словаря, связной речи, навыков словоизменения, внимания.

Задание:    логопед предлагает детям рассмотреть  серию картинок и назвать  действия, которые совершает предмет.

Примерный речевой материал:

Мальчик – ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается, бегает, смеется, поет, стирает, пьет чай.

Задание № 5

Название:  «Кто внимательнее»

Цель: развитие предикативного словаря, внимания.

Задание:       логопед предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя  и найти  то, что висит, стоит, лежит,  и т.д.

Задание № 6

Название:   «Кто больше»

Цель: развитие предикативного и номинативного словаря, навыка правильного употребления имен существительных, сочетания имен существительных с глаголами и наоборот.

 Задание:      логопед предлагает детям подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Примерный речевой материал:

Бежит кто? (человек, зверь, молоко, время); Что? (река, ручей).

Идет кто? (девочка, кошка); Что (дождь, время, град, снег).

Растет кто? (ребенок, щенок); Что (дерево, цветок).

Задание № 7

Название:    «Кто как подает голос»

Цель: развитие предикативного словаря, представленного глаголами – обозначениями звуковых образов.

Задание:     логопед показывает картинки, на которых изображены птицы и животные. Дети определяют их и называют, как кто-либо  подает голос.

Примерный речевой материал:

Голубь – воркует; лягушка – квакает; воробей – чирикает; волк – воет;

петух – кукарекает; медведь – рычит; курица – кудахчет; кошка – мяукает; гусь – гогочет; свинья – хрюкает; утка – крякает; овца – блеет; ворона – каркает; корова – мычит; сорока – стрекочет; лошадь – ржет; сова – ухает; собака – лает..

Задание № 8

Название:    «Кто?»

Цель: развитие предикативного словаря, умения понимать и применять  различные формы глагола.

 Задание:     логопед показывает картинки, на которых изображены действия, представленные разными грамматическими  формами глагола. Предлагается к называемому глаголу подобрать нужную картинку.

Примерный речевой материал:

Кто…

умывает – умывается;

идет – идут;

одевает – надевает;
обувает – обувается;
качается – качаются;

причесывает – причесывается.

Игры-задания для уточнения номинативного  словаря.

Цель: уточнять и расширять номинативный словарь,  словарь обобщающих понятий, упражняться в согласовании различных частей речи.

Задание № 1

Название:      «Назови части»

Возможны два варианта проведения игры:

А) по картинке;

Б) по представлению.

Задание:        логопед называет слово, предлагает представить этот предмет или животное и назвать его части.

 Например: кот  – тело, голова, хвост, лапы, когти, лапы, хвост, нос, уши, шерсть, усы.

Примерный речевой (наглядный) материал: грузовик, дом, дерево, собака, цветок.

Задание № 2

Название:      « Отгадай по   частям»

Задание:      предлагается по названным частям отгадать, о каком предмете идет речь.

Примерный речевой материал: 

  дверцы, фары, колеса (грузовик, автобус, автомобиль);

 фары, колеса, руль (велосипед, мотоцикл);

Ствол,  листья, корни (дерево, куст);

 Ствол,  листья, корни, сучья (дерево);

Стебель,  листья, корни (цветок, растение…);

Дно, крышка, стенки, ручка (кастрюля, сковорода, чайник);

Глаза, уши, нос (кот, собака…);

Глаза, нос, рот, брови, щеки (лицо);

Рукава, воротник, манжеты (рубашка, платье, блузка…);

Пол, стены, потолок (комната, помещение…);

Подоконник, рама, стекло (окно); 

 Палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль);

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Задание № 3

Название:      «Добавляйка»

Задание:     логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать недостающие части предмета по схеме:

1.«У…..не нарисован (-но, -на)….»

2. «Художник у ….не нарисовал…..»

Примерный наглядный материал:   девочка без тапка, машина – без колес, кошка – без хвоста, кукла – без руки, птица – без клюва, расческа – без зубьев, платье – без рукава, мальчики в дождь – без зонта и т.п.

Задание № 4

Название:       «Обобщение»

Задание:     логопед предлагает детям назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Примерный наглядный материал: изображения домашних животных, транспорта, овощей, обуви, диких животных, посуды.

Задание № 6

Название:      «Выбери слова»

Задание:      логопед читает детям ряд слов,   просит внимательно  слушать и назвать из ряда только те, которые относятся к….. (например, к овощам).

Примерный речевой материал: 

Лук, ромашка, репа, подорожник,  чеснок, редис,  роза, брюква (называем овощи);

 Смородина, кабачки, земляника, петрушка, малина, ежевика, огурцы (называем ягоды);

Картофель, яблоко, укроп, банан,  клубника, ромашка (называем фрукты);

Метро, самолет, скамейка, автобус, дорога, вертолет, пассажир (называем транспорт).

Список литературы:

  1. Боханова Л.В. О развитии  речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология.1992.№2-3.
  2. Волкова  Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослыхПод ред.Г.А.Волковой -Л.,1987.-с.-11
  3. Илюк М.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в период адаптации к условиям жизни детского дома// Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. – М.,1990.
  4. Коробейников И.А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта в условиях психической депривации// Дефектология.
  5. ЛангеймерИ., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага,1984.
  6. Лопатина Л.В., Бордовская Е.В. Особенности