Развитие речи ребенка в среднем возрасте
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:
– осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;
– выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
– активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);
– используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);
– в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.
Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:
– формирование словаря;
– формирование грамматически правильной речи;
– воспитание звуковой культуры речи;
– развитие монологической речи;
– приобщение к художественной литературе.
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:
– речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
– объяснение происхождения (этимологии) слова;
– ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;
– договаривание слов, недосказанных воспитателем;
– игра «Подскажи словечко».
При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:
– существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;
– существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;
– глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;
– предлогов: под, из-за, из-под, между;
– на образовании слов по аналогии: лес – лесник.
Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:
– показ и объяснения артикуляции звука;
– отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;
– выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;
– предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
– многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;
– проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;
– произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Работа по обучению детей монологической речи включает:
– описание игрушки;
– формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;
– задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:
– обращать внимание детей на содержание литературного произведения;
– обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;
– формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;
– способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.
К концу года дети могут:
– значительно увеличить свой словарь;
– активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
– осмысленно работать над собственным произношением;
– осмысливать причинно-следственные отношения;
– подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
– рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;
– активно сопровождать речью свою деятельность.
Литература:
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Источник
Нестеренко Наталия
Нормы речевого развития у детей среднего возраста
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.
Анализируя научно-педагогический опыт, можно выделить критерии речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Фразовая речь детей характеризуется тем, что простые распространенные предложения, принимают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Характеризуя понимание языка детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить то, что дети осознают смысл обращенной речи; является устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей, понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас детей среднего дошкольного возраста составляет до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные – признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.);обладают словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево – деревянный, снег – снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.
Анализируя грамматический строй языка детей, наблюдается, что они согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; меняют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но также увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласуются глагола с существительными, нарушается структура предложений.
У детей среднего дошкольного возраста резко повышается интерес к звуковому строению слова, они пытаются найти сходство в звучании слов и с успехом подбирают пары слов, близкие по звучанию. Иногда дети замечают неправильное произношение своих сверстников, однако еще не в состоянии заметить нарушений звукопроизношения собственного вещания. Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата детей пятого года жизни дает возможность им осуществлять более точные движения языком, губами.
На пятом году жизни уменьшается количество перестановок складов, пропусков звуков, исчезает общее смягчение их, появляется правильное (хотя и неустойчивое) произношение шипящих звуков и р (Рариса – Лариса, жамок – замок). Все это не дефекты речи, а закономерные этапы во время нормального развития организма ребенка, в частности речевых органов, когда речь еще не достигла полного развития. Это так называемые физиологические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста.
Какие же причины возрастных и физиологических особенностей речи детей? Как известно, речь ребенка развивается в результате подражания речи людей, которые его окружают. Поэтому для правильного его развития, особенно звуковой стороны, ребенок должен хорошо слышать.
Воспитателям следует знать, что важным анализатором в усвоении речи является слух. Слух развивается раньше, чем артикуляция, именно ему принадлежит ведущее место в развитии речи человека. В дошкольном возрасте слуховое восприятие и внимание несовершенны и недоразвитые.
Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, нужны быстрые, точные, координированные движения органов речевого аппарата (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовые связки). У детей движения речевого аппарата еще нескоординированы, неточные, замедленные. Язык тяжелый, малоподвижный, голосовые связки короче, чем у взрослых. Все это вызывает неправильное произношение звуков.
Итак, до пяти лет физиологические, возрастные недостатки речи детей постепенно исчезают. Улучшается их звукопроизношение, полностью исчезает смягченное произношение согласных, почти не наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей овладевают произношением шипящих, сонорных звуков, аффрикаты дз, дж, правильно используют в словах ударение, придерживаются норм литературного произношения слов. В то же время в некоторых из них еще остается неустойчивым произношение определенных групп звуков,например свистящих и шипящих: в одних словах (в сочетании с гласным) звук произносится правильно, в других (в сочетании с согласным) – нет.
Дети пятого года жизни часто испытывают трудности звукопроизношения в словах, насыщенных различными согласными, например свистящими и шипящими одновременно. Это объясняется тем, что дети еще не всегда отчетливо воспринимают звуки на слух или нечетко дифференцируют их в собственной речи.
В среднем дошкольном возрасте дети способны различать на слух наличие определенного звука в слове, подбирать слова на указанный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху они различают в речи взрослых повышение и снижение силы голоса, замечают ускорение или замедление темпа речи, наблюдают различные интонационные средства выразительности.
Дети этого возрастамогут точно воспроизводить различные интонации: повышать или снижать тон голоса, выражать эмоциональное отношение к говорящему. Они способны изменять силу голоса, в некоторых ситуациях говорить шепотом. У детей увеличивается выдох, удлиняется произношение гласных звуков до 3-7 с. Итак, в среднем дошкольном возрасте у большинства детей заканчивается процесс усвоения звуков и заметно улучшается звукопроизношение, речь в целом чистая и выразительная; растет интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм [2, 4, 5, 6].
К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.
У детей среднего дошкольного возраста достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза – коса, поток – поток; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются [1].
Связная речь детей 4-5 лет характеризуется тем, что они говорят знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитан, выразительно читают стихи; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; достаточно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.
По результатам исследований некоторых ученых (М. Фомичева, А. Жильцова и др.) можно сделать вывод, что к пяти годам у детей завершается развитие речевого двигательного и речевого слухового аппарата, а на шестом году жизни они способны произносить все звуки [6].
Если после шести лет ребенок имеет физиологические недостатки в речи, то это уже патологические дефекты. Наблюдение за речью детей после шести лет свидетельствуют о том, что если вовремя не устранить физиологические недостатки, то они останутся на долгие годы жизни.
Например:
замена звонких согласных звуков глухими (б – п, д – т); замена р, л звуками и, в, в, и’;
замена свистящих и шипящих звуков близкими к ф, в; межзубная произношение свистящих и шипящих звуков; носовая и боковая произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков; горловая произношение звука р [3, с. 43-44].
Подводя итоги выше изложенного, следует сделать отметить, что на данный возрастной период детям присущи такие речевые нормы:
Развернутая диалогическая речь;
Строят простые и сложные предложения (3-5);
Овладение лексико-грамматическими конструкциями;
Рассказывает сказку или яркое событие, рассказ;
У ребенка должны быть сформированы все звуки алфавита, включая сонорные (л, г);
Словарный запас слов должно быть 3000-4000.
Список литературы:
1. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР. – М, 1984.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.
3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – С-П. 2000.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
Источник
Консультация для родителей
«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»
Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность.
Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.
В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.
В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?
Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?
К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.
В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.
Особенности речи детей 4-5 лет
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р.
Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч – вместо «красный» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.
Источник