Развитие речи ребенка в семье консультация логопеда
Консультация для родителей
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
∙ Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
∙
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
∙ Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
∙ Разрезные картинки из двух и более частей.
∙ Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
∙ Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры:
пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные
палочки и т.д.
∙ Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
∙ игры на развитие мелкой моторики,
∙ артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
∙ игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
∙ игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.
Д
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном.
Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!
Подготовила: учитель – логопед Татьяна Ивановна Га
Источник
Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье»
Развитие связной речи ребенка
в семье.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую(речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).
Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».
Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Желаю вам удачи!
Список литературы:
- Арушанова А. Сценарии активизирующего общения в семье: [развитие речи] / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошк. воспитание. — 1994. — № 12; 1995. — № 2, 4, 5.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.
- Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6
- Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980 г.
Источник
Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев. Среди многих родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуковая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни.
Оказать реальную помощь по развитию речи в РАННЕМ возрасте и стимуляции речевой активности, помогут специальные приемы:
– РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ. Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, четко, короткими простыми предложениями. Например: «Я сейчас возьму чашку. Чашка на столе. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
– ПРОВОКАЦИЯ, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например: вы хорошо понимаете, какую игрушку дать ребенку, но даете совсем не ту. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это же будет и моментом, стимулирующим малыша назвать, нужный ему предмет. При возникновении затруднения, подскажите ему: «Я не понимаю, что ты хочешь: куклу, мишку или машинку?». В подобных ситуациях ребенок активизирует свои речевые возможности, чувствуя себе намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
– РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом. Если сможет, ребенок повторит за вами, если нет, то достаточно и того, что он вас слушает. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Это овощной суп. Очень вкусный. Суп кушают ложкой».
– ПРИГОВОРЫ. Использование игровых потешек, песенок, стихов, приговоров в совместной деятельности с ребенком. Сопровождение действий малыша словами, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникать в их смысл. Затем дети постепенно, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями.
Например: «Водичка, водичка! Умой Маше личико!…»
Делаем зарядку: «Хома, хома, хомячок!»… И т.д.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности ребенка в ласке, в физическом контакте.
– ВЫБОР. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора, порождает у ребенка ощущение собственной значимости. Например: «Тебе налить молока или сока?», «Тебе дать целое яблоко или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?».
– ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это рисование, лепка, аппликация, конструирование. Развивают не только лингвистические способности, но и сенсорные, формируют мыслительную деятельность ребенка. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересную историю, сказку.
Родители должны помнить, что очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за СВОИМ произношением, говорили с ним не торопясь, четко проговаривая звуки и слова спокойным, доброжелательным тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых обязательно отрицательно скажется на речи ребенка, он может, также невнимательно, относится к своим высказываниям, не заботясь о том, как его речь воспринимается слушателями. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» – смотри; «не бежи» – не беги; «ваще» – вообще).
Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, отклонениями в развитии зубов, короткой подъязычной связкой, и т.д. Поэтому так важно своевременно обращаться к стоматологу и другим специалистам, что бы вовремя устранить эти недостатки.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже незначительное снижение слуха ведет к неправильному восприятию речи и как следствие к неправильному произношению. Важно оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, включенных на полную громкость магнитол и телевизора. При заболевании органов слуха необходимо своевременное квалифицированное лечение.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Важно помнить два «ЗОЛОТЫХ НЕЛЬЗЯ».
– Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
– Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукоподражаниями. Например, «бибика», «мумука», «ав-ав», «ам-ам». «ко-ко».
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот, хвалить его за такие «успехи». В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда эти звуки ребенок не может произнести в связи с физиологическими особенностями развития детской речи. Т.е. нельзя требовать от ребенка в три года четкого произношения звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «РЬ», «Р».
Несколько простых советов:
– Меньше протертой пищи, побольше – твердой. Пусть жуют: свежие яблоки, морковку, капусту, сухари и баранки. Это хорошо развивает речевой аппарат.
– Поиграйте с язычком. (- Язычок живет в домике. Открой рот (упр «Окошко») и покажи язычок. Сделай: «Заборчик». «Трубочку», «Качели», «Лошадку», «Часики» и т.д.). Можно намазать верхнюю губу капелькой меда или варенья: – Слижи варенье с губы! И т.д.
– Развиваем речевое дыхание. Используем такие игры:
«Сдуй ватку с ладошки», «Погреем руки», «Снежинка», «Самолетик», подуть на бумажную лодочку в тазике с водой. И т.д. Главное следить, чтобы при этом у ребенка не раздувались щеки, а губы вытягивались трубочкой.
Необходимо помнить, что овладение ребенком речью, находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, вы будете не только расширять
кругозор ребенка, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
Побольше читайте ребенку: рассказы, сказки по возрасту. И обязательно потом ребенок должен ответить на вопросы по прочитанному тексту, пересказать небольшой отрывок. Заучивайте стихотворения, загадки, скороговорки.
И самое неприятное: уберите планшеты и компьютеры! Телевизор – как можно меньше! Это, конечно, очень удобно, но кроме вреда, ничего не приносит! Это уже истина, которую нам , ох как не хочется признавать!
Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
Например, проводя в начале года логопедическое обследование, сравниваешь двух малышей.
Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, споет песенку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение (он их знает много: мама ему и пела, и рассказывала, и читала).
И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяли в семье.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми!
Источник