Развитие речи ребенка в средней группе

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Развивая речь –

мы вступаем на путь познания

Развивая мысль –

мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь – результат общения взрослого с ребенком!

Развиваем речь, играя

(домашняя игротека)

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Читайте также:  Развитие ребенка на седьмой неделе беременности

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

«Я заметил»

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

– Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

– Медведь осенью засыпает, а весной…

– Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

– Мокрое бельё развешивают, а сухое…

– Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

– Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

– Бодается, мычит, пасётся?

– Крадётся, царапается, мяукает?

– Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

– Четыре ножки, спинка, сиденье.

– Корень ствол, ветки, листья.

– Носик, крышка, ручка, донышко.

– Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»

Источник

                      Доклад на тему:

«Работа воспитателя по развитию речи детей в средней группе»

                                                     Выполнила: воспитатель

                                                     МБДОУ«Детский сад №15»

                                                     Илюшина Н.Н.

Воронеж 2020г.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?

  1.  Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо передать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, владеть четкой дикцией.
  2.  Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад…»; «И у нас на даче есть…».
  3.  Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.
Читайте также:  Роль двигательной активности в развитии ребенка дошкольного возраста

Краткая характеристика речи детей средней группы

Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапину). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы. Употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  •  исчезает смягченное произношение согласных;
  •  многие звуки произносятся более правильно и четко;
  •  исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  •  исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще

не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

детей, начатую в младших группах.

Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с’, з, з’, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л„ р, р,), звонких (в, д, б, г).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные заполняет в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

Занятия

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха и как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодико-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

  1.  Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ, и сонорных л,р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т,д, н.
  2.  Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к,г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков:

Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,С’,3,3’,Ц.

В средней группе воспитатель решает задачи по развитию связной речи

При решении задач развития диалогической речи вам предстоит:

  •  формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
  •  воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:

  •  проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т.п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.);
  •  способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия 9посуда, одежда, мебель, животные – домашние и дикие, цветы – садовые, луговые и т.п.), прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
  •  демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
  •  начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Ваша задача – привлекать внимание детей к новым словам pi помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

Ваша собственная речь не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К,Д, Ушинский). Вам предстоит широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко), конструкции с разнообразной подчинительной связью.

Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале – исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так…»), позже – предоставляя ребенку возможность исправить ошибку самостоятельно.

Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Она способствует формированию этой деятельности, но и сама при этом совершенствуется, обогащаясь за счет «языка» этой деятельности. И здесь как ведущая форма обучения детей выступает диалог, однако следует подчеркнуть, что он не обеспечивает решения задач развития речи.

Читайте также:  Упражнения для развития грудной клетки ребенка

У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе любой продуктивной деятельности, уже достаточно содержательны. Ваша задача – не оставлять без внимания вопросы детей:        «Как

получилось?», «Как сделалось?», «Как сделать?». Эти вопросы свидетельствуют о стремлении ребенка осознать способы деятельности, что чрезвычайно важно для его развития.

Беседуя с детьми, важно:

  •  проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;
  •  быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;
  •  говорить не спеша;
  •  следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.

Формы работы на активизацию диалогической речи I Занятия и игры-занятия.

Цель занятий и игр-занятий – вовлекать детей в разговор на определенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных вопросов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.

В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действительно уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, восполняя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удовольствие.

Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, если разговор касается:

  •  личных проблем ребенка;
  • домашних животных;
  •  леса и его обитателей;
  •  животных Африки.
  •  зоопарка и цирка,
  •  маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов и т.п.,
  •  героев телепередач для малышей и взрослых.

«Не плачь, мышонок»

В этой игре вам надо взять на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет и плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книги с картинками, объясняют правила игры. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает.

  •  Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет?
  •  Я с тобой поговорю. Я твои слезки вытру.
  • А ты кто?
  •  Я африканская мартышка. Слыхал?
  •  Нет, мне мама про мартышку не рассказывала. А почему ты фри., фри., фрикадельская мартышка?

Не фрикадельская, а африканская. Я живу в такой стране – Африка называется.

  •  Ты ко мне близко не подходи, потому что ты лохматая, как кошка. Ты меня не съешь?
  •  Не съем. Я ем бананы и яблоки.
  • Бананы? А что это такое -бананы? Они похожи        на сыр?
  • Не похожи, но они вкуснее сыра. Я их обожаю.
  • Что делаешь?
  •  Ну, обожаю, то есть очень сильно люблю.
  •  Вкуснее сыра ничего на свете нет! Я его тоже обожаю.
  •  А ты попробуй банан. У меня вот один случайно остался.
  • Какая большая еда! И жесткая.
  • Сейчас я его очищу и дам кусочек, (чистит,        отламывает

воображаемая ситуация).

  •  Вкусный. Я маме и братишкам оставлю. А ты научи меня собирать мышку разрезных кубиков. Я видел, у тебя это ловко получается., и т.п.

О моих сокровищах

В любое время года дети готовы беседовать о том, какими замечательными сокровищами они обладают. У каждого – свой набор. Время от времени сокровищница пополняется. Поэтому беседы о содержимом сокровенной коробочки не надоедают детям.

Начните с рассказа о «сокровищницах», которые есть у вас самой, покажите их детям (искусственный цветок. Кружевной носовой платочек, бусы, кошелек необычной формы и т.п.). Расскажите о сокровищах. Которые были у вас в детстве.

  1. Речевые игры

Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относится и сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, надо познакомить детей с лучшими литературными образцами этого жанра «Что получится, то и получится», «Кто это был?», «Садовник и цветы», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак’»

III. Игры и упражнения со звуками и буквами

Многие дети в четыре-пять лет правильно произносят все звуки родного языка, но достаточно много и таких детей, которые искажают и заменяют в словах шипящие и свистящие звуки, а также звуки л, л’, р, р . Дети, имеющие дефекты речи, требуют к себе особого внимания. С ними необходимо проводить индивидуальные занятия, включающие показ и объяснение артикуляции звуков, многократное их повторение посредством игровых упражнений

На пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношения, дикцией, но и для подготовки к обучению грамоте.

Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается:

  •  в многократном повторении звукосочетаний, которые взрослыми кажутся бессмысленными. Подобного рода звукосочетания часто встречаются в малых формах фольклора для детей («Чики- брики, ты куда?»), в авторских стихах и сказках;
  •  в стремлении подбирать близкие по звучанию слова (Любушка- голубушка);
  •  в попытках определять на слух наличие знакомого звука в слове («Мое имя начинается с буквы К: Кирюша. И еще в нем есть буква Р: Кир-рюша»),

Целенаправленная и систематическая работа воспитателя по развитию речи позволяет выполнить программные задачи, поставленные для детей среднего возрастного уровня.

Литература:

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Источник